Урок окружающего мира: «Пустыни»
1.Организационный момент
Сегодня свои тайны перед нами откроет еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:
2.Проверка д.з.
А)Фронтальная работа.
Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Конечно, это стихи о степи. Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.
Конкурс рисунков, рисунки на доске, дети комментируют свои рисунки.
-Кто хочет поделиться своими открытиями о растениях и животных степи? (выслушиваются сообщения детей)
-Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?
Б)Выполнение теста
3. Новая тема урока
Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыни
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
-Вот так выглядят пустыни. (показ фильма «Пустыни») Какой вы увидели пустыню?
-Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыни наша верная помощница?
Работаем по плану:
Географическое положение зоны пустынь относительно остальных природных зон и сторон горизонта.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь.
Поверхность земли в пустыне.
Один ученик выходит к доске:
-Пустыни расположены на юго-западе России, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику. Поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
-Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка, Эти песочные валы- барханы- Постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыни и ее обитателях.
-Лето в пустыни жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70 Градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывает.
-Чего хочется человеку. Когда ему очень жарко?(пить и купаться)
-К сожалению в пустыни выпадает мало осадков, парой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая, температура опускается до -12 градусов и длится 2-3 месяца.
Итак. А сейчас мы разбиваемся на 3 группы: Ботаники, зоологи, экологи.
Ботаники:
Гербарий, атлас, учебник 123-124
1.Общая особенность растений
2. Приспособление к природным условиям.
3. Значение в природе
Зоологи:
Энциклопедии, учебник, картинки животных 126-128
1.Общая особенность растений
2. Приспособление к природным условиям.
3. Значение в природе
Экологи:
Энциклопедии, учебник 129-131
1.Экологические проблему пустыни и пути их решения
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
Физкультминутка
Работа по теме урока
Выслушивание групп.
Работа по тетради.
С.39-40 №1-6
6.Закрепление изученного материала
Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина солнце и ветер?
(Солнце-всегда жарко, оно направляет на эту территорию почти прямые лучи. Т.к. пустыня лежит близко к экватору, а ветер-почти нет деревьев и ничто ему не препятствует)
Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!
Итог урока
-Какое лето в пустыни?
-Как животные и растения приспособились к жизни в пустыни?
Выставление оценок
Домашнее задание.
С.122-131 Прочитать текст, ответить на вопросы.
Составить рассказ-отчет о нашей экспедиции в пустыне.
Доделать задания в рабочей тетради.