СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 6 класс. Тема урока "Человек славен добрыми делами" (По учебнику Л.Н. Боголюбова) урок, презентация, видеоклип

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытия нового знания. На уроке дети познакомятся с понятиями "Добро и зло", с "Золотыми правилами морали". Продолжат формирование важнейших нравственных ценностей, научаться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире. В архиве: конспект урока, призентация, видео.

Просмотр содержимого документа
«конспект- человек славен добрыми делами»

МБОУ «Шалоболинская СОШ №18»

Учитель истории и обществознания

Бутенко Маргарита Николаевна


Обществознание 6 класс.

(по учебнику Л.Н. Боголюбова)

Человек славен добрыми делами.


  1. Цель урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Метопредметные:

Развивать умение работать в парах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотые правила морали»

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 6 кл. (Л.Н. Боголюбов), компьютер, мультимедиа проектор, иллюстрации, славари.

Структура и ход урока

Доброе утро. Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Сегодняшняя тема нашего урока «Человек славен добрыми делами» (Слайд 1)

Давайте немного побеседуем:

- Как вы думаете, что такое «добро»?

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

– А что такое «зло»?

– Назовите поступки, которые вы характеризуете как «зло»?

А что все-таки такое «добро» и что такое «зло», давайте вместе поищем в словарях, и запишем то понятия, которые вам больше понравиться. (Слайд 3, 4)

А теперь давайте подберем ассоциации к слову добро или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас добро?)

Запишите так же слова ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас зло?)

А вы знаете о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ еще наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. (Слайд 5)

«Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать – добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства».и т.д.

Давайте раскроем их смысл.

Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела.

Народная мудрость заключена и в сказках.  Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки с такими концами вы знаете?  (Морозко, Гуси – лебеди, Золушка и др.) (Слайд 6)

Как мы видим на примере сказок доброте сопутствуюттакие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение)

Хорошо, вы знаете много сказок, но я хотела бы познакомить вас с притчей о цветке и бабочке. А после мы с вами ее обсудим. (Слайд 7)

Притча.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL :http://www.rusedu.ru/detail_20267.html)

Теперь давайте обсудим притчу.

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)

– А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни)

– Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе).

– Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. (Слайд 8)

- Чему учат нас золотые правила?

- Почему главные правила морали называют золотыми?

- Почему эти правила живут много тысяч лет?

А что такое мораль? Давайте запишем определение. (Слайд 9)

Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все  у него получится, что все будет хорошо.

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. (Слайд 10)

Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде)

Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми (Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется»)

 И сейчас нам необходимо подытожить, и кратко записать в тетрадь все то о чем мы сегодня с вами говорили. Наш конспект будет состоять из 5 строк, как же мы его составим, обратите внимание на слайд, работаем вместе, вы записываете со мной: (Слайд 11)

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия), раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотые правила морали ("Не желай никому того, чего не желаешь себе " и т.д.)

Пятая строчка – это слово-резюме, личное отношение учащегося к теме. (Доброта)

Примерный ответ:

1. Человек

2. Добрый, отзывчивый

3. Помогает, защищает, сострадает

4. «Не желай никому того, чего не желаешь себе»

5. Доброта

Вот то, что сейчас мы с вами сделали, называется СИНКВЕЙН.

Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились, мне очень приятно было с вами работать. Ну, а как же вы себя чувствуете в конце занятия?  (Слайд 12)

Перед вами лежат 2 смайлика. Прошу поднять улыбающийся смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, кому урок был неинтересен.

Всем большое спасибо за урок, до свидания!

Д.з. на выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правила «Как быть добрым»

- начать работу над проектом «Мои добрые поступки»





















Просмотр содержимого презентации
«Презентация - Человек славен добрыми делами»

6 класс Человек славен своими делами Учитель истории и обществознания МБОУ «Шалоболинской СОШ №18» Бутенко Маргарита Николаевна

6 класс

Человек

славен

своими делами

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Шалоболинской СОШ №18»

Бутенко Маргарита Николаевна

План урока: Что такое добро и зло. Кого называют добрым , а кого злым. 2. Притча о «Цветке и бабочке» 3. Золотые правила морали. 4. Три типа добра

План урока:

  • Что такое добро и зло. Кого называют добрым , а кого злым.

2. Притча о «Цветке и бабочке»

3. Золотые правила морали.

4. Три типа добра

нечто положительное,  хорошее, полезное,  противоположное злу;  все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.
  • нечто положительное,

хорошее, полезное,

противоположное злу; 

  • все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.

(Толковый словарь)

Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

Все то что мешает человеку и обществу развиваться , процветать. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.
  • Все то что мешает человеку и обществу развиваться , процветать.
  • Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Назовите слова - ассоциации к слову «зло».

О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.) 1. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». 2. «Худо тому, кто добра не делает никому». 3. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь». 4. «Многого желать — добра не видать». 5. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь». 6. «В ком добра нет, в том и правды мало». 7. «Бедного обижать — себе добра не желать». 8. «Доброе имя дороже богатства».

О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.)

1. «Кто добро творит, тому Бог отплатит».

2. «Худо тому, кто добра не делает никому».

3. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь».

4. «Многого желать — добра не видать».

5. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь».

6. «В ком добра нет, в том и правды мало».

7. «Бедного обижать — себе добра не желать».

8. «Доброе имя дороже богатства».

Русские народные сказки

Русские народные сказки

Притча о цветке и бабочке

Притча о цветке и бабочке

Мор а ль  -  принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих  представлений .
  • Мор а ль  - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений .

Какими правилами должен руководствоваться добрый человек?

3 типа добра полезное 2. приятное  3. истинное

3 типа добра

  • полезное 2. приятное

3. истинное

Синквейн.    первая строка –  название темы (одно существительное);  - вторая –  описание темы в двух словах, два прилагательных;  - третья строка -  описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;  - четвёртая строка –  это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение);  - пятая строка –  синоним, который повторяет суть темы .

Синквейн. первая строка название темы (одно существительное); - вторая описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение); - пятая строка синоним, который повторяет суть темы .

Урок бесполезный, скучный, работа без интереса  Урок интересный и занимательный, работа с интересом
  • Урок бесполезный, скучный, работа без интереса
  • Урок интересный и занимательный, работа с интересом
Домашнее задание: На выбор. - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - составить правила «Как быть добрым» - начать работу над проектом « Мои добрые поступки»

Домашнее задание:

На выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правила «Как быть добрым»

- начать работу над проектом « Мои добрые поступки»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!