Урок музыки в 4 классе
Учитель:Ширинская Ю.Н.
Тема: Жанровые разновидности и особенности музыки моего
народа. Песенные жанры
Цель:- научить различать особенности песенного жанра;
- ориентировать учащихся на духовное развитие средствами
музыкального искусства;
- активизировать музыкальное мышление;
- формировать способности к разным видам музыкальной творческой
деятельности и к овладению элементарных практических умений и
навыков
Музыкальный материал: 1.»Классное рондо»Д.Кабалевский
2.«Украинская симфония»М.Калачевского(2ч.)
3. Распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из
кинофильма «Звуки музыки»)
4. -Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»
5.-«Рідна мова» Н.Катричко
6. -«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня
7. -Н.Лисенко «Элегия»
8. -Я.Степовий «Зоре моя вечірняя»
9. -П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец
Феи Драже)
10.Русская народная песня «Светит месяц…»
11.Песня «Черевички»
12.Звучание некоторых инструментов
Тип урока: урок углубления темы
Оборудование: видеопроектор;темброво-шумовые примитивные инструменты; портреты украинских композиторов, композиторов периода барокко, классики,романтизма; презентация к уроку; программа «Piano Station»
Ход урока
1.Организационный момент
Вход учащихся и рассаживание по местам под звучание «Украинской симфонии» М.Калачевского.
2.« Музыкальное приветствие.
Исполнение попевки «Четвероклассники»(на мелодию «Классное рондо» Д.Кабалевского).
3.Распевание
Исполнение распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из кинофильма «Звуки музыки»)
4.Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Что вы можете сказать про музыку, которая звучала в начале урока?
Во2 части «Украинской симфонии» Михаила Калачевского (демонстрация портрета) звучит шуточная народная сцена.Музыка ее выросла с 1 фразы народной песни «Дівка в сінях стояла»
Какие инструменты вы услышали в звучании «Украинской симфонии» М.Калачевского? (флейты, гобои, кларнеты, трубы, литавры, фаготы, валторны)
5.Сообщение темы, задач урока.
-Тема нашого урока: «Жанровые разновидности и особенности музики моего народа» И мы сегодня будем говорить о песенных жанрах.
Прочитайте эпиграф:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том , чему мы от него учимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся»
О. Уайльд
6.Мотивация учебной деятельности.
(Шум моря)
-Продолжаем путешествие на нашем корабле по стране певучих мелодий.(Демонстрирую карту «Песенной страны»)Побываем сегодня в «Царстве песен»
7.Восприятие и осознание ученого материала.
Презентация
1слайд
–Давайте прочитаем и вспомним, какие виды песен существуют и о чем эти песни:
-Обрядовые
-Трудовые (жатвенные)
-Козацкие
-Исторические
-Коломийки
-Шуточные
-Детские
-Колыбельные
-Лирические
2слайд
-Определите, к какому жанру относятся эти песни.
-Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»
-«Рідна мова» Н.Катричко
-«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня
(Открывают на карте окошечки городов к каждому жанру)
3слайд
-Определите жанр народной песни по фотографиям:
4слайд
5слайд
6слайд
(Открывают на карте окошечки-иллюстрации к каждому жанру , звучит соответствующая музыка)
г.Козацких песен
г.Детских песен
г.Шуточных песен
г.Исторических песен
г.Обрядовых песен
4слайд
-В буквенной таблице по горизонтали и по вертикали найти название 10 музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.
-Проверим вашу работу: если вы нашли такой инструмент- поднимайте фишку(включаю презентацию)
5слайд. Презентация «Музыкальные инструменты и их звучание)
8. Слушание музыки
-По фрагменту прозвучавшего произведения определите композитора и покажите его портрет.
-Н.Лисенко «Элегия»
-Я.Степовий «Зоре моя вечірняя»
-П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец Феи Драже)
9. Закрепление изученногоматериала
Игра «Веселые подружки»
(Звучит русская народная «Светит месяц..»)
-К нам в гости пришли веселые подружки :Глашенька, Дашенька ,Наташенька.Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Глашенька…(Деревянной матрешкой выстукиваю ритмический рисунок под музыку.
-Повторите ритмический рисунок шумовыми инструментами…
(проведение игры)
10.Оценивание учащихся
-Сегодня на уроке отлично работали:…..
Они получают нотки.Прикрепите их на нотный стан.А теперь послушайте как звучат эти нотки.(играю мелодию)
-Угадайте мелодию…
11.Исполнение песни «Черевички»
-Ребята, вспомним и споем эту песню.
-К какому виду отнесем эту песню?
-На карте это город Лирических песен
(Исполнение, инсценирование, танцевальные движения)
12. Итог урока
-В каких городах мы сегодня побывали?
-Произведения каких композиторов слушали?Как называются произведения?
Анонс: на следующий урок мы продолжим путешествие в г.Обрядовых,г.Шуточных,г.Колыбельных песен.
-Ребята, посмотрите на экран, нам дельфин что-то пытается сказать- послушайте…(Звук дельфина)
-Он говорит, что за борт нашего корабля зацепился кит.Давайте посмотрим
(Зацепился за борт корабля. )
(Достают ус синего кита.)
Надпись: «Ус синего кита…Из кругосветного плавания. Исполняет желания!!!
-Как вы думаете, что это за кит? (Три кита музыки-Кит-песня)К сожалению, от 3-тонного кита остался только 1 ус .Но я знаю, что кит будет жить.Просто он нам подарил подарок. А теперь подойдите и загадайте желание… Все ваши желания сбудутся, если вы в это будете верить .