Математики в 1 классе по учебнику Л.Г.Петерсон
Тема. «Масса».
Цели. Ввести в активный словарь ребенка такие слова, как масса, единица массы; рассмотреть различные виды весов; закрепить знания учеников о величинах и их измерении с помощью условных мерок и эталонов; учить сравнивать предметы по длине и массе с помощью измерительных приборов; развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; формировать приемы сравнения предметов по разным признакам; развивать познавательный интерес и творческие способности.
Оборудование.
Учебник «Математика. 1 класс» (часть 3) (авт. Петерсон Л.Г.); демонстрационные чашечные аптечные и бытовые весы; рисунки с изображениями разных видов весов; предметы для взвешивания; матрешки, гиря 1кг, надписи: масса, килограмм, кг.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-Кто сегодня на уроке готов помогать друг другу в преодолении трудностей? Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Актуализация знаний
- Ребята, какой у нас сейчас урок. Математика наука точная.
Математический диктант.
Покажите последующее число 7,
Предыдущее число 7.
Последующее число 8,
Уменьшите 7 на 5.
Увеличьте 7 на 3.
Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 7. Какое число я задумала?
На сколько 4 меньше 5?
На сколько 2 больше 0?
III. Выведение темы урока. Постановка целей.
Учитель надевает шляпу.
А я ведь от волшебника
Пришла к вам в первый раз!
И очень мне понравился
Ваш, ребята, класс!
- Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания.
-Мудрый и строгий волшебник дал мне сегодня двух матрешек.
-Чем отличаются эти матрешки?
Д: Они разные по форме.
Учитель вызывает к доске ученика и дает в руки матрешки.
- Кто смелый выходите ко мне.
- Бери в руки матрешек.
- Что ты можешь сказать?
Д: Большая по размеру матрешка тяжелее , а маленькая легче .
– Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить их, надо взять предметы в руки.
- А как же называется это свойство предметов?
На доске записывается слово масса.
– Когда вы говорили, что одна матрешка легче, а другая тяжелее, то имели в виду свойство предметов, которое называется массой.
- Так какому свойству предметов посвящается этот урок?
Д. Массе.
- Что бы вы хотели узнать сегодня о массе?
IV. Знакомство с прибором для измерения массы
-Какие приборы помогают людям сравнивать предметы по массе?
Д. Весы.
Учитель демонстрирует чашечные весы и вводит понятие равновесие весов.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания, каких предметов они используются?
Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.
Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...
-Поработаем с бытовыми весами.
- На одну чашку весов ставим большую матрешку, на другую – маленькую. –
- Что произошло? (одна чаша весов находится ниже другой)
- Какой вывод можем сделать?
(Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше – легче. Где тяжелее, там масса больше, а где легче, там масса предмета меньше.)
- Давайте сравним массы матрешек
Д. Маленькая матрешка легче большой, большая тяжелей маленькой.
Сравниваем одинаковые матрешки и делаем вывод, что они одинаковые по массе.
Работа в учебнике с.6
– А теперь рассмотрим изображение весов в учебнике на странице 6
- Определите, какие предметы одинаковой массы,
какие – легче, а какие – тяжелее.
- Сравниваем массу арбуза и массу дыни.
Д. Масса арбуза меньше массы дыни.
-Сравните массы тыквы и кабачка,
Д. Масса тыквы больше массы кабачка.
- Мешочков с мукой и рисом.
Д. Масса мешка с мукой равна массе мешка с рисом
V. Физкультминутка
- Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка.
Изображайте работу весов по моим командам:
-весы находятся в равновесии;
-левая чаша весов опустилась;
-правая чаша весов опустилась;
-весы находятся в равновесии;
-масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
-весы находятся в равновесии;
-груз на левой чаше легче;
-весы находятся в равновесии.
VI. Знакомство с меркой для измерения массы
-Итак, при сравнении предметов по массе результат можно записать с помощью, каких знаков? Знаков ( ,
- А как называется свойство предмета, которое можно сравнивать и измерять?
Д. Величина.
-Какой вывод можно сделать?
Д. Масса – это величина.
- Если масса – это величина, то ее можно измерить. Что нужно выбрать, чтобы что-то измерить?
Д. Мерку.
- Чтобы измерить массу предмета, надо выбрать мерку и уравновесить весы одной или несколькими мерками.
-Какие еще мерки можно использовать, чтобы измерить массу?
Слушаем предложения.
Дети высказывают предложения.
– Массу можно измерить и результат измерения выразить числом.
- Послушайте мои задания и ответьте на вопрос: кто тяжелее,
если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе пяти Чебурашек?
-Кто тяжелее, если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе десяти уток?
Сделайте вывод.
- Сравнивать предметы по массе можно лишь тогда, когда они выражены в одинаковых мерках.
-Выполните в парах задание 2 из учебника. Вспомним правила работы в парах.
Дети выражают массу лисенка в зайчатах и белочках.
Ответ: л = 3з, л = 5б.
- А скажите, какой нужно поставить знак между 3 з и 5 б?
Д. Знак равенства.
- Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину? Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь.
Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были весьма запутанными. Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д.
Все в старину было по-другому.
- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем?
- Какой меркой для измерения массы он пользуется?
Д. Килограммом.
На доске делается запись: 1 кг.
Учитель показывает детям гирю в один килограмм.
Закрепление
Задачи по уровням
Задача 1
Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
Задача 2
Гусь, стоящий на одной ноге, весит 1 кг. Сколько он весит, когда стоит на двух ногах?
Физкультминутка для глаз
2.Самостоятельная работа в учебнике № 4 с.7, № 5 с.7.
Проверка по вариантам
VII. Итог урока
-С какой величиной вы познакомились на уроке?
-Почему масса – это величина?
-Какой инструмент помогает измерить массу?
-В каком положении находятся весы?
-Какие единицы массы вы знаете?
-Какие весы вы знаете?
-Что удобнее для измерения массы: мерка или килограмм?
- Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия урока:
- Кому сегодня на уроке было легко и он все понял – покажите руками букву Л, кому трудно – Т, а у кого остались вопросы – нарисуйте в воздухе знак вопроса - ?
Нынче на уроке в классе
Все узнали мы о массе.
Знаем я, ты, он, она:
Масса есть величина.
И совсем это не сложно,
И уже нельзя забыть,
Что измерить массу можно,
И, коль захотим, сравнить.
– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.