СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: «Природа. Ценность природы для людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в 3 классе по окружающему миру УМК "Школа России" А.А. Плешаков. Тема: Природа. Ценность природы для людей."

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: «Природа. Ценность природы для людей»»

МОУ СОШ с. Терновка







Урок окружающего мира

3 класс

УМК «Школа России»

«Природа. Ценность природы для людей»







Работу выполнила

учитель начальных классов

Шатилова Ю. А.

2018 г.

Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России»,

А. А. Плешаков «Природа. Ценность природы для людей».



Тема: «Природа. Ценность природы для людей»

Дидактическая цель: знает, что такое природа, разнообразие природы, умеет выполнять классификацию объектов природы, устанавливает связи между живой и неживой природой, осознает ценность природы для людей.

Задачи урока:

Образовательные: учить составлять характерные для леса царства природы, рассуждать, доказывать;

Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и интерес к природе; развивать коммуникативные навыки через работу в парах, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- ориентироваться в учебных пособиях курса «Окружающий мир;

- понимать разнообразие природы; научиться классифицировать объекты природы, называть царства живой природы;

- осознавать ценность природы для человека.;

Личностные:

– понимать и принимать социальную роль обучающегося; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- проявлять целостное восприятие окружающего мира;

- бережно относиться к окружающему миру;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; желание выполнять учебные действия, приобретать новые знания.


Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом; понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

- Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстрации учебника.

Коммуникативные :

- формировать навыки речевых действий, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ресурсы урока: ноутбук, сигнальные карточки (красный-есть вопрос, зеленый-проблемы, желтый-требуется помощь), карточки «Мудрые мысли», сигнальные карточки для самооценки, предметные картинки, презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный

Технологии: решение учебной задачи, с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, активных методов обучения, здоровьесбережения, информационные.







Ход урока:

I. Организационный момент и психологический настрой к уроку.

Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Я рада вновь приветствовать вас на уроке. Давайте порадуемся новому дню! Поприветствуем всех присутствующих в классе лучезарными улыбками.

II.Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником.

- Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир». Скажите, о чем вы хотели бы узнать в этом году, чему научиться?

- Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках

- Прочитайте на с. 3 название первого раздела.

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Формулирование темы, постановка цели урока.

Доскажи словечко и узнаете тему урока:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светитзолотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывае.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром. Туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг ... (природа!) ( записываю на доске)

(Ученики формулируют тему урока.)

- Что значит для вас природа, какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Что вы больше всего любите в природе? (Ответы детей)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что мы узнаем на уроке? Чему научимся? (Ответы детей)

- Давайте сравним, что написано в учебнике. Прочитайте тему урока на с.4. С учебной задачей урока в учебнике нас вновь знакомит Муравьишка.

- Сделаем вывод: на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.

III.Актуализация знаний

Классификация объектов природы.

- Обратите внимание на экран. Ответьте на вопросы.

  • Подумайте, на какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)

  • Перечислите природные объекты. (Ласточка, солнце, береза, белка, жук, гриб, ель, дождь.)

  • На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.) (запись на доске)

  • Назовите объекты живой природы. (Ласточка, береза, белка, жук, гриб, ель.) (запись на доске)

  • Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь ) (запись на доске)

  • Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают). (запись на доске)

Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).

( В процессе ответов на вопросы составляется схема «Природа»)

Природа

царство растений


царство животных


Живая природа

Неживая природа

царство грибов


Объекты

Ласточка

Береза Белка

Жук

Гриб

Ель



Объекты

Солнце Дождь

Облако



Дышат


царство бактерий

Питаются





Растут


Развиваются



Умирают

Приносят потомство





Выполнение задания в рабочей тетради, №1 (с.6), №2 (с.6)

(Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы (красный сигнал);

- регулирует споры, порядок работы (зеленый сигнал);

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе (желтый сигнал).

IV. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемы.

-Знаете ли вы, что такое «царства»? (Ученики высказывают свои предположения). А как вы, думаете, в природе есть царства? 2. Беседа

Учитель демонстрирует изображения гриба.

- В какую группу отнесем этот природный объект?

- Еще раз внимательно рассмотрите объекты живой природы на экране. На какие группы их можно разделить? (Животные, ра­стения, грибы.)

-Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.

- Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - увеличительный прибор. Знакомство с микроскопом. Рассмотрите предметы под микроскопом.

Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.

- Выполните задание в рабочей тетради № 4 (с. 7) . Взаимоконтроль. Сравни свою работу с работой соседа . В чем совпадают ваши работы. Чем различаются? Есть ли у вас ошибки? Исправь ошибки.

-Если узнали, что-то новое добавим в схему (царство животных, царство растений, царство грибов, царство бактерий)



3.Связи в природе.

- Мы с вами определили, что все объекты природы можно раз­делить на живые и неживые. Связаны ли между собой эти группы? (Ответы детей)

- Приведите примеры связей, используя картинки с изобра­жением предметов.

(Примеры. Экологические связи:

1) Живое — неживое. Люди не могут обойтись без воздуха и воды. Но и от людей зависит чистота и охрана воздуха и воды.

2) Растения — животные. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые — опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых-вредителей, портящих листву деревьев.

3) Природа — человек. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От человека зависит сё сохранность и красота. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек. Для животного — солнце, вода, растения, другие животные, человек. Для человека — солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности)

(Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)

- Какой сделаем вывод?

Вывод. Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.

V. Физкультминутка.

Игра «Живое – неживое».

- Я показываю картинки. Если это объект живой природы, то прыгаете. Если объект неживой природы – приседаете.

5. Ценность природы для людей.

- Верно ли, что без природы не возможна жизнь людей? Докажите.

- Найдите и прочитайте текст «Ценность природы для людей». Выделите предложе­ния, которые говорят о том, что дает нам природа. Сделайте вывод.

- Сравните свой вывод с выводом учебника. Прочитайте вывод в учебнике

- Составьте опорную таблицу. Сделайте вывод.

  • Природа — важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охра­няет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелё­ный цвет листьев и травы успокаивает челове­ка, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу... Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.

  • И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каж­дый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок — только разгадывай!

- Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?

  • Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник на­толкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обра­тил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Расте­ние было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобре­тение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую ли­пучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вто­рая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться 

Выполните задания в рабочей тетради № 6 (с. 8)

- Расшифруйте схему.

- Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)

- Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)

- Продолжите работу самостоятельно.

- (Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)

(Ответы: рис. 3 - дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 - дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)

-Вывод. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От человека зависит сё сохранность и красота. Давайте все будем заботиться о природе, не наносить ей ран.

VI. Закрепление изученного.

- Конкурс - "Мудрые мысли". (работа в парах)

Из карточек которые вы получили, вам нужно составить выражения. Задания: 1. Лес - наше богатство - берегите его! 2. Охранять природу - значит охранять Родину! 3. Охрана природы - дело народа. 4. Поведение человека в природе - это зеркало его души.

- Ученики отвечают на вопросы по теме «Природа»

- Что такое природа?

- На какие группы делят природу?

- Назовите царства живой природы.

- Назовите значение природы для людей.

-Какие новые слова узнали? (организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп)

- Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

VII. Рефлексия

- Вернемся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать и чему научиться? Что мы узнали? Чему научились? Какие выводы сделали? Давайте сравним их с выводами Мудрой черепахи на с. 7. (Дети отвечают на вопросы.)

- Составьте «Синквейн»

  1. 1 строка – одно существительное (Кто? Что?). Природа.

  2. 2-ая – два прилагательных (Какая?). Красивая, живая.

  3. 3-я – три глагола (Что делает?). Очищает, освежает, кормит.

  4. 4-ая – крылатая фраза, Берегите природу.

  5. 5-ая – одно существительное, которое выражает суть (Кто? Что?) Жизнь.

Оцените свои достижения ( Критерии на карточках).

Самооценка с помощью знаков «!» , «+», «-»,

«!» - все выполнено верно, материал усвоен хорошо;

«+» - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно;

«-» - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.

Домашнее задание

уч. с. 4-9 , с. 7 вопросы; т. с.4 № 3, 5,7



«!» - все выполнено верно, материал усвоен хорошо;



«+» - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно;



«-» - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.




Лес - наше богатство - берегите его!

Охранять природу - значит охранять Родину! Охрана природы -

дело народа.

Поведение человека в природе -

это зеркало его души.





























красный-есть вопрос,

зеленый-проблемы,

желтый-требуется помощь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!