СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Нейрогуморальная регуляция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА" Нейрогуморальная регуляция". Урок проводится в конце изучения курса биологии за 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок "Нейрогуморальная регуляция"»

Тема: Нейрогуморальная регуляция


Задачи урока:

  • Расширить представления учащихся о регуляции жизнедеятельности многоклеточных организмов;

  • Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе;

  • Выявить связь между нервной и гуморальной регуляцией, значение саморегуляции физиологических процессов в организме животных.

Планируемые результаты обучения:


Предметные: учащиеся раскрывают механизм нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности многоклеточных организмов, развивают умение объяснять значение нейрогуморальной регуляции;

Метапредметные: учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, совершенствуют умение работать с текстом учебника, информацией из различных источников и интерпретируют её;

Личностные:

  • учащиеся развивают, расширяют познавательные потребности при изучении регуляции процессов жизнедеятельности животных;

  • отстаивают свою точку зрения невраждебным для учащихся образом;

  • Сравнивают различные точки зрения на исследуемую проблему.

  1. Организационный момент. Организация учебной деятельности учащихся для продуктивной работы на уроке. (Приветствие, установление дисциплины, пожелания успехов в работе) Откройте тетради, запишите календарное число нашего урока



Н а сайт школы пришло сообщение от института физиологии растений и животных. В нём содержалось приглашение принять участие в мероприятии, но дольше текст оборвался. Остались фотографии, картинки и отдельные слова. Прошу вас посмотреть на экран.

I.

сезонные изменения, реакция на изменение в природе. Пройти тест и

I I. Приглашаем принять участие в . Надеемся вы установите взаимосвязь между и




гормонами . Для работы высылаем карточки с инструкциями и инструментами. Для поиска информации предлагаем использавать текст учебника и . Результаты вашего предлагаем оформить в маршрутных листах . Удачи !!!

I I. Погружение в тему.

Прошу вас высказать своё мнение. Какую работу мы должны сегодня выполнить?

(Научное исследование свойств живых организмов). Какие инструменты мы можем использовать? (ручки, учебники, линейки, жезл регулировщика движения и дирижерская палочка.)

Какие организмы мы будем исследовать?

Какие свойства зашифрованы в первой части послания? (Рост, фотопериодизм у растений и животных.) Эти свойства характерны для раздражимости. С этим свойством вы уже знакомы.

I I I . Актуализация знаний учащихся.

Приступаем к научному исследованию. Первоначально отделяем известные факты от неизвестных. Маршрутные листы заполняете по карточкам с заданиями и вкладываете в тетрадь. Ответы по карточкам вносите в маршрутные листы.

Карточки с заданиями

Тест.

1) Важное свойство живых организмов, их способность воспринимать и реагировать на изменение окружающей среды: 1. Раздражимость 2.Рост 3. Движение

2) Ночные животные: 1. Кузнечики 2. Суслики 3. Речные раки

3) При недостатке света у растений : 1. Удлиняются стебли 2. Корни растут вширь и вглубь 3. Листья темнеют

4) Какие птицы улетают на зиму? 1. Клесты 2. Сороки 3. Пеночки

5) Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток:

1. Сутки 2. Фотопериодизм 3. Световой день


I V. Постановка цели и определение задач урока.

Учитель: Для нашего исследования нужна цель. Каким образом жезл регулировщика движения и дирижерская палочка могут быть связаны с целью нашего исследования?

Обучающиеся: Цель исследования - узнать, как осуществляется регуляция жизнедеятельности организма. (Запишите ее в тетради).

И задачи:

  1. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ?

  2. КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СУЩЕСТВУЮТ?

Посмотрите, мы не просто поставили цель и задачи, мы их представили в виде вопросов. И если в конце урока вы сможете ответить на эти вопросы, значит цель нашего исследования достигнута. Заполняем второй пункт маршрутного листа.

V. Изучение нового материала

Какие системы органов выполняют роль дирижёра в регулировании деятельности многоклеточных животных? Ответ вносим в маршрутный лист

    1. Нервная система

    2. Эндокринная система

В сообщении есть фотографии нервной системы и нервных клеток. Как называются нервные клетки? (нейроны). Подпишите строение нейрона. Какой путь проходит нервный импульс?

Карточка. Впишите недостающие слова в тексте.

Ответную реакцию организма на раздражение , осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. У животных со сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Физкультминутка.

(Пока учащиеся заполняют схему внезапно начинает звучать музыка. Предполагаемый результат: все резко отдернули головы.)

Это пример рефлекса. Что произошло?

Ребята, давайте все встанем, и представим, что каждый из вас это часть рефлекса. Первые парты приготовьтесь. Ребята за первым столом вы -   рецептор, за ним нейрон, дальше головной мозг. Следующий – нейрон, и рабочий орган. Создайте рефлекс. Возьмите друг друга за руки. Остальные ряды делают тоже самое. на счет: раз, два, три, - передаем нервный импульс друг от друга соседу

(палочку). У какого ряда рефлекс быстрее всего, тот и выиграл.

Рефлекс и раздражимость – это одно и тоже? (нет)

Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфельки? А у растений? (нет)

(У них нет нервной системы, а раздражимость есть)

Постановка проблемного вопроса.

Мир вокруг нас постоянно меняется. Летом и зимой, осенью и весной температура нашего тела постоянна – 36, 6 0 С. Как бы мы не питались, содержание сахара в крови тоже постоянна. Как поддерживается постоянство внутренней среды нашего организма?

- Ответ: Поддержание организмом постоянства внутреннего состава обеспечивают нервная и гуморальная регуляции.

В сообщении просят установить связь между нервной системой и гормонами.

На стр 142 учебника есть информация по этому вопросу. Вносим ответы в маршрутный лист.

Карточка. Зачеркните лишние термины:

Гормоны – биологические активные, быстродействующие вещества. Гормоны специфичны, но быстро разрушаются. Они выделяются специализированными клетками и тканями. Регулирующие воздействие гормонов на функции организма – гуморальная и нервная регуляция. Гормоны не могут влиять на рост, деление клеток и образование новых корней у растений. Недостаток или избыток гормонов у человека может привести к эндокринным и инфекционным заболеваниям.

VI.Первичное закрепление знаний

Вопрос ; Чем координируется жизнедеятельность многоклеточных организмов?

Ответ: Совместным действием гуморальной и нервной регуляцией.

На доске составьте схему нейрогуморальной регуляции.


Нейрогуморальная регуляция


1. Гуморальная 2. Нервная


Распределите процессы жизнедеятельности по типам регуляции.


Давайте вспомним цель нашего урока- выяснить как осуществляется регуляция в живых организмах

  1. Нервная система – координатор и регулятор процессов жизнедеятельности организмов.

  2. В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы.

Мы достигли цели урока? Записываем итоги исследования в маршрутный лист.


VII.Домашнее задание. Учить параграф 38. Ответить письменно на вопрос рубрики «Подумайте», стр 147 оформить сообщение.

VIII. Рефлексия.

У вас на партах лежат разные смайлики. Если урок вам принёс что-тоновое и интересное -покажите весёлого смайлика. Грустный смайлик – если вы скучали на уроке.

Спасибо за урок. Всего хорошего.







Приложение 1

Текст «Телеграммы»

Н а сайт школы пришло сообщение от института физиологии растений и животных. В нём содержалось приглашение принять участие в мероприятии, но дольше текст оборвался. Остались фотографии, картинки и отдельные слова. Прошу вас посмотреть на экран.

I.

сезонные изменения, реакция на изменение в природе. Пройти тест и

I I. Приглашаем принять участие в . Надеемся вы установите взаимосвязь между и




гормонами . Для работы высылаем карточки с инструкциями и инструментами. Для поиска информации предлагаем использавать текст учебника и . Результаты вашего………… предлагаем оформить в маршрутных листах . Удачи !!!



Приложение 2


Карточка. Впишите недостающие слова в тексте.

Ответную реакцию организма на раздражение , осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. У животных со сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих нервная система состоит из головного и спинного мозга.


Приложение3

Карточки с заданиями

Тест.

1) Важное свойство живых организмов, их способность воспринимать и реагировать на изменение окружающей среды: 1. Раздражимость 2.Рост 3. Движение

2) Ночные животные: 1. Кузнечики 2. Суслики 3. Речные раки

3) При недостатке света у растений : 1. Удлиняются стебли 2. Корни растут вширь и вглубь 3. Листья темнеют

4) Какие птицы улетают на зиму? 1. Клесты 2. Сороки 3. Пеночки

5) Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток:

1. Сутки 2. Фотопериодизм 3. Световой день



Используемые источники информации:

  1. https://infourok.ru/urok-klassa-neyrogumoralnaya-regulyaciya-1862488.html

  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/832/

  3. https://compendium.su/biology/5-6klass/55.html

  4. https://easyen.ru/load/biologija/6_klass/urok_reguljacija_funkcij_v_organizme/73-1-0-10332

  5. https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-po-biologii-v-klasse-pasechnik-vv.html





















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!