СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 10 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в профильном классе "Возраст и становление личности"

урок достаточно интересный, с использованием разных форм деятельности учащихся во время урока. Если кому-то понравится , я буду рада поделиться.

Просмотр содержимого документа
«урок обществознания в 10 классе»


Открытый урок по обществознанию в 10 А классе


(профильный уровень)








Тема урока : « Возраст и становление личности»






Подготовила : Малкина О.Л.

учитель истории и обществознания

Высшей категории


«Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно

больно за бесцельно прожитые годы».

Н.А. Островский

Тема урока: «Возраст и становление личности».

Класс: 10 А

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок с использованием мультимедиа презентации

Цель урока: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности

изучить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность».

Задачи урока:

  1. Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск.

  2. Сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Решать познавательные задания по теме.

Деятельность учащихся на уроке:

- Групповая (обсуждение поставленной проблемы).

- Индивидуальная (работа с учебником).

- Аналитическая (по материалам учебного материала).

Методическая литература:

1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2011

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2011

Технические средства обучения:

1. Компьютер, мультимедийное оборудование.

2. Авторская презентация учителя по данной теме.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.proshkolu.ru

  2. http://minobr.org/

  3. http://www.yandex.ru

  4. http://www.zavuch.info/

  5. http://nsportal.ru/


План урока:

1. Периодизация развития личности.

2. Возраст и становление внутреннего мира.


Ход урока.

I. Организационный момент:

На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Индивид. Индивидуальность. Личность». Предлагаю вспомнить и дать определения понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность». ( ответы учащихся)

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Возраст и становление личности».

Целью этого урока является изучить следующие понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность».

Перед нами стоят следующие задачи: учиться осуществлять комплексный поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, а так же решать познавательные и проблемные задания. Сегодня на уроке мы поработаем с учебником , с проблемными вопросами, заданиями.

Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание Н.А. Островского

«Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Вопрос? Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы годы не прошли бесцельно?

(Ответы учащихся на вопрос)

Да, нужно с малых лет совершать добрые поступки, самосовершенствоваться, добиваться успеха, приносить пользу обществу.

II Объяснение учителя.

Слово учителя.

Изучение первого вопроса плана начнем с рассмотрения термина «возраст». Ребята, как вы думаете, а что такое возраст?

(Ответы учащихся)

Вот какое определение понятию «возраст» давал российский ученый Л.С.Выготский

«Возраст – относительно замкнутый период развития, имеющий собственный период развития и динамику».

Работа в тетради ( запись двух понятий возраста).

Возраст:

1) хронологический – зафиксирован в официальных документах, связывает события прошлого, будущего и настоящего;

2) психологический – показывает тот возраст, на который человек себя ощущает.



Вопрос учащимся:

На какой возраст воспринимаете себя вы? ( ответ учащихся).

Итак, мы видим, что хронологический и психологический возраст редко совпадают. А как вы думаете, есть ли такой период жизни, в котором они все-таки могут совпасть?

Ответ учащихся( детство)

Правильно - это детство. И именно про этот период становления личности я предлагаю вам решить небольшие задачки.

III Задание учащимся. (работа в группах)

Задание 1: Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.

Задание 2: Какие выводы можно сделать из следующей информации:
      В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи. Предложите свой вывод.

Задание 3: Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»?

Ответы учащихся.

Да, детство является наиважнейшим периодом в формировании личности, именно в раннем детстве закладываются социальные основы человека, и заканчивается оно в момент наступления совершеннолетия.

1.Существует концепция периодизации развития личности, критерием которой является ведущая деятельность.


Она включает две группы: ( а вот какие мы сейчас запишем в тетради)


Работа в тетради ( составление таблицы)

«Периодизация развития личности»

Периоды

Сущность

Ребенок - общественный взрослый

Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности.

Разновидности:

• непосредственно-эмоциональное общение младенца – общение с взрослыми на уровне эмоций: смех, плачь, недовольство, радость - взрослый понимает и выполняет требования (0 - 1 год);

• ролевая игра – «дочки-матери», «войнушка» и т. д. (3-7 лет);

• интимно-личностное общение подростков – секреты о первых влюбленностях, друзьях, подружках, усвоение моральных норм (11-14 лет)


Ребенок - общественный предмет


Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.

Разновидности:

• предметно-манипулятивная деятельность – игры с куклами, кубиками, машинками(1-3 года);

• учебная деятельность – обучение в школе, (7-14 лет):

• учебно-профессиональная деятельность – обучение с освоением элементарных трудовых навыков – готовить, вязать, делать табуретки (14-17 лет)


Соотнести записанную таблицу в тетради со схемой в учебнике стр. 303

Итак, мы выделили каким образом происходит становление личности при взаимодействии ребенка с взрослыми и с окружающими предметами. И вот ребенок взрослеет. Его личность продолжает развиваться и проходит определенные фазы становления личности.

Теперь с помощью учебника составим таблицу «Фазы становления личности»

IV Индивидуальная работа

Работа с учебником:

Составление таблицы «Фазы становления личности»

Фаза

Значение

Адаптация

усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности

Индивидуализация

индивид не стал таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии

Интеграция

противоречия между стремлением быть личностью и одобрением тех индивидуальных особенностей человека, которые способствуют успеху совместной деятельности


Слово учителя.

Таким образом, мы можем отметить, что любой человек в процессе становления своей личности проходит сначала этап приспособления к обществу, затем выделяется в нем из-за своей индивидуальности, а затем использует те свои качества, которые помогаю ему вести успешную совместную деятельность.

И так, мы с вами рассмотрели вопросы периодизации развития личности, в основе которых лежит деятельность.

2.А сейчас познакомимся с теориями становления внутреннего мира личности.

Становление внутреннего мира личности происходит постепенно, поступательно. Что же это за ступени – рассмотрим.

Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери

Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.

Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.

Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.

Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.


Но на развитие личности влияют еще способности, потребности, поставленные цели.

На Западе широко известна теория развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности. Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла.

1) до 15 лет- Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.

2) С 15 до25 лет- Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.

3) С 25 до 45 лет - Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.

4) 45—65 лет- Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.

5) 65 —75 лет- Д. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.


И к доске я приглашаю ученика. На доске составлена таблица, в которой ответы записаны неверно, его задача – установить соответствие в правильном порядке и пояснить свой выбор. А вы, ребята, выполните задание в тетради.

ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Фаза жизненного цикла

Характеристика фазы

1) до 15 лет

А. Фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.

2) до 25 лет

Б. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.

3) от 25 до 45 лет 

В. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.

4) 45—65 лет

Г. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.

5) 65—75 лет

Д. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.

Правильные ответы: 1 – В, 2- Г, 3 – А, 4 – Д, 5 – Б.

  

 При переходе от одного к другому этапу развития личности, как правило, возникают возрастные кризисы, которые будет вести либо к прогрессу личности, либо другая — к ее регрессу. Давайте еще раз взглянем на табличку и подумаем – чем это может быть вызвано?


А теперь давайте повторим все, что вы сегодня узнали (краткое обобщение темы):

  • возраст, хронологический возраст, психологический возраст;

  • детство - наиважнейший этап развития личности, почему, когда оно заканчивается;

  • в детстве становление личности происходит при взаимодействии ребенка с взрослыми, с окружающими предметами;

  • фазы становления личности, фазы жизненного цикла и почему переход от одной к другой вызывает кризисное состояние человека.


Закрепление изученного на уроке:

А сейчас в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю на листочках ответить на следующие вопросы:

Тест:

1.Психологичекский возраст - это:

а) возраст, указанный в паспорте;

б) возраст на который мы выглядим;

в) возраст, на который мы себя ощущаем;

г) ерунда – такого не бывает.

2. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:

а) учебно-профессиональной деятельности;

б) предметно-манипулятивной деятельности;

в) учебной деятельности;

г) все варианты верны.

3. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это

а) адаптация;

б) индивидуализация;

в) интеграция;

г) социализация.

4. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст

а) до 15 лет;

б) от 15 до 25 лет;

в) от 25 до 45 лет;

г) от 45 до 65 лет.

5.Интенции – это:

а) намерения и цели личности;

б) возрастной кризис;

в) хронологический возраст;

г) ступень «оживления».


А сейчас меняемся листочками со своим соседом по парте и проверяем правильные ответы, после чего сдаем на контроль мне.

Ответы:

1 – в

2 – г

3 – б

4 – б

5 – а

Рефлексия.

Слово учителя.

И так, если мы с вами ещё раз обратим внимание на все концепции и теории развития и становления личности, становление внутреннего мира личности, то придем к какому выводу?

Ответ учащихся. ( Каждый возраст неповторим, своеобразен и играет огромное значение в становлении личности на протяжении практически всей жизни).

Слово учителя.

И от того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит его жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.

Домашнее задание: § 29, ответы на вопросы в конце параграфа.


Оценки за работу на уроке.



Самоанализ урока «Возраст и становление личности»:

Данная тема находится в разделе «Личность. Межличностные отношения» и является первым уроком в теме «Возраст и становление личности». На данную тему будут опираться два следующих урока, которые рассчитаны на выполнение практикума и вопросов после параграфа.

В качестве изучения нового материала была выбрана форма работы с использованием мультимедиа презентации, так как наглядное изучение материала помогает лучше его усвоить. И, кроме того, это всегда вызывает интерес у учащихся.

У класса было домашнее задание нарисовать «Древо личности». Лучшие работы представлены на выставке для закрепления предыдущего материала «Индивид. Индивидуальность. Личность». На предыдущем уроке был затронут вопрос хронологического и психологического возраста, проведено анкетирование «Сколько Вам лет?» и «На сколько лет вы себя ощущаете?». Подвести итоги, было поручено одной из учениц.

Еще двум учащимся было дано задание, подготовить краткое сообщение на тему «Периодизация развития личности: ребенок общественный взрослый, ребенок общественный предмет». Они выполнили его в виде презентации.

Цель урока: изучить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность».

Задачи, поставленные перед уроком:

  1. Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск.

  2. Сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Решать познавательные задания по теме.

Деятельность учащихся на уроке: групповая (обсуждение поставленной проблемы), индивидуальная (работа с учебником), аналитическая .

Данная структура урока позволила учащимся с разных сторон окунуться в атмосферу изучения материала, что способствовало его лучшему пониманию и усвоению.

Учителю в таком уроке отводится роль организатора, руководителя процесса, а основные игроки на сцене – ученики.

Урок начался со вступительного слова учителя, затем он подводит итог после каждой формы работы, и делает краткое обобщение всей темы.

В заключении был предложен тест на обобщение данной темы

Для проведения урока потребовалось:

Методическая литература:

1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 - 416с.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, - 512 с.

3. Компьютер, мультимедийное оборудование.

4. Авторская презентация учителя по данной теме.


Использовались Интернет-ресурсы:

  1. http://www.proshkolu.ru

  2. http://minobr.org/

  3. http://www.yandex.ru

  4. http://www.zavuch.info/

  5. http://nsportal.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!