СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Гражданская дееспособность несовершеннолетних».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 9 классе по теме: «Гражданская дееспособность несовершеннолетних».»

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Гражданская дееспособность несовершеннолетних».

Цели урока: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность.

Данный урок раскрывает основы гражданского права Российской Федерации. Изучение темы позволяет подросткам по-новому взглянуть на многие стороны своей жизни. Гражданские правоотношения регулируют не только крупномасштабные процессы, но и бытовые проблемы, как имущественные (покупка, получение услуг, открытие денежных вкладов, наследование, дарение и т. д.), так и неимущественные (причинение морального вреда, защита чести и достоинства, деловой репутации). Осознание этого факта помогает понять необходимость овладения правовой культурой, влияет на формирование ответственности подростков за свои поступки и обязательства, учит их юридически правильно защищать свои права.
Задачи урока:
Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений.
Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации.
Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам; учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений.
Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; переработка и структурирование информации; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач.

Основные понятия: Правоспособность. Дееспособность. Эмансипация.
Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Задание. Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):

1. заключение брачного договора

2. заключение договора о поставке продукции

3. конфискация имущества

4. установление авторства

5. нарушение дисциплины труда

6. совершение покупки в магазине

7. публикация стихов в газете

8. признание права собственности на объект недвижимости

9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника
10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.


3.
Актуализация знаний, общение темы и цели урока.
Права и свободы человека - это основа демократичного общества. В современном виде права человека - на жизнь, на труд и на отдых, на образование, на жилище и его неприкосновенность, на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание; свобода слова; свобода совести; свобода собраний и демонстраций; право на забастовку и другие - записаны в различных международных документах, конституциях государств. В демократических государствах все граждане имеют равные права и свободы.
Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношения на основе правоспособности и дееспособности гражданина.
В ходе урока мы ответим на вопрос: какими же гражданскими правами обладают малолетние и несовершеннолетние граждане нашей страны?

4.Изучение нового материала
На уроке , посвященном правоотношениям и субъектам права, мы рассматривали правоспособность и дееспособность.
Для участия в правоотношениях их участники должны обладать двумя качествами: правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — способность субъекта иметь права и обязанности. У физических лиц она возникает в момент рождения и заканчивается в момент смерти. У юридических лиц правоспособность возникает, как правило, с момента регистрации в государственном органе, а заканчивается с момента прекращения деятельности.

Дееспособность — способность реально осуществлять права и выполнять обязанности. Возникает, как правило, у физических лиц с момента достижения совершеннолетия (18 лет), при вступлении в брак — с момента регистрации брака.

Например, грудному младенцу можно подарить квартиру или машину. Данное имущество будет ему принадлежать, так как правоспособностью он наделен с рождения. Но распоряжаться этим имуществом — продать, сдать в аренду или заложить — он не сможет по причине соей недееспособности в этом возрасте. До 18 лет это будут делать его законные представители (чаще всего родители). И только после 18 лет он обретет полную дееспособность и сможет сам распоряжаться своим имуществом.

Важно то, что дееспособность осуществлять права и обязанности приобретается человеком постепенно. Что это значит? Согласно законам РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, ластик, блокнот, книгу, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в метро и автобусе, а в 14 лет получить паспорт. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, стипендией, вознаграждением.


У юридических лиц момент начала и прекращения правоспособности и дееспособности совпадают.


Таблица. Уровни дееспособности по критерию возраста

Уровень

Возраст

Особенности проявления.

Полностью недееспособные

(малолетние)

Не достигшие 6 лет

От их имени выступают законные представители (родители, опекуны)

От 6+14 лет

Вправе самостоятельно совершать:

1.Мелкие бытовые сделки (покупка игрушек, детских книг, школьных принадлежностей)

2.Распоряжаться карманными деньгами.

3. Получать подарки

Частично дееспособные

От 14 - 18 лет

Вправе самостоятельно:

1.Распоряжаться своим заработком, стипендией и пр.

2.Осуществлять авторские и изобретательские права.

3. Вносить вклады в банк от своего имени и распоряжаться ими.


Эмансипация — это юридическая процедура, посредством которой лицо в обход общего правила приобретает полную дееспособность до наступления совершеннолетия и вне связи со вступлением в брак.

Эмансипация возможна при наличии ряда юридических фактов:

  • достижения лицом 16 лет;

  • выполнение им трудовой (предпринимательской) функции;

  • согласование вопроса об эмансипации с родителями (усыновителями) или попечителем несовершеннолетнего;

  • подача заявления об эмансипации осуществляется в компетентный орган (органы опеки и попечительства); принятие последним решения об эмансипации. Если родители против, то это устанавливается в судебном порядке.

Чего нельзя делать даже эмансипированным подросткам?
Получение статуса эмансипированного еще не гарантирует подростку всего спектра прав.
Подросток все равно не сможет покупать в магазинах алкоголь и сигареты. Эмансипация не снижает минимальный возрастной порог для покупки алкогольной и табачной продукции: он составляет 18 лет.
Также только после достижения 18 лет подростку станут доступны:
-Получение водительских прав категории А, В, С.
-Участие в голосовании и референдуме.
-Выдвижение кандидатуры на должности государственных и муниципальных служащих.
-
Чтобы выдвинуться в депутаты Госдумы или получить права категории Д, придется ждать возраста 21 года. Для кандидатов в президенты минимальный порог составит 35 лет.

Обязательные предпосылки эмансипации — достижение возраста 16 лет и осуществление трудовой (предпринимательской) функции. Если согласия родителей нет, то этот вопрос будет решаться в судебном порядке. Если суд вынес решение об эмансипации, то лицо становится полностью дееспособным до достижения 18 лет.



5.Закрепление изученного.

Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте до шести лет?
Какими гражданскими правами наделены малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет?
Какими гражданскими правами наделены несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет?
С какого возраста несовершеннолетний имеет право приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять их в полном объёме?

Устный разбор ситуаций.

1. Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых.
Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, вздохнув, заметила, что дача ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё.»
-Оцените ситуацию с точки зрения закона.

2. Восьмиклассница Ирина(13лет) получила ко дню рождения от бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила то, что ей хочется. Ирина обрадовалась и сказала, что на все деньги купит аудиокассеты, так как любит музыку.
- Оцените ситуацию с точки зрения закона.

3. Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше ею распорядится.
-Правомерно ли требование матери?

6.Итог урока. Рефлексия.

В завершение урока хочу обратить ваше внимание на значение изученной отрасли права. «Гражданское право — фундамент делового мира» и я предлагаю вам дать свою оценку месту и роли изученной отрасли права в жизни общества и каждого человека.

7.Домашнее задание: § 16 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; три задания рубрики «В классе и дома» (по выбору учащегося).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!