Тема: Нейрогуморальная регуляция
Задачи урока:
Расширить представления учащихся о регуляции жизнедеятельности многоклеточных организмов;
Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе;
Выявить связь между нервной и гуморальной регуляцией, значение саморегуляции физиологических процессов в организме животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся раскрывают механизм нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности многоклеточных организмов, развивают умение объяснять значение нейрогуморальной регуляции;
Метапредметные: учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, совершенствуют умение работать с текстом учебника, информацией из различных источников и интерпретируют её;
Личностные:
учащиеся развивают, расширяют познавательные потребности при изучении регуляции процессов жизнедеятельности животных;
отстаивают свою точку зрения невраждебным для учащихся образом;
Сравнивают различные точки зрения на исследуемую проблему.
Организационный момент. Организация учебной деятельности учащихся для продуктивной работы на уроке. (Приветствие, установление дисциплины, пожелания успехов в работе) Откройте тетради, запишите календарное число нашего урока
Н а сайт школы пришло сообщение от института физиологии растений и животных. В нём содержалось приглашение принять участие в мероприятии, но дольше текст оборвался. Остались фотографии, картинки и отдельные слова. Прошу вас посмотреть на экран.
I.
сезонные изменения, реакция на изменение в природе. Пройти тест и
I I. Приглашаем принять участие в . Надеемся вы установите взаимосвязь между и
гормонами . Для работы высылаем карточки с инструкциями и инструментами. Для поиска информации предлагаем использавать текст учебника и . Результаты вашего предлагаем оформить в маршрутных листах . Удачи !!!
I I. Погружение в тему.
Прошу вас высказать своё мнение. Какую работу мы должны сегодня выполнить?
(Научное исследование свойств живых организмов). Какие инструменты мы можем использовать? (ручки, учебники, линейки, жезл регулировщика движения и дирижерская палочка.)
Какие организмы мы будем исследовать?
Какие свойства зашифрованы в первой части послания? (Рост, фотопериодизм у растений и животных.) Эти свойства характерны для раздражимости. С этим свойством вы уже знакомы.
I I I . Актуализация знаний учащихся.
Приступаем к научному исследованию. Первоначально отделяем известные факты от неизвестных. Маршрутные листы заполняете по карточкам с заданиями и вкладываете в тетрадь. Ответы по карточкам вносите в маршрутные листы.
Карточки с заданиями
Тест.
1) Важное свойство живых организмов, их способность воспринимать и реагировать на изменение окружающей среды: 1. Раздражимость 2.Рост 3. Движение
2) Ночные животные: 1. Кузнечики 2. Суслики 3. Речные раки
3) При недостатке света у растений : 1. Удлиняются стебли 2. Корни растут вширь и вглубь 3. Листья темнеют
4) Какие птицы улетают на зиму? 1. Клесты 2. Сороки 3. Пеночки
5) Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток:
1. Сутки 2. Фотопериодизм 3. Световой день
I V. Постановка цели и определение задач урока.
Учитель: Для нашего исследования нужна цель. Каким образом жезл регулировщика движения и дирижерская палочка могут быть связаны с целью нашего исследования?
Обучающиеся: Цель исследования - узнать, как осуществляется регуляция жизнедеятельности организма. (Запишите ее в тетради).
И задачи:
С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ?
КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СУЩЕСТВУЮТ?
Посмотрите, мы не просто поставили цель и задачи, мы их представили в виде вопросов. И если в конце урока вы сможете ответить на эти вопросы, значит цель нашего исследования достигнута. Заполняем второй пункт маршрутного листа.
V. Изучение нового материала
Какие системы органов выполняют роль дирижёра в регулировании деятельности многоклеточных животных? Ответ вносим в маршрутный лист
Нервная система
Эндокринная система
В сообщении есть фотографии нервной системы и нервных клеток. Как называются нервные клетки? (нейроны). Подпишите строение нейрона. Какой путь проходит нервный импульс?
Карточка. Впишите недостающие слова в тексте.
Ответную реакцию организма на раздражение , осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. У животных со сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Физкультминутка.
(Пока учащиеся заполняют схему внезапно начинает звучать музыка. Предполагаемый результат: все резко отдернули головы.)
Это пример рефлекса. Что произошло?
Ребята, давайте все встанем, и представим, что каждый из вас это часть рефлекса. Первые парты приготовьтесь. Ребята за первым столом вы - рецептор, за ним нейрон, дальше головной мозг. Следующий – нейрон, и рабочий орган. Создайте рефлекс. Возьмите друг друга за руки. Остальные ряды делают тоже самое. на счет: раз, два, три, - передаем нервный импульс друг от друга соседу
(палочку). У какого ряда рефлекс быстрее всего, тот и выиграл.
Рефлекс и раздражимость – это одно и тоже? (нет)
Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфельки? А у растений? (нет)
(У них нет нервной системы, а раздражимость есть)
Постановка проблемного вопроса.
Мир вокруг нас постоянно меняется. Летом и зимой, осенью и весной температура нашего тела постоянна – 36, 6 0 С. Как бы мы не питались, содержание сахара в крови тоже постоянна. Как поддерживается постоянство внутренней среды нашего организма?
- Ответ: Поддержание организмом постоянства внутреннего состава обеспечивают нервная и гуморальная регуляции.
В сообщении просят установить связь между нервной системой и гормонами.
На стр 142 учебника есть информация по этому вопросу. Вносим ответы в маршрутный лист.
Карточка. Зачеркните лишние термины:
Гормоны – биологические активные, быстродействующие вещества. Гормоны специфичны, но быстро разрушаются. Они выделяются специализированными клетками и тканями. Регулирующие воздействие гормонов на функции организма – гуморальная и нервная регуляция. Гормоны не могут влиять на рост, деление клеток и образование новых корней у растений. Недостаток или избыток гормонов у человека может привести к эндокринным и инфекционным заболеваниям.
VI.Первичное закрепление знаний
Вопрос ; Чем координируется жизнедеятельность многоклеточных организмов?
Ответ: Совместным действием гуморальной и нервной регуляцией.
На доске составьте схему нейрогуморальной регуляции.
Нейрогуморальная регуляция
1. Гуморальная 2. Нервная
Распределите процессы жизнедеятельности по типам регуляции.
Давайте вспомним цель нашего урока- выяснить как осуществляется регуляция в живых организмах
Нервная система – координатор и регулятор процессов жизнедеятельности организмов.
В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы.
Мы достигли цели урока? Записываем итоги исследования в маршрутный лист.
VII.Домашнее задание. Учить параграф 38. Ответить письменно на вопрос рубрики «Подумайте», стр 147 оформить сообщение.
VIII. Рефлексия.
У вас на партах лежат разные смайлики. Если урок вам принёс что-тоновое и интересное -покажите весёлого смайлика. Грустный смайлик – если вы скучали на уроке.
Спасибо за урок. Всего хорошего.
Приложение 1
Текст «Телеграммы»
Н а сайт школы пришло сообщение от института физиологии растений и животных. В нём содержалось приглашение принять участие в мероприятии, но дольше текст оборвался. Остались фотографии, картинки и отдельные слова. Прошу вас посмотреть на экран.
I.
сезонные изменения, реакция на изменение в природе. Пройти тест и
I I. Приглашаем принять участие в . Надеемся вы установите взаимосвязь между и
гормонами . Для работы высылаем карточки с инструкциями и инструментами. Для поиска информации предлагаем использавать текст учебника и . Результаты вашего………… предлагаем оформить в маршрутных листах . Удачи !!!
Приложение 2
Карточка. Впишите недостающие слова в тексте.
Ответную реакцию организма на раздражение , осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. У животных со сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Приложение3
Карточки с заданиями
Тест.
1) Важное свойство живых организмов, их способность воспринимать и реагировать на изменение окружающей среды: 1. Раздражимость 2.Рост 3. Движение
2) Ночные животные: 1. Кузнечики 2. Суслики 3. Речные раки
3) При недостатке света у растений : 1. Удлиняются стебли 2. Корни растут вширь и вглубь 3. Листья темнеют
4) Какие птицы улетают на зиму? 1. Клесты 2. Сороки 3. Пеночки
5) Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток:
1. Сутки 2. Фотопериодизм 3. Световой день
Используемые источники информации:
https://infourok.ru/urok-klassa-neyrogumoralnaya-regulyaciya-1862488.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/832/
https://compendium.su/biology/5-6klass/55.html
https://easyen.ru/load/biologija/6_klass/urok_reguljacija_funkcij_v_organizme/73-1-0-10332
https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-po-biologii-v-klasse-pasechnik-vv.html