Урок 30. Нации и этнические группы, проживающие на территории ЛНР, национальность человека.
Цели:
Образовательные: изучить понятие этноса, национальности и национального самосознания.
Воспитательные: обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в ЛНР и во всем мире существует многообразие наций, этносов, народов.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка дз:
Что относится к государственным символам?
Кто такой патриот?
Какие выделяют группы прав человека?
Возможно ли существование прав без обязанностей?
Привести примеры прав.
Изложение нового материала
Первым этапом урока является знакомство учеников с понятиями «Этническая общность», «Нация», «Национальность».
Для наглядности рассказ можно дополнить презентацией.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Признаки ЭО:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Виды этнических общностей (записать в тетрадь в виде схемы)
Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.
Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном единстве.(языковая семья)
Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.
Производным от понятия «нация» является термин «национальность».
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.
Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).
Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства.
После рассмотрения основных понятий переходим ко второму этапу рассмотрения темы урока:
Нации, проживающие на территории ЛНР.
Ученики вслух читают статью из Конституции ЛНР, затем вклеивают ее в тетрадь
Статья 13 п.2 Временного основного закона ЛНР
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В ЛНР действует Молодежное движение интернациональной дружбы.
На территории Республики проживают представители многих национальностей.
Предложить детям перечислить этнические группы людей, проживающих на территории ЛНР.
Закрепление изученного материала:
Прочитать текст из раздаточного материала, записать его основную мысль.
Ответить на вопросы:
Что такое этническая общность?
Перечислить виды этнических общностей.
Что такое национальность и национальное самосознание?
ЛНР – многонациональная Республика? Почему?
ДЗ: прочитать конспект, выучить понятия, эссе «Связь национального самосознания и патриотизма»
Подведение итогов урока.