СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "В древнеегипетской школе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - познакомить с особенностями древнеегипетской пись­менности, с развитием научных знаний в Древнем Египте; пока­зать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих по­следующих цивилизаций.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "В древнеегипетской школе"»

Тема урока: Письменность и знания древних египтян


Цели: познакомить с особенностями древнеегипетской пись­менности, с развитием научных знаний в Древнем Египте; пока­зать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих по­следующих цивилизаций; дать представление о школе в Древнем Египте; на примере знаний, которые давались в древнеегипет­ской школе, рассказать о развитии науки; раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; познакомить с особенностями египетских счета и системы мер; воспитывать уважительное отношение к чужой культуре.

Планируемые результаты:

предметные: описывать памятни­ки истории и культуры древних египтян; объяснять особенности научных знаний египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян; расширять опыт оце­ночной деятельности;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; фор­мулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятель­но обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические тра­диции и ценности египетского общества.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

(карточки)

  • Что было раньше: походы Тутмоса в Азию или строительство пирамиды Хеопса? На сколько раньше? (Тутмос -1500 г. до н.э., Хеопс - 2540 г. до н.э. Раньше Хеопс на 1040 лет)

  • Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды. (пирамида должна была возвеличивать фараона при жизни)

  • Расскажите о строительстве пирамид.

  • Опишите египетский храм.

  • Какие обряды проводились?

  • Какие правила должны были соблюдать египетские художники?

  1. Мотивационно-целевой этап

Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены еги­петских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно было разглядеть и змею, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян еще в древности называли иероглифами — «священными письменами». Ученые очень дол­го не могли их расшифровать. Французский ученый Франсуа Шампольон впервые увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту», — сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Сумел ли он ее осуществить? Узнаем об этом на нашем уроке.

В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, — более 5000 тыс. лет назад.

Проблемный вопрос. Почему должность писца так высоко це­нилась в Древнем Египте? В чем загадочность и трудность еги­петского письма?

  1. Работа по теме урока

1. Загадочные письмена

  • Как вы думаете, почему в Древнем Египте возникла пись­менность?

Действительно, 5 тыс. лет назад знаний было накоплено боль­ше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Именно это привело к появлению письма.

  • Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким на­выкам вас обучали в первую очередь?

Предлагаю сегодня выступить в роли египтян, которые учат­ся писать. Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью. Первыми знаками для письма были рисунки. На­зываются они иероглифами, что в переводе означает «священныеписьмена». Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  • Вспомните, сколько букв в русской азбуке.

Иероглифов было намного больше — около 750. Да, нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить все иероглифы. Каждый был похож на рисунок и передавал целое слово.

  • Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: солнце, идти, плакать.

  • Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения.

Затем иероглифы стали обозначать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. К примеру, иероглиф обозначал слово рот, затем и согласный звук р, а иеро­глиф хлеб, затем он стал употребляться для передачизвука т, потому что по-египетски хлеб звучит как тэ. Иероглифом мотыга могли записывать сочетание согласных м и р в каком-ни­будь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Егип­тяне ставили рядом со словом значок-определитель.

  • Давайте подумаем, почему это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф СЛ. Какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло.)

Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения глас­ных звуков.

  • Почему же было так сложно учиться в египетской школе?

  • Где можно встретить надписи с иероглифами?

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и про­честь египетские тексты.

  • Почему было так сложно расшифровать египетскую пись­менность?

Как же был раскрыт секрет египетских иероглифов?

Лишь в начале XIX в. этот секрет был раскрыт фран­цузским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с над­писью на двух языках: греческом и египетском. По приказу На­полеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пыта­лись разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские над­писи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, так называемый картуш, обозначают имя какого-нибудь фараона.

(Демонстрируется рисунок.)

РА М СС

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака обозначают звук с. Предшествующий иеро­глиф он также знал — это был звук м. Оставалось разгадать самый первый значок.

  • Что он обозначает?(Солнце.)

  • Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)

  • Имя какого фараона обозначает это слово? (Рамсес.)

Попробуем разгадать другую надпись.

(Демонстрируется рисунок.)

ТОТ М С

Первый знак изображал птицу ибис, а два других были ему уже знакомы и с).

  • Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса. (Бог Тот.)

  • Имя какого фараона обозначает получившееся слово? (Тутмос.)

(Демонстрируется изображение Шампольона.)

Шам­польон был признан величайшим ученым-египтологом.

Читать мы научились, а считать по-египетски хотите научить­ся? Ну что же, попробуем.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иеро­глифы. Каждый иероглиф что-то напоминал.

Сотня, например, похожа на измерительную веревку, 1000 — на цветок лотоса, 10 000 — на согнутый палец, 100 000 — на лягушку, миллион изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, 10 миллионов египтяне считали самым большим числом, а шаром с черточкой внизу обозначали всю вселенную.

Египтяне записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево, и сначала шли единицы, затем десятки, потом сотни и т. д.

  • Как вы думаете, какой цифры у египтян не было? (Нуля.)

  1. Египетские папирусы

Писать и читать мы научились, а теперь хорошо бы познако­миться с материалом, на котором писали древние египтяне.

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стеблем, удаля­ли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже по­перек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев, которую помещали под пресс: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали, получался прямоугольный лист. Его поверх­ность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплы­вались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали ин­струментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэто­му его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).

  • Рассмотрите на с. 64 учебника письменные принадлежно­сти. Попробуйте объяснить, как ими пользовались.

Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тро­стинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями — для черной и красной краски. Текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.

  • Назовите известное, повторяемое вами на каждом уроке русского языка словосочетание, которое подарил нам Древ­ний Египет.

(Ученики разгадывают загадку.)

Да, это словосочетание «красная строка», т. е. новая строка, с которой начинается текст.

    1. В древнеегипетской школе

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколь­ко лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал пятнадцати лет.

  • Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипет­ской школе.

  • Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа — это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах.

  • Подумайте, кто выступал в роли учителей.

Давайте представим, как проходили занятия в древнеегипет­ской школе. Пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с руко­писями. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.

  • В Древнем Египте существовала поговорка: «Уши мальчика находятся на его спине». Попробуйте расшифровать ее.

  • Почему не могла существовать поговорка: «Уши девочки находятся на ее спине»?

Дополнительный материал «О науках в Египте».

Древнеегипетская астрономия достигла больших успехов. Египтяне зафиксировали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила.

Египетский календарь был солнечный. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц — на три декады. Лишние пять дней счита­лись праздничными и не включались ни в один месяц.

Древнеегипетские математики уже вычисляли площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру.

Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю пред­ставляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами), окруженного со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной — Север (ост­рова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной — Запад (где предположительно обитали души умерших), а левой стороной - Восток («Страна бога», т. е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта.

Медицина также была развита. Найдены папирусы с описанием раз­личных заболеваний и методами их лечения, например «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

Древнеегипетские хирурги с помощью различных медицинских ин­струментов успешно делали сложные операции, хотя обезболивающих средств не знали. В Египте существовали врачи разных специальностей: помимо хирургов, славились окулисты, стоматологи. Искусные зубные врачи отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств использовали настои и отвары трав, различные соли.

  1. Подведение итогов урока

  • Почему древним египтянам было трудно научиться читать и писать?

  • Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

  • Как вы думаете, почему в Древнем Египте говорили: «Время утекло»?

  • Какие науки были развиты в Древнем Египте?

  • Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций? Справедливо ли это?

Домашнее задание

§ 12. Придумать свои иероглифы и составить рассказ 5 предложений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!