УРОК 2: «Хоровод муз» - 1 час
Содержание: Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных наро-дов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сход-ство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» русская народная песня; «Берёза» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова; «Хора и Сырба» молдавские народные наигрыши;
«Сиртаки» М. Теодоракиса; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов
Оборудование: магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), разда-точный материал (текст песни).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки!
Мы продолжим учиться слушать и слышать музыку.
ЭПИГРАФ:
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна.
Как дождь в окно твоё стучится,-
Повсюду музыка слышна.
Т. Некрасова
На прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.
- Вспомните, какие бывают звуки? (Нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные)
- Приведите примеры музыкальных и немузыкальных (шумовых) звуков? (ответы обучающихся)
Правильно. А ещё на прошлый урок приходила чудесная гостья - Муза.
- Как её звали? (Терпсихора)
Терпсихора — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами:
СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (фрагмент)
- Вспомните название этого музыкального произведения? («Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)
- Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)
Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.
- Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)
3 этап. Изучение нового материала.
Правильно. В реальной жизни не всем доведётся быть исполнителями музыки или её композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем нужно только желание.
Музыка сопровождает нас с самого рождения.
Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах.
Вспомните какой-нибудь праздничный день.
Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни.
Вспомните добрую фею-волшебницу, которая помогает нам путешествовать по музыкальной стране.
- Как её зовут? ( Муза Терпсихора)
Верно. Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами - слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.
Обратите внимание на доску.
Давайте все вместе почитаем тему нашего урока «Хоровод Муз».
Кто такие Музы мы уже знаем.
- А что означает слово «хоровод»? (ответы обучающихся)
Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.
(Учитель обращает внимание обучающихся на доску).
Посмотрите внимательно на это слово.
ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать.
Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.
Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.
ФОНОГРАММА. Звон колокольчика.(вставить в презентацию)
- Вы слышали, как прозвенел колокольчик? (ответы обучающихся)
Это наша фея Терпсихора хочет, чтобы мы отправлялись в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали – РОССИЯ. (На доске открывается табличка)
В РОССИИ существует множество хороводов. Русская народная песня-хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь узнать её.
СЛУШАНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.
- Узнали? Как называется эта песня? (ответы обучающихся)
- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)
Попробуем спеть эту песню так же нежно, неторопливо, чисто.
ПЕНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.
Но ведь «Во поле берёза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец.
Но снова прозвенел колокольчик, а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДАВИЯ. (На доске открывается табличка)
Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба». Послушаем их.
- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)
- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)
Колокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом. Эта страна – ГРЕЦИЯ. (На доске открывается табличка - ГРЕЦИЯ)
Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием
«Сиртаки».
СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец.
- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)
- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)
Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза Терпсихора. Она знакомила нас с древний вид искусства - песнями-танцами, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.
- Как называются такие песни-танцы? (Хоровод)
Правильно. Муза знакомила нас с песнями-танцами разных народов мира.
- Давайте вместе вспомним, по каким странам мы путешествовали? (Россия, Греция, Молдавия)
- Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Во поле берёза стояла», молдавские хороводные пляски с пением «Хора и Сырба», греческий танец «Сиртаки»)
- Какой из хороводов вам понравился больше всего? (ответы обучающихся)
Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Мы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, весёлую и нежную. Вы познакомились с танцевальными движениями греческого «Сиртаки» и русского хоровода «Во поле береза стояла». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был вам понятен.
ПОТОМУ ЧТО музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов.
Давайте поблагодарим нашу Музу за интересное путешествие.
(Учитель и обучающиеся аплодируют Музе)
4этап. Домашнее задание.
Заполнить таблицу «Хоровод Муз!».
«ХОРОВОД Муз!»
РОССИЯ
Х О Р О В О Д
МОЛДАВИЯ
Х О Р А
С Ы Р Б А
ГРЕЦИЯ
С И Р Т А К И
5этап. Подведение итогов урока.
Завершим наш урок работой над «Песней о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.
Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…
Спасибо за урок!