Конспект урока по музыке во 2 классе.
«Детский музыкальный театр. Балет. »
учитель музыки МОУ СОШ №24» Штейнбек О.Ю.
Тема урока: Детский музыкальный театр. Балет.
Вид урока: Урок-путешествие
Цель: Познакомить с новым музыкальным жанром - балетом, его характерными особенностями
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Планируемые результаты :
предметные: научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку, связывать художественно-образное содержание с конкретными явлениями окружающего мира.
метапредметные: регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции в взаимодействии;
личностные – наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия)через анализ содержания произведения искусства.
Музыкальный материал: «Вальс» и «Полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьева (видеофрагмент) « В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
-На прошлом уроке мы познакомились с понятием музыкальная сказка. А сегодня мы отправимся в путешествие. Зачем и куда вы узнаете позже. А пока скажите, каким способом можно путешествовать? ( Ответы детей.) А теперь послушайте, как мы будем путешествовать.
Песня Р.Бойко « На лошадке» из цикла Серебристый поясок».
-Что вы услышали в музыке? ( слышно как цокают копыта.) - Верно. А как движется лошадка? ( небыстро, гордо, спокойно.) Интересно, далеко ли мы едем? Слушайте.
Исполнение первого куплета.
До Парижа, До Парижа на лошадке рыжей. До Анжера, до Анжера на лошадке серой.
Шагом, шагом, рысью, рысью - цок-цок-цок! Шагом, рысью-цок-цок-цок!
- Так куда же мы отправились? ( В Париж.) Париж и Анжер находятся во Франции.
- В Париж, ребята мы с вами едем не случайно. В этом городе жили когда-то сказочники – братья Гримм. Я хочу познакомить вас с одной героиней их сказки, удивительно милой девушкой, у которой много трудностей в жизни, но много терпения и упорства.
Загадка : - На балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть на бал,
То голову принц от любви потерял.
Может вы догадались, как её зовут? (Золушка.)
- Весь мир знает историю Золушки. О ней многие авторы сочиняли стихи, песни, эту сказку не раз экранизировали, ставили спектакли в театре. Но сегодня мы с вами отправились не просто в путешествие, а музыкальное путешествие, где господствует танец, в загадочный мир под названием Балет.
Балет - это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца.
- Перед вам портрет великого русского композитора XIX в. Сергея Сергеевича Прокофьева. Вы уже знакомы с этим композитором. Балет написан в трудные для нашей страны годы, когда шла война. В 1944 году появляется музыка балета «Золушка». Как вы думаете, почему, в столь тяжелый военный год, композитор пишет сказку? - Что хотел сказать С.С. Прокофьев своей сказкой? (В сказке добро побеждает зло). Прокофьев верил в победу.
И наше путешествие посвящено великому шедевру мировой классики – балету С.С.Прокофьева «Золушка».
Демонстрация видеозаписи сцена “Вальс и Полночь” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.
Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
После слушания, беседа с детьми.
-Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал? ( Ответы детей)
- Вальс? ( да)
-Что же нам помогает это почувствовать? (Ритмический рисунок.)
-Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали? (Танцевали).
- Какой характер этого танца? ( Яркий, праздничный, блестящий, игривый).
- Какого героя рисует музыка? ( Она рисует Золушку).
-А вальс всегда одного характера? ( Нет, музыка изменила свой характер)
– Давайте вспомним, какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)
Сделаем вывод : к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
- А какими чертами характера обладает мачеха? (…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка)
- А какие сестры? ( ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером).
Сделаем вывод : к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните, ребята, Золушку и мачеху с её дочками, что вы можете сказать об этих героях (они противоположны друг другу)
– Композитор и автор этой сказки балета использует прием контраста (добро и зло).
- Ребята, а кто-нибудь помогал Золушке, когда должно было исполниться 12 часов? (нет). Вы слышали, как часы пробили полночь.
-Слушаем мелодию часов перед боем.
-Похоже, что часы хотели Золушке что-то сказать. (Они хотели ее предупредить.)
- Почему музыка стала тревожной? (Стрелки часов стали приближаться к двенадцати).
- Почему изменилась музыка во второй части после боя часов? ( Музыка стала грустная, полная разочарования, так как Золушка вновь превратилась в бедную девушку. Исчезло красивое платье, карета.)
На доске слова, определяющие настроение. Тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.
Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты.
- Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? Дети отвечают. Ответы ребят сравниваем со словами на доске.
-Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.)
С.С. Прокофьев был удивительный сказочник. Он умел разглядеть в сказке глубину и мудрость.
- О чем рассказывает балет? ( О Золушке)
В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.
- Как Золушка относилась к капризам своих сестер? ( Она оставалась доброй и мягкой).
-Что же потеряла героиня? А может быть, она что - то приобрела? (Она приобрела чувство любви. Сбылась её мечта – танцевать на балу).
– Понравилось ли вам на балу? (Ответы детей.)
- Ребята, кто попробует ответить, так что же такое - балет?
Варианты ответов детей. (Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.)
-Что делали главные действующие лица? (танцевали)
Какой музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
Вот как музыка рассказала о танце и привела нас в балет.
- А какие инструменты вы услышали? (Дети перечисляют инструменты.)
-Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах? (Оркестр).
- Как называется человек, который руководит оркестром? ( Дирижер)
-В нашу жизнь история Золушки вошла как история потерянной хрустальной туфельки. Этот образ хрустальной туфельки – изящен и привлекателен.
Вот и подошла к концу наша сказка. Мы еще не раз с вами совершим путешествие, а сейчас нам пора возвращаться. А на прощание мы споем песню « В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского и скажем сказке: «До новых встреч!»
Домашнее задание
1. Продолжить знакомство с волшебным жанром музыки – балетом.
2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки
братьев Грим « Золушка».