Урок по изобразительному искусству в 4 классе
Учитель: Гридасова Валентина Васильевна
Тема: Традиции нашего села. Узоры в русском праздничном костюме.
Цель: Расширить представление детей о народных праздниках и их традициях; познакомить с основными частями народного костюма; видами орнамента в русской народной праздничной одежде; выполнить узоры с использованием образов и мотивов.
Развивать творческое воображение и мышление, чувство красоты.
Воспитывать эстетические чувства, любознательность, уважительное отношение к традициям русского народа и к русскому народному творчеству.
Ход урока:
1. Орг момент
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
- Ребята, сегодня на уроке изобразительного искусства у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и вот с таким настроением мы начинаем урок.
2.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в недолгое путешествие в старину нашего села.
-Попробуйте угадать, с чем оно будет связано (с какими-то традициями)
- А что такое традиция…………………..
Итак, традиция - это установившийся порядок в поведении, в быту, который переходит от одного поколения к другому.
- Итак, о чём же наша тема? (о традициях нашего села)
- верно «Традиции нашего села.»
- в чём же эти традиции заключаются? (отмечать народные праздники)
- А вы любите праздники? (да)
Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, красочные маски, озорные шутки, песни, игры, хороводы.
- Чем еще отличается этот день от простых будней?/нарядами/
- в старину, как и сейчас у нас, была будничная одежда и праздничная. Одежда украшалась элементами вышивки. Особенно вышивка для праздничного наряда отличалась своей яркостью и нарядностью.
- продолжаем дальше определять тему нашего урока
- перед вами запись
- Поставьте буквы в таком порядке чтобы получилось слово.
озуры
-Правильно это слово «узоры»
- в чём? (В русском праздничном костюме)
- Итак, назовём тему урока, над которой мы сегодня будем работать Традиции нашего села. Узоры в русском праздничном костюме.
3. Новая тема:
Беседа
- Итак, традиции нашего села – это народные праздники,
которые, спустя многие века, дошли до наших дней.
- Вы их знаете? (да)
- Давайте их назовём - начнём с зимних праздников:
1) (Рождество – Одним из важнейших моментов этого праздника – это колядование накануне Рождества).
2) (Крещение – праздник, связанный с освещением воды и купанием в проруби)
3) (Масленица - основными символами Масленицы являются блины и соломенное чучело,наряженное в русский народный сарафан и главное событие этого праздника –сжигание чучела под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки)
4) (Вербное воскресенье – с этим праздником связан обычай приготовления веточек вербы, которые освещают в церкви)
5) (Пасха – в этот день красят яйца, пекут куличи и готовят угощения)
6) (Троица – очень красивый праздник. Храмы и дома украшают берёзовыми ветками, травой, цветами, готовят праздничные угощения)
7) Фролов день – его отмечают 31 августа. В нашей Орменке этот праздник является престольным праздником. В этот день в каждом доме пекут пироги, готовят различные угощения и ждут родственников в гости. Эта традиция сохранилась и по сей день. А в нашей школе в эту дату 31 августа празднуются Денисовские чтения.
- Вот о каких праздниках мы с вами вспомнили и выделили самое главное, которое присуще им.
- Праздник всегда ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую праздничную одежду. Всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство. Ведь наряды шили сами женщины и взрослые девушки и расшивали их различными узорами.
2) презентация
– Давайте посмотрим, как одевались в старину на праздник
рассматривание экспоната одежды из школьной музейной комнаты.
- ребята, вот перед вами праздничный русский костюм из нашей школьной музейной комнаты. Это Орменский праздничный костюм, который сохранился до наших дней. Подойдите поближе, рассмотрите его, потрогайте ткань, обратите внимание на узоры.
- Сейчас большое количество модельеров как русских так и зарубежных используют элементы русского стиля в своих коллекциях и пользуются популярностью. И у нас есть известный модельер Брянской области Чуркова Анна Михайловна - выпускница нашей школы. На международной выставке она представляла народные костюмы деревни Орменка.
Физминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Руки быстренько на пояс
Прыгай, прыгай озорней.
5. Практическая работа.
- Представьте, что вы модельеры. И сегодня мы с вами будем выполнять элементы народного русского костюма.
1) Правила работы на изо:
- Но прежде чем вы приметесь за работу, вспомним правила работы на изобразительном искусстве:
1. При работе с красками нужно быть аккуратным
2. Сначала разукрашивай мелкие элементы, а потом крупные.
3. Не мешай своему соседу
По окончанию работы приведи в порядок рабочее место.
Индивидуальная работа уч-ся
- ребята, посмотрите перед вами заготовки костюмов, они очень красивые? (нет)
- почему? (потому что узоры не раскрашены)
- значит что вы должны сделать? (раскрасить)
- приступаем к работе, выполняя работу в цвете, не забываем об основных цветах, которые использовались в вышивках.
3) Работа в парах;
- Ребята, а какие народные праздники из тех, которые мы с вами вспомнили, вам особенно нравятся?
- а теперь, ребята, объединитесь в пары и изобразите народный праздник, который вам больше всего нравится.
6. Итог урока
- Посмотрите на свои работы и оцените их.
Глядя на замечательные костюмы, на ваши выполненные работы , мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ". Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность народа. О них нужно помнить и знать!
7. Рефлексия
- Если у вас было хорошее настроение в течение всего урока поднимите зелёный фонарик, а если грустное – красный.
8. Дом. зад.
-В качестве домашнего задания я предлагаю подготовить небольшое сообщение о народных праздниках и обрядах, которые мы не озвучили на уроке.
- На этом урок окончен, уберите рабочие места.