СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Характер славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 3 класс, образовательная система "Начальная школа 21 века". Тема "Характер славян". Цель: познакомить с качествами характера, хозяйством восточных славян и тяжёлым трудом населения. Урок сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Характер славян"»

Тема урока «Характер славян»

Цели и задачи урока:

  1. Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности;

  2. Познакомить с качествами характера, хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения;

  3. Формировать умения работать с учебной картиной;

  4. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

  5. Учить уважать историю Отечества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

–На уроке будем продолжать изучать историю нашей страны (слайд 1)

  1. Актуализация знаний. Работа в группах.

– Тему назовете сами, выполнив задания, которые вам в этом помогут.

Задание: на столах лежат портреты, названия страны в разные периоды развития, изображения или предмет (кукла-оберег). ( Приложение 1)

Вы должны:

1.соотнести их с соответствующим периодом нашей страны на шкале времени (если это портрет или название страны)

2.объяснить, что обозначает изображение или предмет (кукла)

Ответы.

-вывод: мы знаем время, в которое жили славяне, внешний вид, не знаем внутренний мир, характер славянина.

- На уроке будем изучать характер славян. (слайд 2)

  1. Изучение нового материала.

    1. трудолюбие

Работа с пословицами

-Посмотрите на пословицы. Что их объединяет? (о труде) (слайд 3)

-Какая черта характера выражена в пословицах. (трудолюбие)

- первое качество славян - трудолюбие.

Предположение: почему они были трудолюбивые? 1)Славяне были трудолюбивые, потому что такими рождались.2) От труда зависит как будет жить его семья, дети, внуки.

Предположения детей.

Работа с учебником.

-Подтвердим ваши ответы текстом на стр.104

Словарная работа (толковый словарь учебника) – работа в парах (слайд 4)

(Звучит фоновая музыка в исполнении группы «Иван Купала»)

Молотить- 1 ряд

Род - 2 ряд

Скарб - 3 ряд

Объяснение пословицы - «Терпенье и труд всё перетрут»

Беседа и анализ орудий труда (слайд 5)


Рассказ учителя о труде славян (слайд 6)

Современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян. У славян были свои названия. Славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями. Тяжёлым трудом добывали славяне себе пропитание. Чтоб подготовить землю необходимо вырубить участок в лесу. Зимний месяц в течение, которого рубили лес называли – сечень. (от слова «сечь» - рубить). Далее следовали меся­цы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (от слова «врещи» - молотить).

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел. Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В ма­леньких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сде­лать на месте, например, соль - ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, ме­дом, воском, зерном, скотом.

Запишите на листах – трудолюбивые (Приложение2)

2.смелые, любили Родину

( звучит фоновое сопровождение С.Прокофьев-«Нашествие»)

Рассказ учителя

Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. (слайд 7)

На войне славяне были храбры, прибе­гали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности. В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. (слайд 8)

Они осыпали врага стрелами, пора­жали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты кожей или обиты железом.

Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали ско­рее умереть в бою, чем сдаться в плен.

Работа с учебником. (стр.105)

- Найдите и зачитайте, что пишет о славянах ИНОСТРАНЕЦ.

- Какие пословицы встретились? О чём они?

- Запишите на листах – смелые, любили Родину(приложение 2)

3.Физ. минутка (игра - понтамима)

(Каждое действие сопровождаем взглядом)

Изобразить:1.человек рубящий топором дерево

2. человек, который ловит удочкой рыбу

3. человек, стреляющий из лука

4. человек пилит пилой

4. умели отдыхать

Выступления детей

(слайд 9)

Ученик1(солнце)--Я - бог Солнца. Каждый день выезжаю из золотого дворца на огненных конях. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что я сержусь на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Учитель: А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун.

Ученик2 (Перун)---Я страшен в гневе -он посылаю на землю бури и ливни, вы­биваю градом хлеба, поджигаю жилища, убиваю скот и людей. Я покровитель воинской дружины и князя.

Ученик1 Чтобы мы были добрее к людям,

Ученик2- славяне устраивали в нашу честь праздники.

Ученик1(солнце)---Мне - Главному богу - богу Солнца- славяне посвящали несколько праздников. Первый - в декабре, когда день перестает убы­вать. Следующий - масленица - (слайд 10) это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чу­чело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чу­чела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. На масленицу пекли бли­ны - символ солнца.

Ученик2 (Перун)---Самый большой праздник - Иванов день, или Ивана Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки; водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

-какая черта характера? (слайд 11)

- Запишите на листах – умели отдыхать

  1. Самостоятельная работа.

(Звучит фоновая музыка в исполнении группы «Иван Купала»)

- В словаре «Словарь развития речи» найдите по 2 синонима к каждой черте характера. (слайд 12)

Самооценка:

6 синонимов-«5»

4 синонима-«4»

2 и меньше-«3»

  1. «Картинная галерея» (слайд 13)

Кроме сжигания масленицы, катания на санях с гор, была ещё разные забавы. Одну из которых изобразил наш художник- сибиряк из Красноярска Василий Иванович Суриков.

На реках, прудах и в полях строили снежный город с башнями и воротами – царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и мётлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби. Молодые парни и мужчины с азартом включались в битву, а женщины и дети выступали в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, В.И. Суриков увлёкся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через неё. Осажденные храбро защищали город, отбиваясь метлами. Однако «конница» брала верх и победоносно въезжала в ворота городка. А уже затем вместе с «осажденными» и конями с наслаждением превращала его в руины.



  1. Работа с энциклопедиями.

-Найдите в энциклопедии какой-либо материал, относящийся к нашей сегодняшней теме.

Ответы детей

  1. Итог урока.

-Что нового узнали?

(слайд 14)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!