МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А. С. Сергеева»
города Курска
Внеурочная деятельность
КОНСПЕКТ
занятия
по «Основам Православной культуры»
7 класс
ТЕМА УРОКА: «Монастырская культура православия»
Выполнила: Покидалова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
Курск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы урока для обучающихся.
Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.
На данном уроке учащиеся знакомятся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями, познакомятся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, монашеским облачением, с ролью монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.
Знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся могут применить при изучении других предметов. Заинтересовавшиеся учащиеся могут глубже изучить данную тему и участвовать в конкурсах, олимпиадах по православию.
Конспект занятия
Методическая информация
1.
Тема урока
«Монастырская культура православия»
2.
Содержание темы урока
Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним. Талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, не стяжание, послушание, обет, красота духовная
3.
Методы и приемы реализации содержания урока
Беседа, работа в парах, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.
Технологии:
Проблемное обучение
Коллективно-группового взаимодействия
ИКТ
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Технология обучения навыкам смыслового чтения
4.
Возраст обучающихся:
7 класс
5.
Целевые ориентиры:
5.1
Целевой ориентир на личностный результат:
- формировать личностное самоопределение (определение себя как человека верующего);
- смыслообразование (значение монастыря и веры в жизни человека),
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому, вере, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
5.2
Целевой ориентир на метапредметный результат:
- формировать умение формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей (Р)
- формировать умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (К)
- формировать умение планирования последовательных этапов решения задач (Р);
- формировать навыки оценки и самооценки собственной деятельности (Р);
- развивать навыки смыслового чтения;
- развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
5.3
Целевой ориентир на предметный результат:
Раскрыть сущность понятий: Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним, талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, не стяжание, послушание, обет, красота духовная
6.
Планируемые результаты:
6.1
Личностный результат
- уметь определять себя как человека верующего;
- понимать значение монастыря и веры в жизни человека,
- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому, вере, быть готовым и способным вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
6.2
Метапредметный результат
Р. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
К. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
П. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6.3
Предметный результат
Знать и понимать сущность понятий: «монастырь», «послушание», «целомудрие», «умеренность», «устав», «обет»
7.
Материально-техническое оснащение
Презентация, раздаточный материал
Конспект занятия (внеурочной деятельности)
I.
Вводная часть
Вхождение в тему урока и создание условий для организации урока.
5 минут
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний, чтобы узнать еще что-то очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется (Православное христианство).
- Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).
- Где можно молиться Богу? ( В любом месте, в церкви, в Храме).
- Скажите, кроме церкви и храма есть еще другие места, где люди и живут и молятся? (монастырь)
1.2
Мотивация деятельности обучающихся
(читает ученик)
В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.
Эпиграф (цель занятия)
Назначение монастырей — быть духовными маяками в современной жизни.
Игумен Пимен (Ивентьев)
- Почему монастыри называют маяками христианской культуры? (Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.) слайд
1.3
Целеполагание
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и давайте попробуем определить задачи нашего урока.
Давайте узнаем:
-Что такое монастырь?
- Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи?
- По каким нормам и правилам живут в монастыре?
Какими видами деятельности занимаются монастыри?
-Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры?
Любой ли человек может стать монахом?
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на эти вопросы. Ваше понимание вы будите заносить в таблицу.
Работа с таблицей
№п/п | Содержание | Ваше понимание |
1. | -Что такое монастырь? | |
2. | - Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи? | |
3. | - По каким нормам и правилам живут в монастыре? | |
4. | Какими видами деятельности занимаются монастыри? | |
5. | -Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры? | |
6. | Любой ли человек может стать монахом, (монахиней)? | |
II.
Основная часть:
30 минут
2.1
Актуализация ранее приобретенных знаний
-О каких монастырях вы слышали?
-Видели ли вы картины с изображением монастырей?
- Был ли кто из вас в монастыре?
В России существует много монастырей.
- А есть ли монастыри в нашем крае? (да)
-Какие вам известны? (слайд 30 монастыри Курской области)
2.2
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
- Христианская православная культура – культура религиозная. Она развивалась как культура монастырская.
№п/п | Содержание | Ваше понимание |
1. | -Что такое монастырь? | Монастырь - (от греч. monasterion - «жилище отшельника») – место проживания монахов. |
1 группа
Групповой проект
Свято-Троицкий женский монастырь. Игуменья Сусанна (Барыкина)
Историческая справка о Свято-Троицком женском монастыре
Фиксация фактов по ходу рассказа. Слушаете рассказ и коротко фиксируете факты об истории монастыря в таблицу.
№ слайда | Тема выступления | Примечание |
6 слайд | Монастыри на Руси появились вскоре после её крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Подвижники православия несли свет Христовой веры, приобщали жителей к миру христианской культуры. Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю. Храмовый комплекс монастыря представляет собой художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII – XIX веков. | |
7 слайд | Это был знаменитый монастырь, имевший связи с Оптиной пустынью, известный подвижницами высокодуховной жизни. | |
8 слайд | Здесь полагал начало своими подвигами преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители. | |
9 слайд | Документальных сведений о времени основания монастыря не сохранилось, источники указывают лишь на то, что к 1623 г. он уже процветал. | |
10 слайд | В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1695 г. игуменья Пелагия заложила каменный двухэтажный храм, сохранившийся и поныне. | |
11 слайд | Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы, | |
12 слайд | а престол нижнего этажа – в честь Смоленской иконы Божией Матери. | |
13 слайд | В 1836 г. к западной стене храма была пристроена церковь, посвящённая Новодворской иконе Божией Матери. | |
14 слайд | |
15 слайд | Игуменья Алевтина, заботясь о благоустройстве обители, ходатайствовала о разрешении на открытие при монастыре больницы для сестёр. Ещё в 1798 г. в Троицком женском монастыре велось обучение девочек. В годы Первой мировой войны монахини несли послушание сестёр милосердия, ухаживали за ранеными. | |
16 слайд | В Курске родился, провёл детство и юность преподобный Серафим Саровский. Усадьба его родителей располагалась совсем рядом с Троицким монастырём, в двух кварталах от обители, рядом с Сергиево-Казанским собором, построенным родителями преподобного. Здесь 7-летний Прохор упал со строящегося собора и остался невредим. Мальчик Прохор вместе с матерью часто посещал близлежащий монастырь, и атмосфера древней обители, яркие образы женского монашества оставили глубокий след в душе будущего святого. Духовные впечатления и переживания отрочества нашли своё отражение в попечении преподобного Серафима о женской Дивеевской общине. | |
17 слайд | Среди подвижниц XIX столетия особенно примечательна Матушка София (Ступина). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой игумении было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц. Став настоятельницей, матушка София очень многое сделала для Курской обители, при этом в течение 29 лет она являлась начальницей женского епархиального училища, была попечительницей двух приютов для детей-сирот. Старицу любил весь Курск, знала и почитала её Императорская Фамилия. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена за алтарём Троицкого храма. | |
Проверка.
Историческая справка
о Свято-Троицком женском монастыре
№ п/п | Вопрос | Факт |
1. | Дата создания монастыря | К 1623 году он процветал |
2. | Сколько лет монастырю? | Более 400 |
3. | Когда перестраивался? | В 1695 году |
4. | Кому посвящен монастырь? | Пресвятой Троице Смоленской иконе Божией Матери Новодворской иконе Божией Матери |
5. | Скольким святыням? | 3 |
6. | Виды деятельности монастыря? | Больница для сестер и уход за ранеными Обучение девочек |
7. | Выдающиеся подвижники? | Серафим Саровский |
8. | Кто в 19 веке управлял монастырем? | Матушка София (Ступина) |
Домашнее задание
- С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, (слайд 2, 3) пустынях, вдали от мира и его соблазнов.(слайд 4, 5) Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия).(слайд 6)
Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, (слайд 7) жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре. (слайд 8)
-Келия прп.Феодосия (слайд 9)
Монастыри России неотъемлемая часть русской культуры и истории. В разные времена и эпохи становление монашества и монастырей в России имело свою историю, которая отражала состояние общества. Монастыри России зачастую исполняли роль крепостей. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах организовывались библиотеки, небольшие школы, различные ремесленнические мастерские. В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сути, были первыми русскими художниками. В лихую годину, монастыри раздавали нуждающимся еду, а в их стенах находили приют больные и страдающие.
Беседа с учителем
Монастырь называют маяками христианской веры. Подобно маякам освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни. Они показывали как может устроить христианин счастливую, радостную жизнь. Но необычной – житейской была та радость, христианской радостью о Господе.
-Что вы понимаете под определением «христианская радость»?
(Душевный мир, смирение, чистота сердца, духовная радость и любовь к Богу и ближнему)
-Христианская православная культура отражает смысл жизни христианина: он стремится спасти свою бессмертную душу для жизни с Богом. Для этого христиане старались исполнять заповеди Божии, учились преодолевать страсти, приобретать добродетели.
-Что является самыми главными христианскими добродетелями? (вера, надежда, любовь к Богу и ближним)
-Что означало для христианина служение Богу? (любить Бога и ближнего по заповедям Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным)
- Это был общий для всех христиан путь к небесной радости.
Кроме общего для всех христиан пути добродетельной жизни, существовал путь совершенного следования всем заповедям Христа - монашеский путь.
2 группа (ПРОЕКТ)
Монашество (монах (монахиня) от греч. μοναχός - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος - один, одинокий) - образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.
Инок (инокиня) – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый».
- Что такое монашеский путь? Проект.
Театрализация. Интервью.
Матушка Сусанна
Корреспондент
Облачение монахов (монахинь)
№ слайда | Тема выступления | Примечание |
19 слайд | Ровно 70 лет пребывала в запустении древняя обитель. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. | Корреспондент рассказывает |
20 слайд | 14 августа 2004 г., матушка Антония (Сухих) с частью сестер, по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и патриарха Алексия II переселилась в Курский Свято-Троицкий женский монастырь после чего начала возрождаться духовная жизнь. | Корреспондент рассказывает |
21 слайд | Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина) в миру Барыкина Татьяна Михайловна. | Корреспондент рассказывает |
| Я родилась 04 апреля 1960 г. в г. Красноярске. Отец и мать жили в старинном центре города. Имели двух детей, сына Александра и дочь Татьяну. В семье хранился патриархальный уклад. Семья жила в бедности. Бабушка ходила в церковь и приносила домочадцам святую воду и просфоры. Иногда брала маленькую Таню с собой. Любознательная внучка очень хотела знать про все «зачем?» и «почему?», но ни бабушка, ни родители не могли дать ответа на все ее вопросы. | Корреспондент Матушка Сусанна, расскажите когда и где вы родились? В какой семье вы воспитывались? |
| Повзрослев, девочка заинтересовалась другим: учебой и музыкой. Татьяна окончила семилетнюю музыкальную школу по классу фортепиано и после восьмого класса общеобразовательной школы поступила в 1975 г. в музыкально-педагогическое училище на отделение хорового дирижирования. Окончив его с красным дипломом в 1979 г., она поступила на работу сначала в детский сад в качестве музыкального воспитателя, а затем в среднюю школу как учитель музыки. С 1981 г. по 1986 г. училась в Красноярском государственном университете на филологическом факультете. С 1986 года по окончании его работала учителем в средней школе, затем старшим преподавателем Красноярского государственного педагогического института. В 1991 году поступила в аспирантуру Научно-Исследовательского Института дошкольного воспитания Российской Академии Наук. | Корреспондент 3.Матушка Сусанна, расскажите где вы учились, какие учебные заведения окончили? |
| В 1982 г. вышла замуж, родила дочь Екатерину в 1983. Началась счастливая семейная жизнь. | Корреспондент 4. Была ли жизнь до монастыря счастливой? |
| Трагическая случайность разрушила семейное счастье, я овдовела в 1986 г. Потеря мужа произвела в душе Татьяны сильнейшее потрясение и повлекла за собой обращение к Богу. И скорбь, и добрый совет верующих свекрови и друзей, и, конечно, призыв Божий, привели ее в храм. Это произошло в 1992 году. Удивительными и необъяснимо влекущими стали для души Татьяны церковные службы, молитва, пост. | Корреспондент 5. Что послужило толчком для обращения в монастырь? |
| Осенью 1992 г., по настоятельному приглашению друзей посетить красивейшее святое место, Татьяна приезжает в подмосковный Иосифо-Волоцкий мужской монастырь. Через несколько месяцев, в январе 1993 г., поселяется в нем вместе с дочерью, по приглашению архимандрита Иннокентия Просвирнина и благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. В это же время происходит и встреча с матушкой схимонахиней Антонией (Сухих), которая берет Татьяну под духовное руководство. | Корреспондент 6. Были ли в вашей судьбе важные люди, к чьим советам вы прислушивались |
21 слайд | С 1993 года Татьяна несла следующие послушания в Успенском Иосифо-Волоцком мужском монастыре Московской епархии: посудомойки, помощника повара, повара, трапезаря, швеи, экскурсовода, заведующей отдела кадров и канцелярии, регента, рабочей свечного цеха, директора воскресной школы, огородника. 7 апреля 1995 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим постриг Татьяну в иночество с сохранением имени, а 27 августа 1997 года в монашество с наречением имени Сусанна в честь святой жены-мироносицы Сусанны (память в неделю святых жен-мироносиц). | Корреспондент 7. Какие степени монашеского пути вы прошли? |
27 слайд | 14 августа 2004 г., вместе с матушкой Антонией и частью сестричества, монахиня Сусанна переселилась в Курский Свято-Троицкий женский монастырь. | Корреспондент 8. С какого времени люди увидели матушка на Курской земле? |
28 слайд | 19 октября 2004 года указом архиепископа Курского и Рыльского Германа монахиня Сусанна назначена временно исполняющей обязанности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря. | Корреспондент 9. Какая у вас должность в монастыре? |
29 слайд | 11 апреля 2006 года решением Священного Синода монахиня Сусанна назначена настоятельницей Курского Свято-Троицкого женского монастыря с возложением наперсного креста по должности. | Корреспондент 10. Когда Священный Синод назначил вас настоятельницей монастыря? |
Запись в таблице
2. | - Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи? | Этапы жизни в монастыре 1. Послушание. 2. Монашеский обет. (не стяжание) 3. Постриг. 4. Получение нового имени. |
-О каком пути, о какой дороге говорили мы? (о монашеском)
- К чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения? (путь следования всем заповедям Христа)
Перечень степеней монашества
Монашеским постригом называется обет отречения от мира, при котором у человека постригаются символически волосы и дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого. В некоторых монастырях существует до шести степеней подготовки к ангельскому образу:
Трудник / трудница — проживает и работает в монастыре «во славу Божью», но, как правило, без цели принятия монашества.
Послушник / послушница — прошедший в монастыре послушания трудник, получивший благословение носить подрясник и скуфейку, для женщин — чёрный платок, закрывающий лоб). При этом у послушника остаётся мирское имя. Семинарист или приходской пономарь принимается в монастырь в чин послушника.
Рясофорный послушник / рясофорная послушница — послушник, которому благословлено носить некоторые иноческие одежды (например рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки, для женщин — скуфью и апостольник).
Иноческий постриг
Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима
Схима
Иноческая жизнь, или монашество, - есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила - нормы поведения и образа жизни. По степени приближения к идеалу иноческого жития монахи разделяются на 3 чина.
Иноческий постриг (инок / инокиня) — символическое (как при крещении) пострижение волос и наречение нового имени в честь нового небесного покровителя, благословляется носить рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки.
Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима (монах / монахиня) — даются обеты послушания и отречения от мира, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и благословляются монашеские одежды: срачица(власяница), подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс (иногда кожаный ремень), ряса, клобук, мантия, апостольник.
Схима или великая схима или великий ангельский образ (схимник, схимонах / схимница, схимонахиня) — даются повторно те же обеты, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и добавляются одежды: аналав и куколь вместо клобука
Домашнее задание
Облачение монахов. Составление кластера. (на доске)
апостольник клобук параман
хитон Монах подрясник
ряса мантия пояс чётки
Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.
Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.
3 группа
Виды деятельности в монастыре
Рассказ
Фронтальный опрос
№ слайда | Тема выступления | Примечание |
30 слайд | Чем занимаются современные монастыри? При управлении монастырем монахиней Сусанной, активно началось его возрождение: открылся Смоленский храм, возвращена обители Новодворская церковь и старинный монастырский корпус, прошли реставрационные работы в Троицком храме, ведутся археологические раскопки, работает историко-архивная комиссия по изучению материалов репрессированных священно-(церковно) служителей Курской епархии, удвоилось количество насельниц и прихожан, начались занятия для детей в воскресной школе, работает детский православный центр раннего эстетического развития «Знамение» во имя иконы Божией Матери Курская-Коренная. Благодаря непрестанным заботам Матушки-настоятельницы, древнее святое место ожило и сообщает благодать Божию всем приходящим в него с верою и надеждой. «Всё возвращается на круги своя», – сказано в Библии. Благодаря непрестанным заботам Матушек-настоятельниц, Курский Свято-Троицкий женский монастырь будет жить в веках. | Какие храмы обители были восстановлены, отреставрированы? Какая комиссия работает при монастыре? Какой образовательной деятельностью занимается монастырь? |
Запись в таблице
4. | Какими видами деятельности занимаются монастыри? | Богослужебной. Образовательной (статьи и публикации, книги, исследовательские проекты) Историко-архивной. Просветительской (воскресная школа, детский центр «Знамение», школа церковных искусств) |
Домашнее задание
Монашество сегодня
Подъем в обители обычно очень ранний - в 5.30 утра. Через полчаса в храме у мощей основателя монастыря начинается братский молебен, читаются утренние молитвы и совершается уставное богослужение. По окончании службы насельники расходятся на послушания. У каждого оно свое. Кто-то спешит в трапезную, чтобы приготовить обед (это - келарь), кто-то начинает планерку с рабочими (это - эконом), кто-то выезжает в близлежащие населенные пункты, чтобы привезти необходимое для монастыря (это - снабженец). Братия, несущие послушания в издательском отделе, садятся за компьютеры, сотрудники образовательного отдела идут в школы или проводят занятия с детьми и прихожанами в самом монастыре. Современные обители представляют исключительный исторический и культурный интерес, поэтому братия-экскурсоводы принимают гостей - паломников и просто интересующихся туристов. С самого утра начинается работа в фото- и видеоархиве: обсуждаются планы предстоящих съемок, оцифровывается и монтируется уже отснятый материал, поддерживается сотрудничество с профессиональными кино- и телестудиями. Священнослужители отправляются в местные детские дома, больницы, приюты для престарелых, тюрьмы для того, чтобы духовно поддержать унывающих, утешить больных, напутствовать умирающих. В этом заключается социальное служение монастырей.
В 12 часов все должны присутствовать на обеденной трапезе. Как правило, это первый прием пищи в течение дня. Затем продолжается работа на послушаниях. Кто-то трудится в огороде, кто-то на скотном дворе, кто-то в монастырском саду, на пасеке, в гараже или столярной мастерской - большинство монастырей в России живут натуральным хозяйством. Библиотека, иконописная мастерская, ризница - все это также неотъемлемые части монастырского хозяйства. И конечно же, почти во всех монастырях продолжаются реставрационные работы, на которых братиям помогают мирские специалисты. В 17 часов начинается вечернее богослужение. К этому времени все насельники стараются закончить свою работу. По окончании службы - ужин, после которого каждый уединяется в своей келье, чтобы совершить индивидуальное молитвенное правило и почитать необходимую духовную литературу. Так оканчивается обычный монастырский день. Братия отходят на недолгий отдых, чтобы следующим утром вновь приступить к нелегкому, но столь радостному и благодатному труду - молитве и послушаниям на благо монастыря, святой Христовой Церкви и современного общества.
3. | - По каким нормам и правилам живут в монастыре? Какова цель монашеской жизни? | Распорядок дня и правила поведения 6.00 – подъём, в 7.00 - если накануне было всенощное бдение 6.30 – утренние молитвы, полунощница (в субботу в 6.45, в понедельник в 7.15) 7.15 – Литургия, в 8.00 - в субботу, воскресенье, понедельник 11.00 – 1-я трапеза 16.00 – 2-я трапеза 17.00 – вечернее Богослужение 20.00 – чай В монастыре запрещается: - громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку; - говорить по мобильному телефону на территории монастыря; - носить шорты на территории монастыря; - лицам женского пола находиться без головного убора. |
4 группа
Связь школы и Свято-Троицкого женского монастыря.
Приглашение Матушки настоятельницы Сусанны и монахинь монастыря для бесед с учащимися школы, участие в качестве членов жюри конференций. В школе проводятся следующие конференции:
Региональные открытые научно- практические конференции:
«Признана, любима, хранима Курской землей.»
«Куряне – подвижники Святаго Духа»
«Ушаковские чтения»
«Сергеевские чтения»
«Курские богатыри – воины великой Победы»
«Письмо в далекий 45-й»
Конференций школьного уровня:
В школе у нас по программе «Семейного обучения» учатся дети из воскресной школы и детского центра эстетического развития «Знамение» Курского Свято-Троицкого женского монастыря.
Участие в школьных концертах воспитанников детского центра «Знамение»
Домашнее задание
При монастырях создавались школы, в которых детей учили не только грамоте, но и правилам благочестивой жизни, определенными заповедями Божиими.
При монастырях создавались крупнейшие библиотеки, монахи переписывали священные книги.
При монастырях были созданы первые книгоиздательства. слайд
Также в них работали иконописные мастерские.
(Слайд Нестор, Рублев)
Своим внешним видом монастыри вызывают удивление: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура не случайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества – Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю).
Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле.
Монастыри возводились в красивых местах. Христиане, любя Бога более всего, столь же чутко относились ко всем творениям Божиим, умели видеть красоту окружающей природы и благодарить Творца.
Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря, они молились, искали Божего благословения.
Название монастыря часто было связано с именами святых, которые прославились в нем своими духовными подвигами.
На Руси монастыри называли «сторожами». Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости-защитники города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева Лавра, расположенная на землях Московского края, выдержала многомесячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II.А на земли северных Соловецких островов, на которых расположена духовная твердыня России – Соловецкий монастырь, никогда не ступал враг.
4. | Какими видами деятельности занимаются монастыри? | При монастырях создавались школы, в которых детей учили не только грамоте, но и правилам благочестивой жизни, определенными заповедями Божиими. При монастырях создавались крупнейшие библиотеки, монахи переписывали священные книги. При монастырях были созданы первые книгоиздательства. Также в них работали иконописные мастерские. |
5. | -Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры? | Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни. |
6. | Любой ли человек может стать монахом, (монахиней)? | |
- А теперь скажите, почему монастыри являются «маяками» христианской культуры?
Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.
Своим внешним видом монастыри вызывают удивление: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, сияющие золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура не случайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества – Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю).
Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле.
III.
Заключительная часть
3 минуты
3.1
Рефлексия деятельности обучающихся
Составить синквейн на тему монастырь
1)- 1 существительное
2)- 2 прилагательных
3)- 3 глагола
4)- 1 крылатая фраза
Синквейн
Монастырь
Священный, красивый
освящает, помогает, ободряет
В чужой монастырь со своим уставом не суйся.
Монах
Отзывчивый, понимающий
Молится, трудится
Монастырь
Большой, мужской или женский
Там человек обретает гармонию
- Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?
-Что такое монастырь?
- Что такое монашеский путь?
- По каким нормам и правилам живут в монастыре?
-Почему монастыри считают центром христианской православной культуры?
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература:
1.Учебник для 7-го класса «Основы православной культуры. Рождение и развитие христианской цивилизации» под редакцией В.М. Меньшикова, Курск 2016
2. Закон Божий для детей. Сост.Д.Соколов.- М.: Русский Хронографъ, 2008
3. Курский Свято-Троицкий женский монастырь. Буклет. 2007.
4. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.
5. Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск. 2007.
6. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.
Интернет-ресурсы:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Сайт издательства «Просвещение»;
2.Основы религиозных культур и светской этики. Официальный сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Сайт Министерства образования и науки РФ по сопровождению учителей ОРКСЭ.
5.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru
6. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа:www.lyceum8.pp.r
7. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru
8. Сайт Свято-Троицкого женского монастыря kursk-sestry.ru