Урок 18. Тема: Охрана растений.
Работу выполнила: Трофимова М.В. (учитель начальных классов)
Цель: систематизировать знания об охране растений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальные задания
(Быстрый опрос ПЛАНШЕТ)
Тест по теме «Размножение и развитие растений. 1.Что привлекает насекомых в цветках? А) лепестки Б) нектар 2. Желтовато-коричневые крупинки в цветках – это: А) пыльца Б) сок 3. Когда насекомое садится на цветок, то… А) пыльца пристает к его телу Б) пыльца падает на землю 4. Опыление растений с помощью насекомых происходит, потому что… А) насекомые садятся на цветки Б) насекомые переносят пыльцу с одних цветков на другие 5. Какие из растений опыляются ветром? А) яблони, вишни, сливы Б) дуб, береза, орешник 6) Если опыления не произойдет, то… А) плодов и семян у растения не будет Б) плоды будут мелкие 7) У растений образуются плоды, поэтому… А) они падают на землю Б) семена растений расселяются по земле 8) Когда растение прорастает, то сначала из семени появляется А) корешок Б) стебелек |
3) Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются его семена.
• Клен — ....
• Кислица—....
• Сосна — ....
• Репейник — ....
• Рябина—....
2.Кроссворд ( планшет) СЛАЙД 2
III. Самоопределение к деятельности.
— Какое значение для животных и человека имеют растения?
— Нужно ли охранять растения? Зачем?
— Какие меры по охране растений вы знаете? Сегодня на уроке будем говорить об охране растений.
IV. Работа по теме урока. (СЛАЙД 3-8)
Беседа.
Охрана растений
Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.
— Какие правила охраны растений вы знаете?
— Прочитайте памятку. (Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)
Правила охраны растений (В ТЕТРАДЬ)
1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!
СЛАЙД 9
Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.
Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82—83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России. (СЛАЙД 10-19)
— Послушайте рассказы об удивительных растениях.
Лекарственные растения (СЛАЙД 21)
— Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)
— Назовите лекарственные растения.
— Рассмотрите их в учебнике на с. 83.
— Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.
СЛАЙД 22 Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.
— Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
— Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опылителей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№5 СТР. 48 (УЧЕБНИК СТР. 84)
Итак, охрана природы — наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того, что сохранил жизнь Цветку, доступна каждому.
VII. Рефлексия.
Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.
Графический диктант (ПЛАНШЕТ БЫСТРЫЙ ОПРОС)
Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».
• Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («—».)
• Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)
• Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)
• Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)
• В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплотнять почву и не топтать растения. («+».)
(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)
VIII. Подведение итогов урока.
— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что люди делают для охраны растений?
— Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде.