МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Конкурс методических разработок
«Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса
“Основы религиозных культур и светской этики”
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Урок по теме «О чем говорит иудейский Закон»
Сагалакова Таисия Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№6
г. Салехард, 2016
Цель: Познакомить учащихся с содержанием иудейского Закона.
Задачи: - закрепить знания об иудейских заповедях, правилах обращения с Сефер-Торой.
- формировать у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций иудаизма.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности.
Метапредметные результаты:
• Формирование умения работать с иллюстрациями;
• Осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные результаты:
• Знакомство с новыми понятиями, основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Формирование представлений об иудаизме как самой древней религии.
Перечень оборудования: учебники, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, карточки со словами, карточки с заданиями.
Содержание урока:
Организационный этап.
Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте! Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых интересных открытий. Давайте начнем урок с мысленного пожелания добра друг другу, хорошего рабочего настроения.
2. Актуализация опорных знаний с проверкой домашнего задания.
- Ребята, я хотела с вами повторить понятия, связанные с прошлой темой, но слова рассыпались и буквы перепутались, помогите мне собрать их заново. Каждое слово определенного цвета.
ТОРА – священная книга иудаизма, где прописаны религиозные законы.
МЕНОРА – светильник-семисвечник, древний символ, восходящий к образу мирового древа.
ШАББАТ - святой для евреев день, день отдыха.
ШАВУОТ – праздник в память о получении Торы Моисеем от Бога.
- Что объединяет эти слова? (относятся к религии иудаизм)
- А что такое иудаизм?
- Как и в каждой религии, в иудаизме есть свои заповеди, которые вы дома повторили.
- А сейчас в парах на карточках распределите эти заповеди на две группы.
Проверка правильности выполнения задания на доске.
- Обратите внимание на заповеди, которые мы отнесли ко второй группе. Подходят ли они людям, которые исповедуют христианство, ислам или не исповедуют никакую веру? Можно эти заповеди назвать общечеловеческими?
- Все эти заповеди прописаны в священной книге иудеев. Как она называется? Тора.
- Как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила обращения с Сефер - Торой - рукописным пергаментным свитком с текстом Пятикнижия?
- Положено обращаться с особым почтением. Свернутый свиток помещают в специальный футляр с богатым орнаментом или расшитый чехол, украшают короной. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются специальной указкой, которая называется “яд” - “рука”, и сама указка обычно имеет форму руки с вытянутым указательным пальцем. (На доске иллюстрации).
- Помимо Сефер-Торы, в учебнике даны иллюстрации, по которым мы можем лучше узнать о том, что связано с религией иудаизм.
- Давайте рассмотрим эти иллюстрации и обсудим, что на них изображено.
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Есть хорошая русская пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Вы можете проследить справедливость этих слов в небольшой русской народной сказке.
Просмотр мультфильма «Лиса и журавль».
- Ребята, скажите, когда лиса и журавль готовились к обеду, они думали о своем госте? Нет, они думали о себе. И ни лисе, ни журавлю не понравилось, то, что хозяин думал только о себе.
- Как и в русском народном творчестве в иудаизме не приветствуется такое отношение к другому человеку. Много столетий назад один человек попросил еврейского мудреца Гилеля рассказать о сути иудаизма за время, пока он будет стоять на одной ноге. Гилель ответил просто: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Вот суть Торы, все остальное – пояснения».
Физ. минутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите- ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
4. Решение проблемы, открытие новых знаний.
В подтверждение этих слов прочитаем высказывание еврейского законоучителя Акива на странице 71.
- Вот это и есть, ребята, главный иудейский Закон. Раз это Закон, то нужно его беспрекословно соблюдать.
- Евреи верят, что наступит день, когда придет на землю посланник Бога. Мессия. Они верят, что с приходом Мессии не будет обиженных, не будет зла, войн, мир станет совершенным.
- Еврейская мудрость гласит: «Ключи от темницы, в которой томится Мессия, в наших руках. Каждое доброе дело разбивает одну цепь, каждый дурной поступок накладывает на него новые цепи.
- К добрым делам относится благотворительность. Это сложное слово. Из каких корней оно состоит? Как вы понимаете это слово?
В толковом словаре Кузнецова С.А. дано следующее определение понятия «благотворительность»: и; ж. Оказание материальной помощи нуждающимся; Заниматься благотворительностью. Частная б. / Разг. Об услуге, помощи содействии кому-л. В чем-л.
- Приведите примеры.
- Благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма, при этом слова «благотворительность» у евреев нет. Оно обозначается словом «цдака» - «справедливость».
- Деньги для пожертвования принято класть в копилку (купат цдака), а не прямо давать самому нуждающемуся. Как вы думаете, почему?
В еврейской традиции нельзя делать ничего, что может обидеть или унизить человека.
- Одним из важнейших предписаний для иудеев, как бедных так и богатых, является обучение грамоте для изучения Торы.
- У евреев существует красивый обычай, связанный с началом учебы. Важно, чтобы ребенок почувствовал сладкий вкус учения. Для этого страницы букваря мажут медом, который ребенок должен слизнуть.
- А еще в религиозных семьях строго придерживаются правил кашрута. Это слово означает “разрешенное” и имеет отношение в частности к еде.
Новые слова на доску.
Что это за правила, найдем в учебнике на с. 74-76.
Понятие «кошерная пища» применяется для обозначения продуктов, разрешенных к употреблению кашрутом – еврейским законом. Считается, что некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека
- Мясо каких животных разрешается употреблять в пищу иудеям?
(Животных, которые одновременно и жуют жвачку, и имеют раздвоенные копыта).
- Что категорически запрещено употреблять в пищу?
- Но, даже добывая пропитание и охотясь на животных, Тора учит не быть жестокими.
Т.е., возвращаясь к началу нашей беседы, что мы можем сказать о главном иудейском Законе?
- Скажите, а мы, не являясь иудеями, должны соблюдать этот закон? А почему? Люди, которые соблюдают этот Закон, живут в мире и согласии.
Домашнее задание.
Найти пословицы и поговорки, касающиеся заповедей.
Обсудить с родителями вопросы к уроку из учебника.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы, которые даны на экране.
Спасибо всем за работу.
Список информационных источников:
Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С.А. - СПб. : Норинт, 200. 1536 с.
Иллюстрации [Электронный ресурс] https://yandex.ru/images/.
Основы мировых религиозных культур
Физкульт минутки для детей [Электронный ресурс] http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/101-dlya-detej
Приложение
6