СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Снежные загадки" 1 класс УМК "ПНШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - расширение представлений обучающихся о снеге, явлениях и причинах с ним связанных. Работа содержит сценарий учебного занятия, мультимедийную презентацию, звуковой файл, пример оформления доски.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Снежные загадки" 1 класс УМК "ПНШ"»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Автор: Ипшман Е.В., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Вологды

образование – высшее, квалификационная категория – высшая, стаж работы – 24 года



Предмет: окружающий мир

Тема учебного занятия : «Снежные загадки»

Место урока в теме: данный урок изучается в разделе «Природа и ее сезонные изменения», после темы «Пришла зима».

На изучение отводится 1 час.

Тип урока: изучение нового материала

Цель и ожидаемый результат урока: расширение представлений обучающихся о снеге, явлениях и причинах с ним связанных.

Задачи урока:- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

- актуализировать ранее изученные сведения по теме «Природа»

- организовать формулировку и согласование цели урока

- организовать открытие новых знаний

- способствовать формированию рефлексии


Оборудование:

О.Н.Федотова «Окружающий мир» учебник для 1 класса. – М.: «Академкнига»

О.Н.Федотова «Окружающий мир» хрестоматия для 1 класса. – М.: «Академкнига»

Тарелки со снегом №1,2, карточки плана урока, карточки-схемы методов изучения темы,

карточки-схемы свойств снега.

















Оформление доски

(к началу урока)


Рефлексивная карта

Я ЗНАЮ…

Я МОГУ…

Я ХОЧУ…


Карточка результатов опыта


(закрыта)



Эпиграф урока

МИР ПРЕКРАСЕН



Снежные загадки



СВОЙСТВА СНЕГА.


КАК РОЖДАЕТСЯ СНЕГ?


КОМУ СНЕГ НУЖЕН?


ПОЧЕМУ СНЕГ СКРИПИТ?



СНЕГ

















Оформление доски

(к концу урока)


Рефлексивная карта

Я ЗНАЮ…

Я МОГУ…

Я ХОЧУ…


Карточка результатов опыта

1- поле

2- дорога





Эпиграф урока

МИР ПРЕКРАСЕН



Снежные загадки и методы их изучения


КАК РОЖДАЕТСЯ СНЕГ?


СВОЙСТВА СНЕГА.


ПОЧЕМУ СНЕГ СКРИПИТ?

КОМУ СНЕГ НУЖЕН?



СНЕГ

Условные знаки свойств снега

БЕЛЫЙ(белый лист)

ЛЕГКИЙ (перышко)

ХОЛОДНЫЙ (рука)

ЛИПКИЙ ( комок снега)

ТАЕТ (капля воды)











Содержание и технология урока:

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1. Организационный момент

Задача: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс


Начнем урок окружающего мира

с добрых пожеланий друг другу.





Снова настал познания миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.


Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу.






ЛичностныеУУД

-самоопределение


2. Актуализация знаний

Задача: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Природа»

-Что такое природа.


-Какая бывает природа

-Какое время года наступило в природе

-Назовите зимние месяцы

- Какие изменения происходят зимой в неживой природе?


-С чем связаны такие изменения в природе.



Как узнать тему нашего урока.



Откройте учебник на нужной странице.

Прочитайте тему урока.

Как вы понимаете это название.


Это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Живая и неживая.

Зима

Декабрь, январь, февраль.

Стало холодно, дуют сильные ветры, замерзла вода в водоемах, земля покрыта снегом.

С низким расположением солнца над поверхностью земли.



Открыть учебник по закладке и найти следующую тему.



«Снежные загадки»

Снежные загадки – это загадки о снеге


Регулятивные УУД

-волевая саморегуляция,

-контроль






Познавательные

-установление причинно-следственных связей


Коммуникативные

-обоснование своего суждения


3.Постановка цели урока.

Задача: сформулировать и согласовать цели урока.


- Ребята, какова цель нашего урока .

-Чтобы достичь цели урока необходимо составить план работы.

-На доске записаны снежные загадки.(вразбивку)

Посовещайтесь в паре, как из них составить последовательный план работы.

У кого другие варианты плана.

Принимаем этот план.

Разгадать снежные загадки и добыть новые сведения о снеге.



1.Как рождается снег.

2.Свойства снега.

3.Почему снег скрипит.

4.Кому снег нужен.



Познавательные УУД

-поиск информации


Регулятивные УУД

-принятие и удержание цели

- постановка учебных задач

-планирование

Коммуникативные

-осознанное построение речевого высказывания

4. Открытие нового знания

Задача: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний



Посмотрите центральный рисунок в учебнике.

В поселке Мирном, где живут наши друзья тоже зима.

  • Снежная ли зима в этом году ?

  • Что делают Маша и Жучка ?

- Рассмотрите снежинки на с.34. Есть ли среди них одинаковые. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.Некоторым формам снежинок ученые далиназвания.

  • Можно ли назвать снежинки изделием.


- А вы знаете, как образуются снежинки?












Давайте разгадаем первую снежную загадку.

Прочитайте ее.

Как добыть ответ на этот вопрос.

Как называется книга, помогающая нам изучать окружающий мир.

Как найти в Хрестоматии нужный рассказ.

Откройте нужные страницы.


Чтение в «Хрестоматии» учеником, остальные внимательно следят.

-Что же такое снежинки

-Что интересного о снежинках вы узнали.

-Как это проверить.

-Проверьте по рисунку. К какому выводу вы пришли



Физминутка

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в небо глядят.

Головки опустим – на парту гляди.

И снова наверх – где снежинка летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова работать. Немного ещё.


-Вернемся к плану. Что вы узнали.

-Достигли ли мы цели урока















Прочитайте вторую загадку.

Как будем работать по этому пункту.


- Рассмотрите снег. Какого он цвета?

Снег потому ослепительно белый, что он отражает чистейший цвет белого солнечного луча.

-Как падают снежинки.

Снег почти полностью состоит из воздуха, поэтому он легкий.

Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его опустить в стакан с водой:утонет или будет плавать.

Проверим ваши предположения (опыт проводит учитель)

-Почему Маша сняла рукавичку

Потрогайте снег и вы. Он какой.

Снег холодный. Т.к. образуется при очень низких температурах.

-Чем заняты дети.

-Почему им это удается.


Эксперимент.

- Ребята, мы до начала урока занесли в тарелочках снег, который взяли в поле и у дороги.

- Что происходит со снегом в тепле.

- С какой целью будем проводить эксперимент.

Проверим ваши предположения.

Найдите в учебнике криптограмму опыта.

Прочитайте задание.

Давайте мы попробуем добыть ответ на этот вопрос, работая в группах по 4 человека.

- Повторим правила работы в группе:

Слушаем внимательно задание, договариваемся, кто какую работу выполняет, работаем быстро, дружно, все вместе.


-Обсудите в группах, под каким номером снег с поля, а под каким номером снег от дороги.

К какому выводу вы пришли.

У кого другое мнение.

-Как проверить ваши предположения.

- Фильтруем воду и что мы видим?

К какому выводу вы пришли.



Откуда берутся эти примеси.






Найдите в учебнике на с.35 внизу криптограмму.

Что она обозначает. Прочитайте вопрос.

Кто знает ответ.




Смогли ли мы разгадать вторую загадку.

Что вы узнали о снеге.



Мы достигли цели урока?


Прочитайте третью загадку.

Как вы думаете, почему.

Как проверить ваши ответы.


Прочитайте самостоятельно и найдите предложение, в котором заключен ответ на данный вопрос. Зачитайте его.

Смогли мы разгадать третью загадку

-Почему же снег скрипит.


Физминутка

Как на горке- снег, снег, и под горкой – снег, снег.

Как на елке – снег, снег, и под елкой – снег, снег.

А под елкой спит медведь, тише, тише, не шуметь.


Прочитайте последнюю загадку.

Как можно получить ответ на этот вопрос.

-Как вы думаете, кто рад снегу.






-А нужен ли снег людям.


Рассказ об иглу (приложение)


-Составьте пословицы о снеге. Как вы их понимаете.

(работа в паре )




Ответили ли мы на последнюю снежную загадку.

















Зима снежная, кругом сугробы.

Они смотрят на снежинки.







Нет, т.к. изделие создает человек, а снежинки – объект природы.















1.Как рождается снег.


Прочитать в книге.

Хрестоматия.

По содержанию в конце учебника узнать страницу.




Снежинки – это замерзший водяной пар.

У снежинок 6 лучей.

Посчитать лучи у снежинок.

У всех снежинок действительно 6 лучей.












Мы узнали, как рождается снег.

Нет, т.к. не все загадки разгаданы.













2.Свойства снега.

Будем исследовать снег, проводить опыты, наблюдать.


Снег белый. (знак – белый квадрат)



Хочет потрогать.

Плавно, легко.






Снег легкий (знак - перышко)


Хочет потрогать.

Снег холодный.(знак - рука)



Лепят снеговика.

Снег рыхлый, липкий. (знак – комок снега)





Снег тает и превращается в воду (знак – капля воды)

Чист ли белый снег?
















Нам надо отфильтровать воду, у дороги снег грязнее, чем в поле.

В обоих случаях в снеге были грязь, песчинки, волоски. Но в тарелочке № их было больше. Значит это снег с дороги.

Когда снег падает на землю, он "собирает" на себя всю грязь, которая есть в воздухе: пыль, сажу, копоть.

На снег оседают частица выхлопных газов машин, дыма от заводов и фабрик.



Осторожно.

По снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате в снег попадают микробы, он становится еще более грязным и опасным для здоровья.



Снег белый, холодный, рыхлый, тает, содержит примеси.

Нет, мы разгадали не все загадки о снеге.


3.Почему снег под ногами скрипит?


Прочитать в хрестоматии.





Да.

Ломаются лучики снежинок.







4.Кому снег нужен?

-Спросить у тех, кто знает.

-Снегу рады дети, чтобы играть.

-Снегу рады растения, он укрывает их и не дает замерзнуть.

-Снегу рады животные. Зайцы не видны врагам на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят.


Снег нужен для закаливания, в снеге можно хранить продукты, из снега можно построить жилище.


МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА.

СНЕГ НА ПОЛЯХ – ХЛЕБ В ЗАКРОМАХ.




Да. Мы узнали, кому снег нужен.


Познавательные

-извлечение необходимой информации


Коммуникативные УУД

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью





















Познавательные

-анализ

-сравнение

-обобщение


Регулятивные

-планирование

-самоконтроль


Коммуникативные

-работа в парах


Личностные УУД

-осознание ответственности за общее дело
























Познавательные

-поиск информации


Познавательное УУД.

-построение логической цепи рассуждений





V.Итог урока Задача: способствовать формированию рефлексии


Достигли ли мы цели урока.



Что на уроке было самым интересным.

Что показалось трудным, почему.

А я рада, что было трудно. Значит вы трудились, а только в труде можно добыть знания.


Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложение

Я ЗНАЮ…Я МОГУ…Я ХОЧУ…

- А как можно получить новые знания о снеге


Самооценка «Комплимент».

-Кому вы подарите свой комплимент.

-А свой комплимент я хочу адресовать всем вам.

Вы умело находили нужные страницы в учебниках, грамотно составили план урока, умело провели эксперимент со снегом, дружно работали в паре, внимательно слушали и давали полные ответы.


Закончить урок мне бы хотелось под звуки удивительной музыки высказыванием А. Толстого « Самая чистая радость – радость общения с природой». Жизнь природы интересна и увлекательна. Изучайте природу, любите и берегите ее.

И тогда однажды вы сможете воскликнуть

МИР ПРЕКРАСЕН!(эпиграф урока)





Урок окончен. Всем спасибо.


Да. Мы разгадали все загадки, узнали много интересного о снеге.









Из энциклопедий, сети Интернет, познавательных передач телевидения.












Регулятивные УУД

-взаимооценка, самооценка

Личностные УУД

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. деятельности




















Приложение

ИГЛУ

Люди издавна научились использовать для своих нужд тот материал, который находится рядом.

Северный народ эскимосы до недавнего времени строили свои жилища из снега: ведь другого материала там, где они живут, нет.

Такие жилища называют иглу. Вырезали огромные снежные плиты, которые укладывали друг на друга так, что в результате получался купол-полушарие. Потом снег постепенно оседал, и стены становились еще прочнее,.

В иглу двери нет, и входят в жилище совершенно необычным способом — снизу, через пол. К входному отверстию в полу ведет длинный тоннель, вырытый в снегу.

С нежные стены пропускают свет — и даже окон не надо.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!