СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОДНКНР. 5 класс. Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ОДНКНР. 5 класс. Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Конспект урока предметной области ОДНКНР

Тема: «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Автор: Перевалова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 н.п. Ёнский Ковдорского района

























Тема: «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Урок «открытия» нового знания 

Цель урока: формировать понимание необходимости возрождения духовных ценностей, их сохранения и защиты.

Задачи урока:

1. создать условия для осознания необходимости возрождения духовных ценностей, их сохранения и защиты;

2. способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за государство, которое защищает духовные ценности;

3. развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции).

Предметные результаты:

1) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

2) приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;

3) развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

4) осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

Перечень оборудования к уроку: проектор, экран, ноутбуки, раздаточный материал.









Конспект урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята.

  2. Актуализация полученных знаний.

Скажите, какой большой раздел нашего курса мы закончили на прошлом уроке?

– Религия и культура.

О чем узнали в этом разделе?

– О культуре традиционных для России религий, значении религии в жизни человека и общества.

На какие вопросы ответили?

– Какова роль традиционных религий в развитии культуры и истории России?

Как религия способствует укреплению семьи и общества?

  1. Знакомство с новой темой. Постановка цели урока.

Сегодня мы начинаем новую тему. Открываем тетради, записываем тему,

в которой пропущено одно слово: «Как сохранить ______________ ценности. Забота государства сохранении ________________ ценностей».

Чтобы восстановить пропущенное слово, мы должны разгадать кроссворд (приложение №1). Работаем в парах. Читаем учебник на странице 129. Разгадываем кроссворд. В серых клетках должно получиться слово (прилагательное).

Записываем слово «духовные» в тему урока.

Ребята, скажите, как вы понимаете слово «духовные»?

– Невещественные, нравственные, моральные.

Какие духовные ценности вы знаете? Для ответа используйте материал учебника на странице 129.

– Милосердие, сострадание, доброта, отзывчивость, любовь, уважение.

Подберите антонимы к слову «духовные».

– Материальные, вещественные.

Назовите материальные ценности. Для ответа используйте материал учебника на странице 129.

– Деньги, драгоценности, внешнее благополучие.

Как выдумаете, какие ценности важнее и почему?

– Для человека важнее духовные, потому что они составляют его внутренний мир, определяют его способность правильно жить в мире других людей.

Как можно сохранить духовные ценности? Для ответа используйте материал учебника на странице 129.

– Необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных.

Прочтите тему нашего урока «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей» и определите его цель.

– Сегодня на уроке мы должны разобраться, как государство заботится о защите и сохранении духовных ценностей и какой вклад в сохранение духовных ценностей может внести каждый из нас.

Что мы будем делать, чтобы ответить на поставленный перед нами вопрос?

– Работать с учебником, дополнительной информацией, читать текст, анализировать, сопоставлять факты, размышлять и делать выводы.

Давайте познакомимся с историей одного из известных в России храмов –

Храма Христа спасителя. Работаем в группах по три человека с материалом учебника на страницах 133-134. Необходимо распределить предложенные задания между тремя членами группы.

Задание №1. Прочтите текст, выполните тест (приложение №2).

Задание №2. Прочтите текст, перескажите его сжато.

Задание № 3. Расположите предложенные в презентации слайды с фотографиями Храма в хронологическом порядке (приложение №3).

В процессе работы учитель проверяет выполнение заданий. Затем заслушивается по одному представителю от каждой группы. Вносятся корректировки в ответы других учащихся. Демонстрируется правильный вариант презентации.

Ребята, а почему Храм Христа Спасителя был разрушен?

– Это было время борьбы с религией, когда по всей стране закрывали или уничтожали храмы, мечети, синагоги.

Правомерны ли были действия государства в 30-е годы прошлого века? Как вы к этому относитесь?

– Государство действовало неправильно, потому что храм (или мечеть, или синагога) – это место, куда человек может прийти со своими бедами и проблемами и найти поддержку, это место, где воспитываются и поддерживаются духовные ценности.

А как народ участвует в сохранении духовных ценностей (на примере строительства Храма Христа Спасителя)?

– Люди всех национальностей собирали средства на возведение храма.

О чем говорит тот факт, что люди разной веры: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи – принимали участие в сборе средств на восстановление Храма Христа Спасителя в Москве.

– Духовные ценности человека формируются вне зависимости от принадлежности человека к той или иной вере, они у всех людей одинаковые. Мы живем в одной многонациональной стране, и памятники культуры, которые у нас есть, принадлежат всем.

Используя иллюстрации учебника на страницах 130-132, и подписи к

ним, а также дополнительный материал «Владивостокская синагога» (приложение №4), докажите, что в нашей стране заботятся о возрождении духовных ценностей, учитывая потребности в этом людей разной веры (работаем в парах).

– В последние годы в нашей стране восстанавливаются и строятся новые храмы и монастыри для православных, буддистские храмы для буддистов, мечети для мусульман, синагоги для иудеев, чтобы люди разной веры могли, посещая их, изучать и поддерживать традиции и каноны своей веры.

А как нам узнать, что памятник культуры находится под охраной и

заботой государства? Как вы, учащиеся, можете принимать участие в заботе о сохранении духовной культуры? Запишите ответы на эти вопросы на листке и обменяйтесь с соседом по парте.

А теперь прочтите текст на страницах 134-135 учебника и найдите правильные ответы на вопросы.

– На старинных особняках, дворцах, церквях, мечетях, синагогах, буддистских храмах, мавзолеях можно часто увидеть слова «Охраняется государством».

– Мы должны развивать в себе чувство уважения к прошлому, гордиться им и преклоняться перед талантом наших предков.

Сопоставьте ответы соседа по парте с теми, которые нашли в учебнике, обсудите в паре, откорректируйте, если это необходимо, ответ товарища.

Творческое задание. Работа в группах. Чтобы знать наше прошлое,

необходимо посещать объекты культурного наследия и уметь вести себя так, чтобы «не повредить, не разрушить, не уничтожить». Поработайте в группе и составьте «Правила поведения в музее, дворце, храме». Предварительно повторяем, в чем особенность памятки как жанра официально-делового стиля (строгость, лаконичность, употребление глаголов в повелительном наклонении или неопределенной форме).

Зачитываем получившиеся памятки.

Пример памятки.

  1. Оставьте одежду в гардеробе, наденьте бахилы.

  2. Ведите себя спокойно: не бегайте, не кричите, не перебивайте экскурсовода.

  3. Не трогайте экспонаты руками.

  4. Отключите звук телефона, используйте камеру, только если это разрешено.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какова цель нашего урока, которую мы поставили перед собой в начале работы?

– Разобраться, как государство заботится о защите и сохранении духовных ценностей и какой вклад в сохранение духовных ценностей может внести каждый из нас.

Скажите, мы достигли этой цели? Можем ответить на поставленные вопросы? Запишите их в тетради.

Откройте учебник на странице 135. Найдите информацию под знаком «Сделаем вывод», сравните свой ответ с ответом в учебнике.

В каком памятнике культурного наследия вам захотелось побывать после нашего урока и почему?

Поставьте себе сами отметку за прошедший урок, оценив вашу работу на

уроке.

А знаете ли вы, какие храмы, мечети, синагоги, монастыри есть на

территории нашего края?

  1. Домашнее задание. Используя дополнительную литературу и Интернет-

ресурсы, расскажите о культурных памятниках (храмах, мечетях, синагогах, монастырях), которые есть в Мурманской области.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!