СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе по теме : "Рождество Христово"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети знакомятся с понятием "колядка", с историей возникновения праздника, разучивают рождественскую колядку, собирают слова из букв.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во 2 классе по теме : "Рождество Христово"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №4»







Урок по музыке

«С Рождеством Христовым» 2 класс











Составитель: Анучина Людмила Викторовна,

учитель музыки высшей квалификационной категории.



2016-2017 уч. год





Цели урока:

- знакомство с событиями , связанными с праздником Рождества Христова и народными обычаями празднования Рождества;

- приобщение учащихся к культурному наследию России.

Задачи урока:

- знакомство с народными песнопениями, колядками, с понятием- колядка;

- воспитание интереса к народным обычаям и истории их возникновения;

- развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания новой песни.


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

А) Знакомство с новым материалом

Б) Разучивание колядки «Рождественское чудо

4. Закрепление пройденного материала

5. Итог урока. Выставление оценок



Ход урока:

(звучит колокольный звон, дети входят в класс) (слайд №1)

Учитель: (слайд №2) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого, надеюсь, мы определим с вами вместе. А для этого мы послушаем произведение немецкого композитора 19 века Роберта Шумана «Ночь тиха». Слушайте внимательно!

- О чем говорит эта песня? О каком событии? Догадались?

- Какое настроение вызывает эта музыка?

- О чем нам рассказывает это произведение?

- Какую картину вы себе представляете?

(ответы детей)

У : (слайд №3) Правильно. О празднике Рождества. А что вы знаете об этом празднике?

(ответы детей)

У : Наше летоисчисление ведется от Рождества Христова. Какой сейчас год? Значит сколько лет назад произошло это событие? (2014 лет назад).

У : Как звали мать Иисуса Христа? (Мария).

У : Послушайте историю о рождении Иисуса Христа.

(слайд №4)В Назарете (это одни из древних городов Палестины) жила давным-давно девушка по имени Мария. (слайд №5) В три года родители впервые привели её в храм. Когда она была ещё девочкой, родители умерли, так как были уже пожилыми и Мария воспитывалась при храме.

.


(слайд №6) Когда ей исполнилось 14 лет, её обручили с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он имел взрослых детей, а жена скончалась. Марии он стал вместо отца.


(слайд№7)Однажды Ангел явился Марии и сообщил ей: «Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: у тебя скоро будет сын. Он будет Сыном самого Бога. Ты назовешь его Иисус».


Однажды император Август, правивший тогда, велел переписать всех жителей .Каждый человек должен был вернуться в тот город, где жили его предки. Иосиф с Марией отправились в Вифлеем, где родился их предок царь Давид.


(слайд№8) Они шли долго, так как Иосиф был стар и не мог быстро идти. Когда они прибыли в город, то оказалось, что мест в гостиницах уже не было. Одна за другой перед ними закрывались двери - никто не хотел впускать их на ночлег. Наконец, остановились они в пещере, куда пастухи загоняли на ночь овец. Наступила холодная январская ночь. Мерцали звезды, кругом была тишина. (слайд №9) В ночь с 6 на 7 января у девы Марии и родился младенец. Никто не знал об этом, казалось, вся земля была объята глубоким сном.

(слайд №10)И только пастухи сидели у большого костра и пытались согреться. (слайд №11)Вдруг просиял яркий свет. В испуге вскочили они с земли и увидели ангела. «Не бойтесь!» - сказал им ангел. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям – сейчас родился нам Спаситель. Вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях ( кормушка для скота). (слайд №12) Пастухи пришли и поклонились Младенцу, а потом рассказали, что случилось с ними в поле. (слайды № 13, 14) Не только люди, но и животные пришли посмотреть на Младенца.

( слайды 15, 16)В старину люди не знали, как устроен мир. Мудрецы наблюдали за звездами и звались звездочетами. Считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. В тот час, когда родился Иисус, в небе загорелась большая звезда.

Эту звезду увидели три мудреца: Гаспар, Мелхиор и Валтасар, жившие на Востоке.


( слайды 17 ,18)Мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда указывала путь. Она остановилась над тем местом , где находились Дева Мария, Иосиф и Младенец. Они принесли ему самые драгоценные дары Востока: золото, ладан и смирну (душистое масло).


(слайд №19) Иосифу явился ангел и велел им возвращаться домой другой дорогой, потому что царь Ирод ищет его, чтобы погубить младенца.


Иосиф послушался ангела и ушел с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.


В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.


(слайд №20)В нашей стране Рождество – один из самых любимых праздником. С его празднованием связаны интересные обычаи.


С наступлением темноты молодежь оправлялась колядовать по деревне. Они стучались в каждый дом и , когда хозяин отворял дверь, исполняли специальные рождественские песни – колядки. (слайд №21) Колядки - это маленькие песни , рассказывающие историю появления на свет Спасителя – Иисуса Христа.


Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, мира в семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.

У : Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?

(ответы детей)

У : Какие вы колядки знаете?

(слайд №22)А я в детстве тоже пела колядки, поздравляла соседей и получала целый мешок всяких сладостей. Колядки мы пели не только на русском, но и на украинском языке. Давайте я спою вам фрагмент украинской колядки «Добрый тебе вечер». А вы мне ответите, поняли ли вы текст колядки.

Учитель поет два куплета.

А теперь послушайте фрагмент этой же колядки, но в исполнении мужского хора.

Скажите, а в исполнении участвовали музыкальные инструменты? (нет). А как называется пение без инструментального сопровождения? ( а капелла)

(ответы детей)

Не правда ли, русский и украинский языки очень похожи.

У: А теперь давайте с вами разучим рождественскую колядку, которая называется «Рождественское чудо». (слайд №23)

Послушайте её. Старайтесь проследить за текстом на экране.

А теперь давайте сделаем несколько упражнений на дикцию, чтобы мы четко выговаривали слова. (проговаривание текста, разучивание по фразам)


У: Ну вот, теперь и вы знаете колядку и теперь сможете на праздник поздравлять своих друзей и родных.


Физкультминутка:

Давайте поиграем в игру «Собери слово». (Дети по сигналу берут напечатанные листы, на которых буквы , составляющие слова «Рождество», «Колядка». Становятся в круг. Называют каждый свою букву. Затем становятся так, чтобы получилось слово).


Закрепление пройденного материала.

Итак, давайте повторим материал урока.


Как называется праздник рождения Иисуса Христа?

(Рождество)

Как называется место, куда положила Дева Мария Новорожденного?

(ясли)

Что привело мудрецов к пещере?

(звезда)

Как называется город, где родился Спаситель?

(слайд №24) Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Кто ещё был в вертепе ( в пещере)?

(ослик и вол)

Что общего между прозвучавшими на уроке народными песнопениями? Как они звучат?

(ответы детей)

Какую песню мы с вами сегодня разучили? («Рождественское чудо»).




С какими дарами мы можем прийти к этому празднику?


Наши дары – это наши добрые дела.

(слайд№25) Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие.

Когда-то на Руси существовал такой обычай - устраивать рождественские «ёлки» для животных и птиц. Найдите на школьном дворе небольшую елочку, повесьте на ней кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в неё тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.


(слайд 26) А сейчас разрешите преподнести вам и нашим гостям в подарок Ангелочков. Пусть они напоминают вам о нашем уроке, о празднике Рождества, о добре и милосердии.

Можете повесить их на вашу рождественскую елочку.


Домашнее задание: спросить у родителей, какие они знают колядки; нарисовать рождественскую елочку.


Выставление оценок.


На этом наш урок окончен.

Всем спасибо. До свидания!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!