Урок -обобщение в 4 классе с ОВЗ «Русские народные сказки».
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».
Задачи:
- проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);
- развивать у учащихся коммуникативные умения, творческие способности;
- воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!
( Просмотр видео «В гостях у сказки».) ( 2 мин.)
Итак, мы отправляемся в сказку.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.
Давным – давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
Посмотрите на выставку книг. Это сказки, разных лет.
-Ребята, вы обратили внимание ,что на книгах нет автора?
-Почему?
- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.
- Правильно, и сегодня мы отправимся по дорогам русских народных сказок.
- Какая значит тема нашего занятия? Сформулируйте её. (Русские народные сказки)
Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что - то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
- Какие сказки мы с вами читали? (Ответы учащихся).
– Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…».
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем занятии, а может быть, и в мире.
- Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Они заколдовали нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.
СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК
- Какие композиционные особенности сказок вы знаете?
В сказке есть зачин и концовка.
Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».
Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.
- троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);
Испытание 2 «Волшебные домики» (5 мин.)
Учитель: В нашем классе появились волшебные домики (индивидуальная работа)
- Каждый дом соответствует определенному виду сказок. Как вы думаете, какие сказки могут жить в избе? (бытовые)
- Какие сказки могут жить в лесной избушке? (сказки о животных)
- Какие сказки живут в тереме? (волшебные)
Терем
Простая изба Лесная избушка
В каждом из этих домиков живут особые герои.
Задание: У меня на столе лежат карточки с героями сказок. Давайте поселим их в свой домик. Каждый из вас возьмет по две карточки и прикрепит героев сказок рядом с домиком . Ребята, а у меня на столе осталась еще одна карточка . Давайте вместе подумаем, в какой домик, мы поселим сказочного героя.
Лисичка-сестричка и серый волк.
Лиса и журавель.
Пёрышко Финиста – Ясного сокола.
Горшок.
Маша и медведь.
Марья Моревна.
Каша из топора.
Проверка
Итак, какие герои живут:
в 1 домике – Волшебный терем, дворец. (Здесь живут… - это волшебные сказки.)
во 2 домике – Простая деревянная изба. (Здесь можно встретить … - это бытовые сказки.)
в 3 домике (кто может сказать?) – Лесная избушка. (Здесь поселились… - это сказки о животных.) Молодцы, ребята, вы справились и с этим испытанием.
- Видите, домики, какие! В каждом из них сказочные герои живут. Сейчас вы прочитаете отрывки из сказок, вспомните их названия и подумайте, в какой домик можно поселить главных героев.
Волшебные: «Морозко», «Сивка – бурка», «Три царства», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»
Бытовые: «Каша из топора», «Жена – спорщица», «Как мужик гусей делил», «Два брата», «Солдатская шинель»
О животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Журавль и цапля», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд».
«Спасибо» - сказали нам сказки, и мы отправляемся дальше по неведомым дорожкам.
У каждой группы – карточки с представленными отрывками из сказок.
В зависимости от темы сказки делятся на три вида:
- волшебные сказки,
- сказки о животных,
- бытовые сказки.
В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.
https://youtu.be/n3ttB47vvGc (про сказки)
Третий тур. «Исправь ошибки».
Вспомни правильные названия сказок.
«По собачьему веленью».
«Царевна-индюшка».
«Сивка-будка».
«Иван-царевич и зелёный волк».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок – золотой пастушок».
«Мальчик с кулачок».
«У страха уши велики».
«Лапша из топора».
«Как мужик котят делил».
Четвёртый тур. «Найди спрятавшихся животных из сказок».
баранка (баран);
барак (рак);
коньки (конь);
волкодав (волк);
икота (кот);
стрекоза (коза);
хлев (лев);
волшебник (Вол);
Василиса (лиса).
(загадки о героях волшебных сказок) (5 мин.)
В ступе летаю,
Детей похищаю,
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зову меня…Василиса Премудрая? (Баба Яга)
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее… Снегурка? (Кикимора)
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка.
А зовут его… Незнайка? (Леший)
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки –
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка… Мороз (Водяной)
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно…Пятачок? (Кощей Бессмертный).
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки,
Будь внимателен, дружок!
- В сундучке спрятаны разные предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (В сундучке спрятаны: стрела, кольцо, яблоко, клубок, ложка, горшок, пёрышко.)
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем занятие выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
- Давайте посмотрим, какие яблоки появились на яблоньке.
Вот и закончилось наше путешествие в мир Чудес и Волшебства. Я надеюсь, что оно было интересным и вы узнали для себя что-нибудь новое.
- Мы справились со всеми испытаниями. Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем занятии (подхожу к каждому, и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки, каждый видит себя).
- Вы удивлены?
- Без каждого из вас наше сегодняшнее занятие не состоялась бы!
- Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
- Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. И теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книги с русскими народными сказками, и в путь!
Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и
Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.