Урок – путешествие
«Огонь – друг и враг человека»
ОБЖ
4 КЛАСС
Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.
Задачи:
Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
Обучать действиям при возникновении пожара;
Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок
Введение в тему
(Просмотр фильма о пожаре)
Сообщение темы.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.
Пусть пойдёт ребятам впрок
Очень важный наш урок!
Отгадайте загадку: (3 слайд)
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
( слайд 3)
Работа по теме
- Ребята тема нашего занятия «Пожарная безопасность».
- Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара. И ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?»
1. Огонь – давний друг человека(Слайд 4)
- Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа самолетов, космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
2. Огонь–символ(слайд5)
- С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
- Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
3. Опасный огонь(слайд 6)
- Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.
- Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. В наше время все больше горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. И самое главное – что во время пожара гибнет очень много людей среди них и дети.
4. Причины возникновения пожаров•( слайд 7) Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
( слайд 8)• Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
( слайд 9)• Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
( слайд 10)• Утечка бытового газа;
( слайд 11)• Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
- Ребята послушайте стихотворение
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети: Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности.
Чем опасен пожар ?
- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Отчего может возникнуть пожар?
5. Давайте определим правила пожарной безопасности:
Презентация Спасик
(Слайд 13) 1. Уходя из леса не оставляй не затушенный костер.
(Слайд 14) 2. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
(Слайд 15) 3. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
(Слайд 16) 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми) .
Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова в стихотворении Елены Хоринской:
Может мне костер разжечь
Стружку нечего беречь
Поиграю, а потом
Затушу все и уйду...
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой
Красной стружкой завилось,
Поскакало, понеслось.
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам,
По дровам огонь разнес...
Больше пламя, выше пламя!
"Ой, боюсь, сгорю я сам...
И мальчишка со всех ног
Припустился наутек...
Вопросы детям:
- Почему убежал мальчик?
- Как в этом случае нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану.
А номер вы знаете?
А сейчас мы поиграем в игру: «Вызови пожарных».
Что необходимо для того, чтобы вызвать пожарных?
(Например: пожар по адресу: ул. Просвещения, дом 5, квартира 2, горит телевизор.)
Как называют человека, который тушит пожар?
Победит огонь коварный, тот кого зовут….
Вот и мы с вами на минуточку тоже побудем пожарным.
Игра:
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий.
А теперь постой на левой,
Будто ты пожарный смелый.
Руку левую к груди
И огонь скорей туши.
Закрепление Чайнворд
Проверим, что вы узнали. Выберите правильный ответ. (Слайды 53-56)
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает
. Итог занятия
Воспитатель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным
Давайте сейчас подведём итог занятия и составим устную памятку: (ответы детей) ( Слайд 29)
1. Не играть со спичками и зажигалками.
2. Не оставлять костер непотушенным.
3. Не включать электроприборы в отсутствии взрослых.
4. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы, топящуюся печь.
Вывод: Пожар – это страшное несчастье, при котором горят не только дома, леса, постройки, но и гибнут люди. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности и главное не играть с огнем, этого можно избежать.
Мультфильм «Как это случилось»?