Тема урока «Характер славян»
Цели и задачи урока:
Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности;
Познакомить с качествами характера, хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения;
Формировать умения работать с учебной картиной;
Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
Учить уважать историю Отечества.
Ход урока
Организационный момент.
–На уроке будем продолжать изучать историю нашей страны (слайд 1)
Актуализация знаний. Работа в группах.
– Тему назовете сами, выполнив задания, которые вам в этом помогут.
Задание: на столах лежат портреты, названия страны в разные периоды развития, изображения или предмет (кукла-оберег). ( Приложение 1)
Вы должны:
1.соотнести их с соответствующим периодом нашей страны на шкале времени (если это портрет или название страны)
2.объяснить, что обозначает изображение или предмет (кукла)
Ответы.
-вывод: мы знаем время, в которое жили славяне, внешний вид, не знаем внутренний мир, характер славянина.
- На уроке будем изучать характер славян. (слайд 2)
Изучение нового материала.
трудолюбие
Работа с пословицами
-Посмотрите на пословицы. Что их объединяет? (о труде) (слайд 3)
-Какая черта характера выражена в пословицах. (трудолюбие)
- первое качество славян - трудолюбие.
Предположение: почему они были трудолюбивые? 1)Славяне были трудолюбивые, потому что такими рождались.2) От труда зависит как будет жить его семья, дети, внуки.
Предположения детей.
Работа с учебником.
-Подтвердим ваши ответы текстом на стр.104
Словарная работа (толковый словарь учебника) – работа в парах (слайд 4)
(Звучит фоновая музыка в исполнении группы «Иван Купала»)
Молотить- 1 ряд
Род - 2 ряд
Скарб - 3 ряд
Объяснение пословицы - «Терпенье и труд всё перетрут»
Беседа и анализ орудий труда (слайд 5)
Рассказ учителя о труде славян (слайд 6)
Современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян. У славян были свои названия. Славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями. Тяжёлым трудом добывали славяне себе пропитание. Чтоб подготовить землю необходимо вырубить участок в лесу. Зимний месяц в течение, которого рубили лес называли – сечень. (от слова «сечь» - рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (от слова «врещи» - молотить).
Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел. Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.
Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль - ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.
Запишите на листах – трудолюбивые (Приложение2)
2.смелые, любили Родину
( звучит фоновое сопровождение С.Прокофьев-«Нашествие»)
Рассказ учителя
Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. (слайд 7)
На войне славяне были храбры, прибегали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности. В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. (слайд 8)
Они осыпали врага стрелами, поражали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты кожей или обиты железом.
Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.
Работа с учебником. (стр.105)
- Найдите и зачитайте, что пишет о славянах ИНОСТРАНЕЦ.
- Какие пословицы встретились? О чём они?
- Запишите на листах – смелые, любили Родину(приложение 2)
3.Физ. минутка (игра - понтамима)
(Каждое действие сопровождаем взглядом)
Изобразить:1.человек рубящий топором дерево
2. человек, который ловит удочкой рыбу
3. человек, стреляющий из лука
4. человек пилит пилой
4. умели отдыхать
Выступления детей
(слайд 9)
Ученик1(солнце)--Я - бог Солнца. Каждый день выезжаю из золотого дворца на огненных конях. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что я сержусь на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
Учитель: А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун.
Ученик2 (Перун)---Я страшен в гневе -он посылаю на землю бури и ливни, выбиваю градом хлеба, поджигаю жилища, убиваю скот и людей. Я покровитель воинской дружины и князя.
Ученик1 Чтобы мы были добрее к людям,
Ученик2- славяне устраивали в нашу честь праздники.
Ученик1(солнце)---Мне - Главному богу - богу Солнца- славяне посвящали несколько праздников. Первый - в декабре, когда день перестает убывать. Следующий - масленица - (слайд 10) это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. На масленицу пекли блины - символ солнца.
Ученик2 (Перун)---Самый большой праздник - Иванов день, или Ивана Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки; водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
-какая черта характера? (слайд 11)
- Запишите на листах – умели отдыхать
Самостоятельная работа.
(Звучит фоновая музыка в исполнении группы «Иван Купала»)
- В словаре «Словарь развития речи» найдите по 2 синонима к каждой черте характера. (слайд 12)
Самооценка:
6 синонимов-«5»
4 синонима-«4»
2 и меньше-«3»
«Картинная галерея» (слайд 13)
Кроме сжигания масленицы, катания на санях с гор, была ещё разные забавы. Одну из которых изобразил наш художник- сибиряк из Красноярска Василий Иванович Суриков.
На реках, прудах и в полях строили снежный город с башнями и воротами – царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и мётлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби. Молодые парни и мужчины с азартом включались в битву, а женщины и дети выступали в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, В.И. Суриков увлёкся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через неё. Осажденные храбро защищали город, отбиваясь метлами. Однако «конница» брала верх и победоносно въезжала в ворота городка. А уже затем вместе с «осажденными» и конями с наслаждением превращала его в руины.
Работа с энциклопедиями.
-Найдите в энциклопедии какой-либо материал, относящийся к нашей сегодняшней теме.
Ответы детей
Итог урока.
-Что нового узнали?
(слайд 14)