Технологическая карта урока биологии 6кл
Тема урока: Дыхание растений
Тип урока: открытия нового знания
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных процессах жизнедеятельности растений, познакомить учащихся с сущностью дыхания растений. Показать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с процессом дыхания у растений;
- показать различие и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза;
- обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.
Развивающие:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; раскрывать особенности дыхания растений; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные:
- осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Формы представления учебной задачи: наглядный образ (видеофрагменты), рисунок, схема, слушание, чтение
Технологии формирования УУД (универсальные учебные действия):
- проблемно - диалоговая технология
- организация учебного сотрудничества
- технология оценки образовательных достижений
- информацинно- коммуникативные технологии
Методы:
- метод проблемного изложения в обучении
- частично- поисковый метод обучения
- исследовательский метод обучения
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Время реализации урока: 45 минут
Предметные универсальные действия
- Научиться объяснять значения понятия дыхание растения, описывать процесс дыхания у растений;
-объяснять значение дыхания для организма растений;
-характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек;
-приводить доказательства дыхания различных органов растений;
-устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом;
-осознавать взаимосвязанность процессов, протекающих в организме растений
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения;
- осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил;
- умение применять полученные знания в практической деятельности
Метапредметные универсальные учебные действия
Познавательные:
- работать с текстом, выделять в нем главное;
- преобразовывать информацию в форму таблицы
- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Регулятивные:
- организовывать выполнение заданий;
- представлять результаты работы;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные:
- работая в паре, эффективно взаимодействовать со сверстниками;
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- выражать свои мысли и идеи
Оборудование и материалы: банки с проросшими семенами, корнеплодами, стаканы со щелочью, свечка, спички
Термины и понятия: дыхание растения, чечевички, устьица
Дидактическое обеспечение урока:
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска SMART Board, УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл уроки № 15 «Дыхание растений»
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Ориентировачно- мотивационный этап Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений | Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу. Вопросы: - Какие есть виды питания у растений? (УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл урок № 15 - видеофрагмент) - В чем проявляется космическая роль растений? - Кто выявил космическую роль растений? (Тимирязев К.А.) - Какое значение имеет процесс фотосинтеза? - Какие условия необходимы для образования крахмала в листе? - Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет? - Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку у листа герани окаймленной? - Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях? - Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород? | Учащиеся отвечают на вопросы |
2 этап Создание проблемной ситуации. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | Все живые организмы дышат Вопрос: - Для чего нужен процесс дыхания? (Получения энергии) - А дышат ли растения? - Есть ли в них энергия? (горение древесины) (УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл урок № 15 Превращение солнечной энергии) - Какова тема нашего урока? - Каковы цели и задачи урока? (Беседа. Актуализация знаний учащихся о сущности дыхания) | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся определяют тему урока, цели, задачи совместно с одноклассниками и учителем и записывают тему урока |
3 этап Открытие нового знания Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | 1.Дыхание растений. Значение дыхания (Рассказ учителя с демонстрацией опытов, показывающих дыхание семян, корнеплодов, листьев) 2. Сравнение процессов дыхания и горения Горение сходно с дыханием: выделяется энергия образуется вода и углекислый газ Отличие: горение идет бурно, быстро, а дыхание постепенно в несколько этапов (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника) 3.Различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. (рис. 73 учебника) (Беседа и выполнение задания № 71 в рабочей тетради) 4.Вредное влияние загрязнения воздуха на интенсивность дыхания растений. Защита комнатных растений от пыли. Необходимость рыхления почвы. Соблюдение воздушного режима при хранении семян в зернохранилищах. (Беседа с уточнениями и дополнениями учителя) | Учащиеся обсуждают результаты опытов и выполняют задания № 69 в рабочей тетради Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы Учащиеся выполнение задания № 71 в рабочей тетради Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы |
Физкультминутка | Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) | Учащиеся выполняют физкультминутку |
4 этап Применение нового знания Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. Применить знания в новой ситуации, работа с самопроверкой и взаимооценкой | 1. Объяснить опыт на рис.74 учебника 2. Вопросы: Какое значение имеет дыхание? Как доказать, что органы растения дышат? ( Объяснение учащимися результатов опытов, доказывающих дыхание органов растения, с помощью изображений на рисунке 72 учебника и выполнения заданий № 69-70 в рабочей тетради) 3. Зачитать из учебника «Знаете ли вы, что… с. 97 | Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания № 69-70 в рабочей тетради) Учащиеся работают с иллюстрациями учебника |
5 этап Рефлексия Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Давайте подведём итоги урока. Сегодня я узнал… У меня получилось… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… | Учащиеся продолжают предложение |
6 этап Домашнее задание | Изучить §17 с. 93-97, ответить на вопросы в конце §17. | Учащиеся записывают домашнее задание |