СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Что такое суффикс?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Что такое суффикс?"»

Урок русского языка по теме "Что такое суффикс. 2-й класс


Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.


Задачи:

актуализировать знания учащихся о частях слова;

узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;

способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.


Формирование УУД:

способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

способствовать формированию коммуникативных умений.


Оборудование и материалы:

учебник: Н.А.Чуракова «Русский язык. 2 класс»

раздаточный материал

памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).

карточки для работы в группах

карточки для дифференцированной работы

проектор, компьютер

Презентация Microsoft Power Poin



Ход урока

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок тогда.


– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями

Дети настраиваются на активную работу

Личностные:

самоопределение,

Регулятивные:

целеполагание,

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Фронтальная работа

– Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.


Чч Аа Сс Тт Ии

Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)




Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь ?




29 января.

Классная работа



Работа на минутке красивого письма.





- Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.

– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические – анализ

объектов с целью

выделения главного

3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока

Фронтальная работа.

Приём «Кластер»







































































Работа в парах.

– Какие части слова вы знаете?


Слово делится на части,

Ах какое это счастье?

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей?


Выкладывается «Кластер».

Части слова



корень

окончание

основа







– Что такое корень?




- Что такое основа?




-Что такое окончание?


– Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Выделите в этих словах корень, окончание, основу.

Дома

Леса

Нора

Травка


- Что такое К?


-Знаем мы такую часть слова?



-Как вы думаете какую цель мы сегодня поставим на уроке?


- Посмотрите внимательно

где находится эта часть слова?



- Ребята, часть слова, которая находится после корня, называется СУФФИКС.


- Тема нашего урока «СУФФИКС».


- Какая орфограмма находится в этом слове?


- Итак, кто попытается сказать что такое суффикс?


– Где мы можем проверить наши предположения?



- Ребята, откройте учебник на странице 23. Прочитайте правило.

-Найдите в этом правиле как обозначается суффикс?


-И для чего служит?


После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю

Другое слово получу.

Обозначу уголком

Называю суффиксом.


- Выделите в слове травка суффикс.


- В нашей таблице какая часть слова добавляется?


– Корень, основа, окончание


















– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова.



-Часть слова без окончания называется его основой.



-Часть слова, которая изменяется,

называется его ОКОНЧАНИЕМ.






Дома

Леса

Нора

Травка


(затруднение)


-нет




Мы сегодня познакомимся с новой частью слова.



- Она находится после корня.













- Удвоенная ф.



- Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня.


- В учебнике.









- Уголком.


- Для образования новых слов.













-Суффикс.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные –

самостоятельное

выделение –

формулирование познавательной цели; логические –

формулирование

проблемы

Коммуникативные: работа в группах.

4. Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.


Показывается физминутка.

Учащиеся выполняют движения.










1 группа

Задание. Найти слово суффикс в толковом словаре.

Запишите, что оно обозначает.

Подсказка. Стр.1024.


Дети работают в группах.




5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации


Групповая работа.

Образование слов с помощью суффиксов.

Создание копилки суффиксов.


2 группа


Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ист-


строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


Дети работают в группах.


Проверка.


– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.


Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).





3группа


Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.


Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня – … Алёша – …

Света – … Федя – …

Дима – … Люба – …


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

Проверка по слайду







– Имена звучат ласково




4группа


Задание. От слова дом, кот образуйте слова с помощью суффиксов: --ищ-, -

Подумайте, какое значение имеет этот суффикс.

Проверка по слайду (Слайды 14-16

– Увеличивает предметы




5группа

Задание. От слова дом, лес образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, , -ишк-,- ок.

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

- Уменьшает предметы.




6группа

Образуйте слова с помощью суффиксов:онок,-ёнок.

Задание..


Лось, белка

Тигр, волк

гусь мышь


Название детенышей.






6. Физминутка.


Показывается видеофизминутка, Физминутка для глаз.



7. Первичное закрепление.


Самостоятельная

работа. Разноуровневые карточки.

Самопроверка по эталону.

- Ребята, давайте закрепим наши знания. У вас на партах карточки разных цветов.


- Кто уверен, что он всё понял, уверен в своих силах, тот выбирает – голубую карточку.

Голубая карточка:

Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.

Детёныш орла-

Человек играющий на гитаре-

Тот, кто любит шутить-

Любящий мечтать-


- Кто что-то не понял, немного сомневается в своих силах, тот выбирает – зелёную карточку.

Зелёная карточка:

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффикс.

Тр___пинка, с__вёнок, л__сок, л_сёнок


- Кто испытывает затруднения, не уверен в своих силах выбирает - жёлтую карточку.

Жёлтая карточка:

Вместо слов в скобках впиши родственные слова с суффиксом – ок.

Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю

Придёт серенький ______(волк)

Он ухватит за _______(бок)

И потащит во _______(лес).


- Какие трудности были при исполнении задания?


- Что нужно сделать чтоб завтра не допустить этих ошибок?



8. Итог урока, рефлексия: создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности

Приём фишбоун.

– А теперь давайте подведем итог нашего урока.

– Над какой темой мы сегодня работали?


– Что же такое суффикс?

Слайд 25



– С какими суффиксами познакомились?

(верхние рёбра)


– Какие смысловые оттенки они вносят?

(нижние рёбра)


– Дополните предложения.

Дополнение предложений на сл.

– Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …


Д/З на выбор.

  1. ТСР№2, с.17 №22

  2. Уч. С.24,№22





– Суффикс

(голова)


-Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. ( позвоночник)


-тель-, -ник-, -ист-, -очк-, -ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-, -онок-, -ёнок-

егулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!