Тема урока: Письменность и знания древних египтян
Цели: познакомить с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте; показать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций; дать представление о школе в Древнем Египте; на примере знаний, которые давались в древнеегипетской школе, рассказать о развитии науки; раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; познакомить с особенностями египетских счета и системы мер; воспитывать уважительное отношение к чужой культуре.
Планируемые результаты:
предметные: описывать памятники истории и культуры древних египтян; объяснять особенности научных знаний египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян; расширять опыт оценочной деятельности;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(карточки)
Что было раньше: походы Тутмоса в Азию или строительство пирамиды Хеопса? На сколько раньше? (Тутмос -1500 г. до н.э., Хеопс - 2540 г. до н.э. Раньше Хеопс на 1040 лет)
Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды. (пирамида должна была возвеличивать фараона при жизни)
Расскажите о строительстве пирамид.
Опишите египетский храм.
Какие обряды проводились?
Какие правила должны были соблюдать египетские художники?
Мотивационно-целевой этап
Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно было разглядеть и змею, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян еще в древности называли иероглифами — «священными письменами». Ученые очень долго не могли их расшифровать. Французский ученый Франсуа Шампольон впервые увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту», — сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Сумел ли он ее осуществить? Узнаем об этом на нашем уроке.
В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, — более 5000 тыс. лет назад.
Проблемный вопрос. Почему должность писца так высоко ценилась в Древнем Египте? В чем загадочность и трудность египетского письма?
Работа по теме урока
1. Загадочные письмена
Действительно, 5 тыс. лет назад знаний было накоплено больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Именно это привело к появлению письма.
Предлагаю сегодня выступить в роли египтян, которые учатся писать. Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью. Первыми знаками для письма были рисунки. Называются они иероглифами, что в переводе означает «священныеписьмена». Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.
Иероглифов было намного больше — около 750. Да, нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить все иероглифы. Каждый был похож на рисунок и передавал целое слово.
Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: солнце, идти, плакать.
Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения.
Затем иероглифы стали обозначать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. К примеру, иероглиф обозначал слово рот, затем и согласный звук р, а иероглиф хлеб, затем он стал употребляться для передачизвука т, потому что по-египетски хлеб звучит как тэ. Иероглифом мотыга могли записывать сочетание согласных м и р в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне ставили рядом со словом значок-определитель.
Давайте подумаем, почему это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф СЛ. Какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло.)
Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков.
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.
Как же был раскрыт секрет египетских иероглифов?
Лишь в начале XIX в. этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена плита.
Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, так называемый картуш, обозначают имя какого-нибудь фараона.
(Демонстрируется рисунок.)
РА М СС
Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака обозначают звук с. Предшествующий иероглиф он также знал — это был звук м. Оставалось разгадать самый первый значок.
Что он обозначает?(Солнце.)
Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)
Имя какого фараона обозначает это слово? (Рамсес.)
Попробуем разгадать другую надпись.
(Демонстрируется рисунок.)
ТОТ М С
Первый знак изображал птицу ибис, а два других были ему уже знакомы (м и с).
Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса. (Бог Тот.)
Имя какого фараона обозначает получившееся слово? (Тутмос.)
(Демонстрируется изображение Шампольона.)
Шампольон был признан величайшим ученым-египтологом.
Читать мы научились, а считать по-египетски хотите научиться? Ну что же, попробуем.
Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал.
Сотня, например, похожа на измерительную веревку, 1000 — на цветок лотоса, 10 000 — на согнутый палец, 100 000 — на лягушку, миллион изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, 10 миллионов египтяне считали самым большим числом, а шаром с черточкой внизу обозначали всю вселенную.
Египтяне записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево, и сначала шли единицы, затем десятки, потом сотни и т. д.
Египетские папирусы
Писать и читать мы научились, а теперь хорошо бы познакомиться с материалом, на котором писали древние египтяне.
Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стеблем, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев, которую помещали под пресс: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали, получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.
Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).
Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями — для черной и красной краски. Текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.
(Ученики разгадывают загадку.)
Да, это словосочетание «красная строка», т. е. новая строка, с которой начинается текст.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал пятнадцати лет.
Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе.
Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.
Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа — это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах.
Давайте представим, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.
Дополнительный материал «О науках в Египте».
Древнеегипетская астрономия достигла больших успехов. Египтяне зафиксировали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила.
Египетский календарь был солнечный. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц — на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.
Древнеегипетские математики уже вычисляли площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру.
Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами), окруженного со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной — Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной — Запад (где предположительно обитали души умерших), а левой стороной - Восток («Страна бога», т. е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта.
Медицина также была развита. Найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».
Древнеегипетские хирурги с помощью различных медицинских инструментов успешно делали сложные операции, хотя обезболивающих средств не знали. В Египте существовали врачи разных специальностей: помимо хирургов, славились окулисты, стоматологи. Искусные зубные врачи отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств использовали настои и отвары трав, различные соли.
Подведение итогов урока
Почему древним египтянам было трудно научиться читать и писать?
Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?
Как вы думаете, почему в Древнем Египте говорили: «Время утекло»?
Какие науки были развиты в Древнем Египте?
Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций? Справедливо ли это?
Домашнее задание
§ 12. Придумать свои иероглифы и составить рассказ 5 предложений.