СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 7 классе "Медный всадник" А.С. Пушкин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока по литературе в 7 классе. Анализ произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 7 классе "Медный всадник" А.С. Пушкин»

Поэма А.С.Пушкина  «Медный Всадник»

Поэма А.С.Пушкина «Медный Всадник»

История памятника Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

История памятника

  • Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
История памятника Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.

История памятника

  • Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.
Прослушайте отрывок из поэмы На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел…. Как автор описывает места, где решили построить город? Как вы понимаете фразу «В Европу прорубить окно»? Какую роль должен был сыграть город на Неве?

Прослушайте отрывок из поэмы

На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел….

  • Как автор описывает места, где решили построить город?
  • Как вы понимаете фразу «В Европу прорубить окно»?
  • Какую роль должен был сыграть город на Неве?
Докажите интонацию каждой строфы. 1 строфа – интонация грусти, задумчивости, печали. 2 строфа – уверенности, решимости. 3 строфа – интонация гордости, восхищения. 4 строфа – ноты любви. За что Пётр Первый любит свой город?
  • Докажите интонацию каждой строфы.
  • 1 строфа – интонация грусти, задумчивости, печали.
  • 2 строфа – уверенности, решимости.
  • 3 строфа – интонация гордости, восхищения.
  • 4 строфа – ноты любви.

За что Пётр Первый любит свой город?

Найдите средства художественной выразительности, которые использует поэт в отрывке для создания образа города?
  • Найдите средства художественной выразительности, которые использует поэт в отрывке для создания образа города?

Расскажите о Петербурге, используя данный материал

Анафора  — стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда («люблю»)

Олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит».

Неожиданные эпитеты превращаются в оксюморон - словосочетание, состоящее из двух слов, которое подразумевает прямое противоречие, своего рода остроумная глупость.

(«прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость»).

Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию .

Автор использует перифразу — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля» («Петра творенье», «военная столица»),

Метафору («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»).

Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.

Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.

Домашнее задание Сравнить Петра Первого в поэме «Полтава» и поэме «Медный Всадник».

Домашнее задание

  • Сравнить Петра Первого в поэме «Полтава» и поэме «Медный Всадник».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!