Учитель: Может ли общество существовать без экономики? Зачем изучать экономику? Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ Учитель: Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Человек не может без еды и питья, без жилища и одежды. Многие люди не могут без автомобиля, компьютера и сотового телефона. А кто-то не может обойтись без книги, музыки или любимого хобби. Всё то, в чем нуждаются люди, называется потребностями. Что же такое потребность? Сейчас подумайте и попытайтесь придумать определение. (Учащиеся говорят) Давайте сравним определения (слайд) (работа с термином) Слайд7. Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Слайд 8. Существует три вида потребностей, они составляют основу нашей жизни. • Материальные • Духовные • Социальные Как вы думаете, что означает каждый вид потребностей. ЗАДАНИЕ: (индив раб с учебником) Откройте учебник на стр. 84 и запишите примеры к каждой группе в тетрадь, дополните своими примерами. (совместное обсуждение) ЦЕЛЬ удовлетворения этих потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей. Давайте вместе попытаемся понять, как экономика принимает участие в этом… Учитель: Основная характерная черта потребностей в том, что они могут меняться. Слайд9. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Приведите примеры возрастающего характера ваших потребностей. (учащиеся приводят свои примеры) (есть сумка, нужны туфли, к туфлям платье, к платью машину) ВЫВОД, который мы можем сделать: полностью удовлетворить свои потребности невозможно. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ) СВОБОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА А что такое благо? (обратимся к словарику в учебнике) Слайд 10. Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей. ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на с. 86-88 и при помощи текста параграфа заполните схему Слайд11-12. блага свободные экономические Средства производства вода свет воздух Предметы потребления оборудование здания сырье транспорт энергоресурсы продукты питания, жилье, одежда СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Экономисты делят все жизненные блага на свободные (даровые) и экономические. Свободные блага (природные) - доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры. Слайд13. Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 14. ВЫВОД: Человек смог обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что люди создали, облегчило нашу жизнь. Этот процесс будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, но, к сожалению, ресурсы планеты ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. 3. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной- единственной целью - удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Слайд15. Слайд16. РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (природные ресурсы, экономические ресурсы). В 7 классе мы с вами говорили о том, что ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Приведите, пожалуйста, примеры к каждой группе ресурсов. Слайд17. Экономисты различают четыре основных ресурса: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Иногда выделяют и пятый - информацию. Их еще называют факторами производства. 1. Труд - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала. 2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента. 3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала - прибыль. 4. Предпринимательская деятельность - управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход - прибыль. 5. Информация - знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом. Проблемная ситуация: Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни. Редкость - важнейшее качество ресурсов. Работа в группах: (4 человека) разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. (5 минут) 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей) Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор. Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: (с.90) Выпускница школы мечтала стать детским врачом. После окончания она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2000руб в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3000руб. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4000руб. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4000руб. ЗАДАНИЕ: (работа в парах) прочитайте внимательно задание. Подумайте и обсудите в парах, почему альтернативная стоимость равна 4000руб. Ответы детей. Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Выводы: Учитель: 1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. 2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры. 3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества. 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества. |