СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- обобщение по теме "Русские народные сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок- обобщение по теме "Русские народные сказки"»

Урок -обобщение в 4 классе с ОВЗ «Русские народные сказки».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

- проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

- развивать у учащихся коммуникативные умения, творческие способности;

- воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

( Просмотр видео «В гостях у сказки».) ( 2 мин.)  

Итак, мы отправляемся в сказку.

В путешествие пойдем, в страну сказок попадём,

Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.

 

Давным – давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Посмотрите на выставку книг. Это сказки, разных лет.

-Ребята, вы обратили внимание ,что на книгах нет автора?

-Почему?

- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.

- Правильно, и сегодня мы отправимся по дорогам русских народных сказок.

- Какая значит тема нашего занятия? Сформулируйте её. (Русские народные сказки)

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что - то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

- Какие сказки мы с вами читали? (Ответы учащихся).

– Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…».

 - У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем занятии, а может быть, и в мире.

- Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Они заколдовали нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.


СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК

- Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

- троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

Испытание 2 «Волшебные домики» (5 мин.)

Учитель: В нашем классе появились волшебные домики (индивидуальная работа)

- Каждый дом соответствует определенному виду сказок. Как вы думаете, какие сказки могут жить в избе? (бытовые)

- Какие сказки могут жить в лесной избушке? (сказки о животных)

- Какие сказки живут в тереме? (волшебные)

Терем

Простая изба Лесная избушка

 

В каждом из этих домиков живут особые герои.

Задание: У меня на столе лежат карточки с героями сказок. Давайте поселим их в свой домик. Каждый из вас возьмет по две карточки и прикрепит героев сказок рядом с домиком . Ребята, а у меня на столе осталась еще одна карточка . Давайте вместе подумаем, в какой домик, мы поселим сказочного героя.

Лисичка-сестричка и серый волк.


Лиса и журавель.


Пёрышко Финиста – Ясного сокола.


Горшок.


Маша и медведь.


Марья Моревна.


Каша из топора.


Проверка

Итак, какие герои живут:

в 1 домике – Волшебный терем, дворец. (Здесь живут… - это волшебные сказки.)

во 2 домике – Простая деревянная изба. (Здесь можно встретить … - это бытовые сказки.)

в 3 домике (кто может сказать?) – Лесная избушка. (Здесь поселились… - это сказки о животных.) Молодцы, ребята, вы справились и с этим испытанием.


- Видите, домики, какие! В каждом из них сказочные герои живут. Сейчас вы прочитаете отрывки из сказок, вспомните их названия и подумайте, в какой домик можно поселить главных героев.

Волшебные: «Морозко», «Сивка – бурка», «Три царства», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»

Бытовые: «Каша из топора», «Жена – спорщица», «Как мужик гусей делил», «Два брата», «Солдатская шинель»

О животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Журавль и цапля», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд».

«Спасибо» - сказали нам сказки, и мы отправляемся дальше по неведомым дорожкам.


У каждой группы – карточки с представленными отрывками из сказок.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

- волшебные сказки,

- сказки о животных,

- бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.


https://youtu.be/n3ttB47vvGc (про сказки)


Третий тур. «Исправь ошибки».

Вспомни правильные названия сказок.

  1. «По собачьему веленью».

  2. «Царевна-индюшка».

  3. «Сивка-будка».

  4. «Иван-царевич и зелёный волк».

  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».

  6. «Петушок – золотой пастушок».

  7. «Мальчик с кулачок».

  8. «У страха уши велики».

  9. «Лапша из топора».

  10. «Как мужик котят делил».


Четвёртый тур. «Найди спрятавшихся животных из сказок».

баранка (баран);

барак (рак);

коньки (конь);

волкодав (волк);

икота (кот);

стрекоза (коза);

хлев (лев);

волшебник (Вол);

Василиса (лиса).


(загадки о героях волшебных сказок) (5 мин.)


  1. В ступе летаю,

Детей похищаю,

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зову меня…Василиса Премудрая? (Баба Яга)

  1. В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее… Снегурка? (Кикимора)


  1. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка.

А зовут его… Незнайка? (Леший)


  1. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка… Мороз (Водяной)

  1. Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно…Пятачок? (Кощей Бессмертный).



Элементы разных сказок


Мы собрали в кузовок.


Отгадай названье сказки,


Будь внимателен, дружок!


- В сундучке спрятаны разные предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (В сундучке спрятаны: стрела, кольцо, яблоко, клубок, ложка, горшок, пёрышко.)



Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем занятие выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

- Давайте посмотрим, какие яблоки появились на яблоньке.

Вот и закончилось наше путешествие в мир Чудес и Волшебства. Я надеюсь, что оно было интересным и вы узнали для себя что-нибудь новое.

- Мы справились со всеми испытаниями. Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем занятии (подхожу к каждому, и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки, каждый видит себя).

- Вы удивлены?

- Без каждого из вас наше сегодняшнее занятие не состоялась бы!

- Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. И теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книги с русскими народными сказками, и в путь!

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и

Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!