Урок музыки № 1 в 1 классе
Тема Молитва.
«Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет,
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет…»
И.Никитин
Цели: познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;
развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.
Планируемые результаты:
предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;
метапредметные : регулятивные –формулировать и удерживать учебную задачу , выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;
личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.
Музыкальный материал : П.Чайковский. «Утренняя молитва»,«В церкви»
Тип урока : комбинированный , путешествие в историческое прошлое.
Ход урока
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Оформление работы в тетради согласно орфографического режима. (без записи темы, она закрыта). Одновременно звучит музыка «Вальс» П.Чайковского.
II. Мотивация учебной деятельности.
Под какую музыку мы с вами сейчас работали?
-Звучал танец – «Вальс» Чайковского.
Да, это был «Вальс» из «Детского альбома», который Пётр Ильич Чайковской сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?
- «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны куклы», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».
Объявление темы , формирование целей урока.
Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.
Тема нашего урока необычная - «Молитва». Как вы понимаете это слово ?
(Дети объясняют значение этого слова.)
Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.
Церковь в нашем поселении совсем новая. Кому она посвящена? («Святым великомученикам крымским). Что вы о них знаете?
III. Работа над темой урока.
1.Вступление.Подготовка к восприятию музыки.
Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.
(Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)
Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.
Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи
И. Никитина:
Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.
2.Слушание
А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).
Какая музыка по характеру, темпу?
-Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.
Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.
Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?
- Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.
Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)
Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду - в храме, в доме, в дороге...
(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)
Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.
(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)
Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.
А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?
-Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.
3. Вокально-хоровая работа.
Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был снами на этом уроке, всё будет хорошо. Ведь впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.
Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
V. Д/З.