06.10.23 8класс
Тема урока:
«Связь музыки с изобразительным искусством»
Цель: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств.
Задачи: научить осмысленно воспринимать музыку.
Учитель:
Мы с вами знаем, что музыка тесно связана с разными видами искусства. Мы изучали взаимосвязь музыки с литературой. Если литературные произведения часто являются источниками для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей музыки с изобразительным искусством значительно меньше. Во всем мире известна фортепианная сюита М. Мусоргского «Картинки с выставки», она была создана на рисунки его погибшего друга композитора Виктора Гартмана.
В тоже время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, батальное полотно, гравюра, орнамент и др.
Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе. Всегда была связана с другими видами искусств, оказывала на них воздействие и, в свою очередь, испытывала на себе их влияние. Так художниками были созданы портреты великих композиторов: Вольфганга Моцарта, Фридриха Генделя, Петра Чайковского. С древних времен музыкальные инструменты, музицирующие люди часто становились персонажами картин разных художников. Например, французского живописца Жана Антуана Ватто.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописней, словно рисует картину. И наоборот, есть такие живописные картины, которые можно назвать звучащими, т.к. в них усилено музыкальное начало.Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины (пример «Утро» Грига).
Любой рисунок, как в музыке, так и в изобразительном рисунке рассказывает зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несет в себе характерную интонацию.Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой. Ниспадающие, нисходящие линии – успокоение или грусть, печаль;Восходящие, взлетающие – радость, свет, энергию, устремленность.
Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляем выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства – звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят «яркий звук» или «звучный цвет».
Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных) которое происходит с определенной последовательностью.Если произведения изобразительного искусства зритель охватывает взглядом целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем и слушателем раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор.
Жанр пейзажа имеет большое значение в русском искусстве. В пейзаже человек находит отклик на свое безотчётное стремление вдаль, на влечение к вольной жизни. Образы природы вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, композиторов, писателей.
Теперь я хочу показать вам несколько картин и буду включать музыку, а вы попробуйте подобрать под каждую картину свою.
Сергей Рахманинов « Весенние воды»
Григ «Утро»
Григ «Утро»
Чайковский «Осенняя песнь»
Римский-Корсаков « Океан.Море синее»
Бородин «Богатырская симфония»
Домашнее задание : нарисовать рисунок к определенной мелодии