СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Дыхание растений" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Дыхание растений" 6 класс»

Технологическая карта урока биологии 6кл


Тема урока: Дыхание растений


Тип урока: открытия нового знания


Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных процессах жизнедеятельности растений, познакомить учащихся с сущностью дыхания растений. Показать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с процессом дыхания у растений;

- показать различие и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза;

- обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.

Развивающие:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; раскрывать особенности дыхания растений; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

- осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы


Формы представления учебной задачи: наглядный образ (видеофрагменты), рисунок, схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД (универсальные учебные действия):

- проблемно - диалоговая технология

- организация учебного сотрудничества

- технология оценки образовательных достижений

- информацинно- коммуникативные технологии

Методы:

- метод проблемного изложения в обучении

- частично- поисковый метод обучения

- исследовательский метод обучения


Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах


Время реализации урока: 45 минут


Предметные универсальные действия

- Научиться объяснять значе­ния понятия дыхание расте­ния, описывать процесс ды­хания у растений;

-объяснять значение дыхания для орга­низма растений;

-характери­зовать особенности строения устьиц и чечевичек;

-приво­дить доказательства дыхания различных органов растений;

-устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом;

-осознавать взаимосвязанность процес­сов, протекающих в организ­ме растений

Личностные универсальные учебные действия

- Формирование и развитие позна­вательного интере­са к изучению био­логии, научного мировоззрения;

- осознание возмож­ности проведения самостоятельного научного исследо­вания только при условии соблюде­ния определенных правил;

- умение применять полу­ченные знания в практической деятельности


Метапредметные универсальные учебные действия


Познавательные:

- работать с текстом, выделять в нем главное;

- преобразовывать информацию в форму таблицы

- устанавливать соответствие между объектами и их характеристи­ками.

Регулятивные:

- организовы­вать выполнение заданий;

- представлять результаты работы;

- самостоятельно оце­нивать правильность выпол­нения задания и при необхо­димости вносить коррективы.

Коммуникативные:

- работая в паре, эффективно взаи­модействовать со сверстни­ками;

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- выражать свои мысли и идеи


Оборудование и материалы: банки с проросшими семенами, корнеплодами, стаканы со щелочью, свечка, спички

Термины и понятия: дыхание расте­ния, чечевички, устьица


Дидактическое обеспечение урока:

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска SMART Board, УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл уроки № 15 «Дыхание растений»



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировачно- мотивационный этап

Цель этапа:

включение учащихся  в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.


Вопросы:

- Какие есть виды питания у растений?


(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл урок № 15 - видеофрагмент)

- В чем проявляется космическая роль растений?

- Кто выявил космическую роль растений? (Тимирязев К.А.)

- Какое значение имеет процесс фотосинтеза?

- Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

- Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

- Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку у листа герани окаймленной?

- Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях?

- Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?








Учащиеся отвечают на вопросы








2 этап

Создание проблемной ситуации.


Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Все живые организмы дышат

Вопрос:

- Для чего нужен процесс дыхания? (Получения энергии)

- А дышат ли растения?

- Есть ли в них энергия?

(горение древесины)

(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 6кл урок № 15 Превращение солнечной энергии)


- Какова тема нашего урока?

- Каковы цели и задачи урока?

(Беседа. Актуализация знаний учащихся о сущности дыхания)


Учащиеся отвечают на вопросы










Учащиеся определяют тему урока, цели, задачи совместно с одноклассниками и учителем и записывают тему урока

3 этап Открытие нового знания


Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

1.Дыхание растений. Значение дыхания

(Рассказ учителя с демонстрацией опытов, показывающих дыхание семян, корнеплодов, листьев)

2. Сравнение процессов дыхания и горения


Горение сходно с дыханием:

  1. выделяется энергия

  2. образуется вода и углекислый газ

Отличие: горение идет бурно, быстро, а дыхание постепенно в несколько этапов

(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)


3.Различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

(рис. 73 учебника)

(Беседа и выполнение задания № 71 в рабочей тетради)


4.Вредное влияние загрязнения воздуха на интенсивность дыхания растений. Защита комнатных растений от пыли. Необходимость рыхления почвы. Соблюдение воздушного режима при хранении семян в зернохранилищах.

(Беседа с уточнениями и дополнениями учителя)

Учащиеся обсуждают результаты опытов и выполняют задания № 69 в рабочей тетради





Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы






Учащиеся выполнение задания № 71 в рабочей тетради



Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы


Физкультминутка

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Учащиеся выполняют физкультминутку

4 этап

Применение нового знания


Цель этапа:      формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. Применить знания в новой ситуации, работа с самопроверкой и взаимооценкой


1. Объяснить опыт на рис.74 учебника

2. Вопросы:

  1. Какое значение имеет дыхание?

  2. Как доказать, что органы растения дышат?

( Объяснение учащимися результатов опытов, доказывающих дыхание органов растения, с помощью изображений на рисунке 72 учебника и выполнения заданий № 69-70 в рабочей тетради)

3. Зачитать из учебника «Знаете ли вы, что… с. 97

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания № 69-70 в рабочей тетради)






Учащиеся работают с иллюстрациями учебника






5 этап

Рефлексия


Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Давайте подведём итоги урока.

  1. Сегодня я узнал…

  2. У меня получилось…

  3. Было трудно…

  4. Меня удивило…

  5. Было интересно…

  6. Теперь я умею…


Учащиеся продолжают предложение

6 этап

Домашнее задание

Изучить §17 с. 93-97, ответить на вопросы в конце §17.


Учащиеся записывают домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!