СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию, 5 класс "Семейное хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС.Разработка используется на уроке обществознания по теме:Семейное хозяйство.

  • В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке обучающиеся научатся анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства;
  • работать с текстом учебника;
  • решать логические задачи;высказывать собственное мнение, суждения

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию, 5 класс "Семейное хозяйство"»













Технологическая карта урока карта урока по обществознанию. 5 класс.

Тема «Семейное хозяйство»

Учитель Жолтикова Н.В.























Тема урока

«Семейное хозяйство»

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о значении как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации

Основные задачи:

  • В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке обучающиеся научаться анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства;

  • работать с текстом учебника;

  • решать логические задачи;

  • высказывать собственное мнение, суждения

Тип урока

Урок открытия «новых знаний»

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Экономика, домашнее хозяйство, потребности, ресурсы семьи, доход, расход, семейный бюджет

Личностно значимая проблема

Настоящий хозяин одинаково бережно и рачительно относится к любому достоянию – своему или общественному

Необходимое оборудование

Учебник, рабочий лист, презентация учителя, компьютер, проектор, экран, тестовые задания



Список используемой литературы

Учебник, Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение : гражданин. Общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/ Л.Н. Боголюбов,Н.Ф.Виноградова и др; Под ред. Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2003

Контрольно- измерительные материалы. Обществознание:6 класс/ Сост. А. В. Поздеев.-М.:ВАКО,2011.Тест 8.Семья – ячейка общества, с.26-27

Планируемые результаты

Предметные

Научаться: характеризовать семейно- правовые отношения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.



















Технологическая карта урока

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимо-
действия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.


Формируют позитивное отношение к деятельности на уроке. Создание алгоритма оценивания.


Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Коммуникатив-ные: умение включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми


II. Контроль и коррекция знаний

5

Тест «Семья – ячейка общества

Концентрирует внимание учащихся, обеспечивающее осознанный переход к следующему этапу урока, создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует работу с тестом, проводит его анализ.


Выполняют предложенные учителем тестовые задания, отвечают на вопросы теста, осознавая объем знаний, имеющихся по изученной теме.

Осуществляют

самопроверку по эталону и отмечают результат в рабочем листе

Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и оцениванием знаний по эталону.

Познавательные:

осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения

действий;

Коммуникатив-ные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Тестовые задания

III.Актуализация знания


4

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Чтение и анализ стихотворения «Семейное хозяйство» Я.Ромашева



Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.

( Слайд №1,2)






Учитель консультирует, поясняет задания, выполняемые обучающимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать,

определив границы знания и незнания.



Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Устные ответы



Беседа «Семейное хозяйство»

Организует беседу по вопросам:

– Что вы понимаете под «семейным хозяйством»?

– Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?

– Как у вас распределяются домашние обязанности?

– Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?

– Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?

Дискуссия.

Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

20

1. Работа с термином потребности











2.Работа с термином ресурсы и заполнение схемы.













3. Работа с текстом учебника, с. 35–37. Рубрика «Путешествие в прошлое» и знакомство с репродукцией картины
А. А. Пластова «Ужин трактористов» (1961).








4.Работа по заполнению таблицы














5. Работа с текстом поучений из «Домостроя»

Работа с учебником,
с. 35.









1. Показывает слайды презентации, работает по обсуждению термина потребности, проводит проверку.

(Слайд №3)








2.Работает по обсуждению термина ресурсы ( Слайд №4).

Распределяет учащихся по парам, организует их самостоятельную работу с последующим обсуждением.




Учитель консультирует и поясняет задания, выполняемые обучающимися в группах и заполнению схемы в рабочем листе.



3. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам:

– Как раньше в истории нашей страны распределялись обязанности?

Сравните с настоящим временем.

Как вы считаете, как распределить обязанности: поровну, по силам, по желанию, по способностям?

(Слайд №5)

Что должен делать каждый ее член?

Как распределить обязанности?

4.Организует работу по заполнению сравнительной таблицы по графам «Обязанности в вашей семье», « Идеальная семья» в группах. ( Слайд №6).

Нацеливает обучающихся на коллективную работу.









5. Организует ознакомление с поучениями из «Домостроя», проводит комментированное чтение
и организует обсуждение по вопросам:

– Кто такой хозяин дома?

– Каким должен быть настоящий хозяин?

– Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?




1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Выполняют запись в рабочем листе.


2.Самостоятельно заполняют схему в Рабочем листе, работают со словарем.












3.Самостоятельно изучают материал рубрики, рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.






4.Самостоятельно работают в группе, анализируют и обсуждают поставленное учителем задание, высказывают собственные мнения.

Выполняют задания в рабочем листе.



5. Читают поучения, отвечают на вопросы.












1. Индивидуальная работа.











2.Работа в парах.

Индивидуальная работа.














3.Фронтальная работа.


















4.Работа в группах.















5.Фронтальная работа.








Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося
на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей.

Регулятивные: планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане.


Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной задачи; распознают объект и его понятие, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания4 проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы и формулируют свои затруднения).




1.Письменная работа











2.Письменная работа, устные ответы.













3. Устные ответы.



















4.Письменная работа в рабочем листе,

устные ответы.


Отчеты групп, взаимо-

оценка





5.Устные ответы











6.Работа с терминами:

бюджет, доход, расход

Показывает слайд презентации, работает по обсуждению терминов бюджет, доход, расход

(Слайд №7)







Учитель консультирует и поясняет задания, выполняемые обучающимися в группах и заполнению схемы в рабочем листе.

6.Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Выполняют запись в рабочем листе

6.Индивидуальная работа.



6. Отчеты групп, взаимооценка

IV.

Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задача «Определи бюджет Буратино»

Организует работу по выполнению практического задания.

Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

(Слайд№8)

Выполняют
задание

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике
и рабочей тетради

Личностные: оценивают жизненные ситуации

Проверка выполнения задания.

Само-оценка

V. Итоги урока.

Рефлексия.

5

Обобщение полученных
на уроке сведений

Организует беседу по вопросам:

– Что означает «вести домашнее хозяйство»?

– Каким должен быть рачительный хозяин?

(Слайд №9)


Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Отвечают
на вопросы.

Заполняют и оценивают себя в рабочем листе.


Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке


Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Самооце-нивание.

Оценива-ние учащихся за работу на уроке

1.Домашнее задание.


2

Учащиеся могут выбирать из предложенных учителем заданий с учетом индивидуальных интересов:

1.вариант -§ 4, рубрика: Проверь себя, с.38 и ответь на проблемный вопрос: Чему тебе надо научиться, чтобы стать рачительным хозяином?


2.вариант - §4. Составь правила рачительного хозяина.


3вариант-§4. Составь вместе с родителями бюджет своей семьи на будущий месяц.

Через месяц проверь его исполнение, определи остаток или нехватку денег. Как вы решили вопрос, если возникла нехватка денежных средств?

(Слайд №10)

Объясняет домашнее задание


Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей