СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОПК "Монастырская культура православия"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОПК "Монастырская культура православия"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А. С. Сергеева»

города Курска








Внеурочная деятельность


КОНСПЕКТ

занятия

по «Основам Православной культуры»


7 класс


ТЕМА УРОКА: «Монастырская культура православия»











Выполнила: Покидалова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов










Курск 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность темы урока для обучающихся.

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

На данном уроке учащиеся знакомятся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями, познакомятся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, монашеским облачением, с ролью монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.

Знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся могут применить при изучении других предметов. Заинтересовавшиеся учащиеся могут глубже изучить данную тему и участвовать в конкурсах, олимпиадах по православию.



Конспект занятия



  1. Методическая информация


1.

Тема урока


«Монастырская культура православия»


2.

Содержание темы урока


 Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним. Талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, не стяжание, послушание, обет, красота духовная


3.

Методы и приемы реализации содержания урока


Беседа, работа в парах, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Технологии:

Проблемное обучение

Коллективно-группового взаимодействия

ИКТ

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Технология обучения навыкам смыслового чтения


4.

Возраст обучающихся:

7 класс


5.

Целевые ориентиры:



5.1

Целевой ориентир на личностный результат:

- формировать личностное самоопределение (определение себя как человека верующего);

- смыслообразование (значение монастыря и веры в жизни человека),

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому, вере, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


5.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

- формировать умение формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей (Р)

- формировать умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (К)

- формировать умение планирования последовательных этапов решения задач (Р);

- формировать навыки оценки и самооценки собственной деятельности (Р);

- развивать навыки смыслового чтения;

- развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям



5.3

Целевой ориентир на предметный результат:

Раскрыть сущность понятий: Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним, талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, не стяжание, послушание, обет, красота духовная


6.

Планируемые результаты:



6.1

Личностный результат

- уметь определять себя как человека верующего;

- понимать значение монастыря и веры в жизни человека,

- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому, вере, быть готовым и способным вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


6.2

Метапредметный результат

Р. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

К. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

П. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


6.3

Предметный результат

Знать и понимать сущность понятий: «монастырь», «послушание», «целомудрие», «умеренность», «устав», «обет»


7.

Материально-техническое оснащение

Презентация, раздаточный материал

















Конспект занятия (внеурочной деятельности)


I.

Вводная часть

Вхождение в тему урока и создание условий для организации урока.

5 минут

1.1


Введение в тему (создание проблемной ситуации)


Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний, чтобы узнать еще что-то очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется (Православное христианство).

- Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).

- Где можно молиться Богу? ( В любом месте, в церкви, в Храме).

- Скажите, кроме церкви и храма есть еще другие места, где люди и живут и молятся? (монастырь)


1.2

Мотивация деятельности обучающихся

(читает ученик)

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.


Эпиграф (цель занятия)


Назначение монастырей — быть духовными маяками в современной жизни.
Игумен Пимен (Ивентьев)

- Почему монастыри называют маяками христианской культуры? (Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.) слайд


1.3

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и давайте попробуем определить задачи нашего урока.

Давайте узнаем:

  • -Что такое монастырь?

  • - Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи?

  • - По каким нормам и правилам живут в монастыре?

  • Какими видами деятельности занимаются монастыри?

  • -Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры?

  • Любой ли человек может стать монахом?

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на эти вопросы. Ваше понимание вы будите заносить в таблицу.


Работа с таблицей


№п/п

Содержание

Ваше понимание


1.

-Что такое монастырь?





2.

- Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи?




3.

- По каким нормам и правилам живут в монастыре?



4.

Какими видами деятельности занимаются монастыри?


5.

-Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры?



6.

Любой ли человек может стать монахом, (монахиней)?



II.

Основная часть:


30 минут

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

-О каких монастырях вы слышали?

-Видели ли вы картины с изображением монастырей?

- Был ли кто из вас в монастыре?

В России существует много монастырей.

- А есть ли монастыри в нашем крае? (да)

-Какие вам известны? (слайд 30 монастыри Курской области)



2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Христианская православная культура – культура религиозная. Она развивалась как культура монастырская.


№п/п

Содержание

Ваше понимание


1.

-Что такое монастырь?



Монастырь - (от греч. monasterion - «жилище отшельника») – место проживания монахов.



1 группа


Групповой проект

Свято-Троицкий женский монастырь. Игуменья Сусанна (Барыкина)

Историческая справка о Свято-Троицком женском монастыре

  1. Фиксация фактов по ходу рассказа. Слушаете рассказ и коротко фиксируете факты об истории монастыря в таблицу.

слайда

Тема выступления

Примечание

6 слайд

Монастыри на Руси появились вскоре после её крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Подвижники православия несли свет Христовой веры, приобщали жителей к миру христианской культуры.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю. Храмовый комплекс монастыря представляет собой художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII – XIX веков.


7 слайд

Это был знаменитый монастырь, имевший связи с Оптиной пустынью, известный подвижницами высокодуховной жизни.


8 слайд

Здесь полагал начало своими подвигами преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители.


9 слайд

Документальных сведений о времени основания монастыря не сохранилось, источники указывают лишь на то, что к 1623 г. он уже процветал.


10 слайд

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1695 г. игуменья Пелагия заложила каменный двухэтажный храм, сохранившийся и поныне.


11 слайд

Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы,


12 слайд

а престол нижнего этажа – в честь Смоленской иконы Божией Матери.


13 слайд

В 1836 г. к западной стене храма была пристроена церковь, посвящённая Новодворской иконе Божией Матери.


14 слайд


15 слайд

Игуменья Алевтина, заботясь о благоустройстве обители, ходатайствовала о разрешении на открытие при монастыре больницы для сестёр. Ещё в 1798 г. в Троицком женском монастыре велось обучение девочек. В годы Первой мировой войны монахини несли послушание сестёр милосердия, ухаживали за ранеными.


16 слайд

В Курске родился, провёл детство и юность преподобный Серафим Саровский. Усадьба его родителей располагалась совсем рядом с Троицким монастырём, в двух кварталах от обители, рядом с Сергиево-Казанским собором, построенным родителями преподобного. Здесь 7-летний Прохор упал со строящегося собора и остался невредим.

Мальчик Прохор вместе с матерью часто посещал близлежащий монастырь, и атмосфера древней обители, яркие образы женского монашества оставили глубокий след в душе будущего святого. Духовные впечатления и переживания отрочества нашли своё отражение в попечении преподобного Серафима о женской Дивеевской общине.



17 слайд

Среди подвижниц XIX столетия особенно примечательна Матушка София (Ступина). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой игумении было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц.

Став настоятельницей, матушка София очень многое сделала для Курской обители, при этом в течение 29 лет она являлась начальницей женского епархиального училища, была попечительницей двух приютов для детей-сирот. Старицу любил весь Курск, знала и почитала её Императорская Фамилия. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена за алтарём Троицкого храма.




  1. Проверка.


Историческая справка

о Свято-Троицком женском монастыре



п/п

Вопрос

Факт

1.

Дата создания монастыря


К 1623 году он процветал


2.

Сколько лет монастырю?


Более 400


3.

Когда перестраивался?


В 1695 году


4.

Кому посвящен монастырь?

Пресвятой Троице

Смоленской иконе Божией Матери

Новодворской иконе Божией Матери


5.

Скольким святыням?

3



6.

Виды деятельности монастыря?

Больница для сестер и уход за ранеными

Обучение девочек



7.

Выдающиеся подвижники?

Серафим Саровский



8.

Кто в 19 веке управлял монастырем?

Матушка София (Ступина)



Домашнее задание


- С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, (слайд 2, 3) пустынях, вдали от мира и его соблазнов.(слайд 4, 5) Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия).(слайд 6)

Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, (слайд 7) жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре. (слайд 8)

-Келия прп.Феодосия (слайд 9)

Монастыри России неотъемлемая часть русской культуры и истории. В разные времена и эпохи становление монашества и монастырей в России имело свою историю, которая отражала состояние общества. Монастыри России зачастую исполняли роль крепостей. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах организовывались библиотеки, небольшие школы, различные ремесленнические мастерские. В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сути, были первыми русскими художниками. В лихую годину, монастыри раздавали нуждающимся еду, а в их стенах находили приют больные и страдающие.


Беседа с учителем

Монастырь называют маяками христианской веры. Подобно маякам освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни. Они показывали как может устроить христианин счастливую, радостную жизнь. Но необычной – житейской была та радость, христианской радостью о Господе.

-Что вы понимаете под определением «христианская радость»?

(Душевный мир, смирение, чистота сердца, духовная радость и любовь к Богу и ближнему)

-Христианская православная культура отражает смысл жизни христианина: он стремится спасти свою бессмертную душу для жизни с Богом. Для этого христиане старались исполнять заповеди Божии, учились преодолевать страсти, приобретать добродетели.

-Что является самыми главными христианскими добродетелями? (вера, надежда, любовь к Богу и ближним)

-Что означало для христианина служение Богу? (любить Бога и ближнего по заповедям Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным)

- Это был общий для всех христиан путь к небесной радости.

Кроме общего для всех христиан пути добродетельной жизни, существовал путь совершенного следования всем заповедям Христа - монашеский путь.


2 группа (ПРОЕКТ)


Монашество (монах (монахиня) от греч. μοναχός - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος - один, одинокий) - образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.

Инок (инокиня) – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый».


- Что такое монашеский путь? Проект.

  1. Театрализация. Интервью.

  • Матушка Сусанна

  • Корреспондент

  1. Облачение монахов (монахинь)

слайда

Тема выступления

Примечание

19 слайд

Ровно 70 лет пребывала в запустении древняя обитель. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г.

Корреспондент рассказывает

20 слайд

14 августа 2004 г., матушка Антония (Сухих) с частью сестер, по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и патриарха Алексия II переселилась в Курский Свято-Троицкий женский монастырь после чего начала возрождаться духовная жизнь.

Корреспондент

рассказывает

21 слайд


Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина) в миру Барыкина Татьяна Михайловна.


Корреспондент

рассказывает


Я родилась 04 апреля 1960 г. в г. Красноярске. Отец и мать жили в старинном центре города. Имели двух детей, сына Александра и дочь Татьяну. В семье хранился патриархальный уклад. Семья жила в бедности. Бабушка ходила в церковь и приносила домочадцам святую воду и просфоры. Иногда брала маленькую Таню с собой. Любознательная внучка очень хотела знать про все «зачем?» и «почему?», но ни бабушка, ни родители не могли дать ответа на все ее вопросы.


Корреспондент

  1. Матушка Сусанна, расскажите когда и где вы родились?

  2. В какой семье вы воспитывались?




Повзрослев, девочка заинтересовалась другим: учебой и музыкой. Татьяна окончила семилетнюю музыкальную школу по классу фортепиано и после восьмого класса общеобразовательной школы поступила в 1975 г. в музыкально-педагогическое училище на отделение хорового дирижирования. Окончив его с красным дипломом в 1979 г., она поступила на работу сначала в детский сад в качестве музыкального воспитателя, а затем в среднюю школу как учитель музыки. С 1981 г. по 1986 г. училась в Красноярском государственном университете на филологическом факультете. С 1986 года по окончании его работала учителем в средней школе, затем старшим преподавателем Красноярского государственного педагогического института. В 1991 году поступила в аспирантуру Научно-Исследовательского Института дошкольного воспитания Российской Академии Наук.


Корреспондент


3.Матушка Сусанна, расскажите где вы учились, какие учебные заведения окончили?


В 1982 г. вышла замуж, родила дочь Екатерину в 1983.

Началась счастливая семейная жизнь.

Корреспондент

4. Была ли жизнь до монастыря счастливой?



Трагическая случайность разрушила семейное счастье, я овдовела в 1986 г. Потеря мужа произвела в душе Татьяны сильнейшее потрясение и повлекла за собой обращение к Богу. И скорбь, и добрый совет верующих свекрови и друзей, и, конечно, призыв Божий, привели ее в храм. Это произошло в 1992 году. Удивительными и необъяснимо влекущими стали для души Татьяны церковные службы, молитва, пост.

Корреспондент


5. Что послужило толчком для обращения в монастырь?


Осенью 1992 г., по настоятельному приглашению друзей посетить красивейшее святое место, Татьяна приезжает в подмосковный Иосифо-Волоцкий мужской монастырь. Через несколько месяцев, в январе 1993 г., поселяется в нем вместе с дочерью, по приглашению архимандрита Иннокентия Просвирнина и благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. В это же время происходит и встреча с матушкой схимонахиней Антонией (Сухих), которая берет Татьяну под духовное руководство.


Корреспондент

6. Были ли в вашей судьбе важные люди, к чьим советам вы прислушивались

21 слайд












С 1993 года Татьяна несла следующие послушания в Успенском Иосифо-Волоцком мужском монастыре Московской епархии: посудомойки, помощника повара, повара, трапезаря, швеи, экскурсовода, заведующей отдела кадров и канцелярии, регента, рабочей свечного цеха, директора воскресной школы, огородника.

7 апреля 1995 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим постриг Татьяну в иночество с сохранением имени, а 27 августа 1997 года в монашество с наречением имени Сусанна в честь святой жены-мироносицы Сусанны (память в неделю святых жен-мироносиц).


Корреспондент

7. Какие степени монашеского пути вы прошли?

27 слайд

14 августа 2004 г., вместе с матушкой Антонией и частью сестричества, монахиня Сусанна переселилась в Курский Свято-Троицкий женский монастырь.


Корреспондент

8. С какого времени люди увидели матушка на Курской земле?

28 слайд

19 октября 2004 года указом архиепископа Курского и Рыльского Германа монахиня Сусанна назначена временно исполняющей обязанности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря.


Корреспондент

9. Какая у вас должность в монастыре?

29 слайд

11 апреля 2006 года решением Священного Синода монахиня Сусанна назначена настоятельницей Курского Свято-Троицкого женского монастыря с возложением наперсного креста по должности.


Корреспондент

10. Когда Священный Синод назначил вас настоятельницей монастыря?


Запись в таблице


2.

- Что такое монашеский путь, в чем его смысл и задачи?



Этапы жизни в монастыре

1. Послушание.

2. Монашеский обет.

  • Исполнение заповедей Господних.

  • Добровольная нищета.

(не стяжание)

  • Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. (смирение)

3. Постриг.

4. Получение нового имени.



-О каком пути, о какой дороге говорили мы? (о монашеском)

- К чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения? (путь следования всем заповедям Христа)


Перечень степеней монашества

Монашеским постригом называется обет отречения от мира, при котором у человека постригаются символически волосы и дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого. В некоторых монастырях существует до шести степеней подготовки к ангельскому образу:

  1. Трудник / трудница — проживает и работает в монастыре «во славу Божью», но, как правило, без цели принятия монашества.

  2. Послушник / послушница — прошедший в монастыре послушания трудник, получивший благословение носить подрясник и скуфейку, для женщин — чёрный платок, закрывающий лоб). При этом у послушника остаётся мирское имя. Семинарист или приходской пономарь принимается в монастырь в чин послушника.

  3. Рясофорный послушник / рясофорная послушница — послушник, которому благословлено носить некоторые иноческие одежды (например рясукамилавку (иногда клобук) и чётки, для женщин — скуфью и апостольник).

  4. Иноческий постриг 

  5. Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима 

  6. Схима 

Иноческая жизнь, или монашество, - есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила - нормы поведения и образа жизни. По степени приближения к идеалу иноческого жития монахи разделяются на 3 чина.

  1. Иноческий постриг (инок / инокиня) — символическое (как при крещении) пострижение волос и наречение нового имени в честь нового небесного покровителя, благословляется носить рясукамилавку (иногда клобук) и чётки.

  2. Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима (монах / монахиня) — даются обеты послушания и отречения от мира, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и благословляются монашеские одежды:  срачица(власяница),  подрясниктапочкипараманный крест, четкипояс (иногда кожаный ремень), рясаклобукмантияапостольник.

  3. Схима или великая схима или великий ангельский образ (схимник, схимонах / схимница, схимонахиня) — даются повторно те же обеты, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и добавляются одежды: аналав и куколь вместо клобука



Домашнее задание

Облачение монахов. Составление кластера. (на доске)

апостольник   клобук    параман

хитон   Монах   подрясник

ряса   мантия   пояс    чётки



Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.


3 группа

Виды деятельности в монастыре

  1. Рассказ

  2. Фронтальный опрос


слайда

Тема выступления

Примечание

30 слайд

Чем занимаются современные монастыри?

При управлении монастырем монахиней Сусанной, активно началось его возрождение:

  • открылся Смоленский храм,

  • возвращена обители Новодворская церковь

  • и старинный монастырский корпус,

  • прошли реставрационные работы в Троицком храме,

  • ведутся археологические раскопки,

  • работает историко-архивная комиссия по изучению материалов репрессированных священно-(церковно) служителей Курской епархии,

  • удвоилось количество насельниц и прихожан,

  • начались занятия для детей в воскресной школе,

  • работает детский православный центр раннего эстетического развития «Знамение» во имя иконы Божией Матери Курская-Коренная.

  • Благодаря непрестанным заботам Матушки-настоятельницы, древнее святое место ожило и сообщает благодать Божию всем приходящим в него с верою и надеждой. «Всё возвращается на круги своя», – сказано в Библии. Благодаря непрестанным заботам Матушек-настоятельниц, Курский Свято-Троицкий женский монастырь будет жить в веках.






Какие храмы обители были восстановлены, отреставрированы?





Какая комиссия работает при монастыре?





Какой образовательной деятельностью занимается монастырь?


Запись в таблице


4.

Какими видами деятельности занимаются монастыри?

  1. Богослужебной.

  2. Образовательной (статьи и публикации, книги, исследовательские проекты)

  3. Историко-архивной.

  4. Просветительской (воскресная школа, детский центр «Знамение», школа церковных искусств)



Домашнее задание

  • По каким нормам и правилам живут монахи?

Монашество сегодня

Подъем в обители обычно очень ранний - в 5.30 утра. Через полчаса в храме у мощей основателя монастыря начинается братский молебен, читаются утренние молитвы и совершается уставное богослужение. По окончании службы насельники расходятся на послушания. У каждого оно свое. Кто-то спешит в трапезную, чтобы приготовить обед (это - келарь), кто-то начинает планерку с рабочими (это - эконом), кто-то выезжает в близлежащие населенные пункты, чтобы привезти необходимое для монастыря (это - снабженец). Братия, несущие послушания в издательском отделе, садятся за компьютеры, сотрудники образовательного отдела идут в школы или проводят занятия с детьми и прихожанами в самом монастыре. Современные обители представляют исключительный исторический и культурный интерес, поэтому братия-экскурсоводы принимают гостей - паломников и просто интересующихся туристов. С самого утра начинается работа в фото- и видеоархиве: обсуждаются планы предстоящих съемок, оцифровывается и монтируется уже отснятый материал, поддерживается сотрудничество с профессиональными кино- и телестудиями. Священнослужители отправляются в местные детские дома, больницы, приюты для престарелых, тюрьмы для того, чтобы духовно поддержать унывающих, утешить больных, напутствовать умирающих. В этом заключается социальное служение монастырей.

В 12 часов все должны присутствовать на обеденной трапезе. Как правило, это первый прием пищи в течение дня. Затем продолжается работа на послушаниях. Кто-то трудится в огороде, кто-то на скотном дворе, кто-то в монастырском саду, на пасеке, в гараже или столярной мастерской - большинство монастырей в России живут натуральным хозяйством. Библиотека, иконописная мастерская, ризница - все это также неотъемлемые части монастырского хозяйства. И конечно же, почти во всех монастырях продолжаются реставрационные работы, на которых братиям помогают мирские специалисты. В 17 часов начинается вечернее богослужение. К этому времени все насельники стараются закончить свою работу. По окончании службы - ужин, после которого каждый уединяется в своей келье, чтобы совершить индивидуальное молитвенное правило и почитать необходимую духовную литературу. Так оканчивается обычный монастырский день. Братия отходят на недолгий отдых, чтобы следующим утром вновь приступить к нелегкому, но столь радостному и благодатному труду - молитве и послушаниям на благо монастыря, святой Христовой Церкви и современного общества.

3.

- По каким нормам и правилам живут в монастыре? Какова цель монашеской жизни?


Распорядок дня и правила поведения

6.00 – подъём, в 7.00 - если накануне было всенощное бдение
6.30 – утренние молитвы, полунощница (в субботу в 6.45, в понедельник в 7.15)
7.15 – Литургия, в 8.00 - в субботу, воскресенье, понедельник
11.00 – 1-я трапеза
16.00 – 2-я трапеза
17.00 – вечернее Богослужение
20.00 – чай

В монастыре запрещается:

- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

- носить шорты на территории монастыря;

- лицам женского пола находиться без головного убора.



4 группа

Связь школы и Свято-Троицкого женского монастыря.

Приглашение Матушки настоятельницы Сусанны и монахинь монастыря для бесед с учащимися школы, участие в качестве членов жюри конференций. В школе проводятся следующие конференции:

  1. Региональные открытые научно- практические конференции:



  • «Признана, любима, хранима Курской землей.»

  • «Куряне – подвижники Святаго Духа»

  • «Ушаковские чтения»

  • «Сергеевские чтения»

  • «Курские богатыри – воины великой Победы»

  • «Письмо в далекий 45-й»



  1. Конференций школьного уровня:

  • Ступеньки сентября

  • Научно-практическая конференция имени Бориса Евгеньевича Постникова.

  1. В школе у нас по программе «Семейного обучения» учатся дети из воскресной школы и детского центра эстетического развития «Знамение» Курского Свято-Троицкого женского монастыря.

  2. Участие в школьных концертах воспитанников детского центра «Знамение»



Домашнее задание


  • Какими видами деятельности занимаются монастыри?

При монастырях создавались школы, в которых детей учили не только грамоте, но и правилам благочестивой жизни, определенными заповедями Божиими.

При монастырях создавались крупнейшие библиотеки, монахи переписывали священные книги.

При монастырях были созданы первые книгоиздательства. слайд

Также в них работали иконописные мастерские.

(Слайд Нестор, Рублев)

Своим внешним видом монастыри вызывают удивление: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура не случайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества – Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю).

Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле.

Монастыри возводились в красивых местах. Христиане, любя Бога более всего, столь же чутко относились ко всем творениям Божиим, умели видеть красоту окружающей природы и благодарить Творца.

Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря, они молились, искали Божего благословения.

Название монастыря часто было связано с именами святых, которые прославились в нем своими духовными подвигами.

На Руси монастыри называли «сторожами». Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости-защитники города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева Лавра, расположенная на землях Московского края, выдержала многомесячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II.А на земли северных Соловецких островов, на которых расположена духовная твердыня России – Соловецкий монастырь, никогда не ступал враг.


4.

Какими видами деятельности занимаются монастыри?

  • При монастырях создавались школы, в которых детей учили не только грамоте, но и правилам благочестивой жизни, определенными заповедями Божиими.

  • При монастырях создавались крупнейшие библиотеки, монахи переписывали священные книги.

  • При монастырях были созданы первые книгоиздательства.

  • Также в них работали иконописные мастерские.

5.

-Почему монастыри считают центром (маяками) христианской православной культуры?


Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.

6.

Любой ли человек может стать монахом, (монахиней)?




- А теперь скажите, почему монастыри являются «маяками» христианской культуры?

Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.

Своим внешним видом монастыри вызывают удивление: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, сияющие золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура не случайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества – Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю).

Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле.


III.

Заключительная часть


3 минуты

3.1

Рефлексия деятельности обучающихся

  • Составить синквейн на тему монастырь
    1)- 1 существительное
    2)- 2 прилагательных
    3)- 3 глагола
    4)- 1 крылатая фраза 

Синквейн


Монастырь
Священный, красивый
освящает, помогает, ободряет
В чужой монастырь со своим уставом не суйся.

Монах
Отзывчивый, понимающий
Молится, трудится

Монастырь 
Большой, мужской или женский 
Там человек обретает гармонию


- Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

-Что такое монастырь?

- Что такое монашеский путь?

- По каким нормам и правилам живут в монастыре?

-Почему монастыри считают центром христианской православной культуры?



























6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература:

1.Учебник для 7-го класса «Основы православной культуры. Рождение и развитие христианской цивилизации» под редакцией В.М. Меньшикова, Курск 2016

2. Закон Божий для детей. Сост.Д.Соколов.- М.: Русский Хронографъ, 2008

3. Курский Свято-Троицкий женский монастырь. Буклет. 2007.

4. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

5. Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск. 2007.

6. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.



Интернет-ресурсы:

1.Основы религиозных культур и светской этики. Сайт издательства «Просвещение»;

2.Основы религиозных культур и светской этики. Официальный сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Сайт Министерства образования и науки РФ по сопровождению учителей ОРКСЭ.

5.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru

6. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа:www.lyceum8.pp.r

7. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru

8. Сайт Свято-Троицкого женского монастыря kursk-sestry.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!