СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету УГДД " Родина. Отечество. Донбасс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока использованы сообщения (мини-проекты) учащихся и

технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, с помощью которых демонстрируются видеофайлы и ИКТ-презентация

« Поэты и писатели Донбасса»

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету УГДД " Родина. Отечество. Донбасс"»



"Уроки гражданственности и духовности Донбасса" 5 класс

Конспект урока

Тема: Содержание понятий «Родина», «Отечество», «Донбасс»,

« Донецкая Народная Республика».

Бушуева Людмила Петровна

учитель УГДД

МБОУ«Школа №83

им. Г.И. Баланова г.Донецка»

Цели занятия:

Образовательные: познакомить обучающихся с литературным наследием

писателей и поэтов нашего края, на примере произведений, относящихся к жанру гражданской лирики.

Развивающие: развивать социальную, коммуникативную и поликультурную

компетентности обучающихся.

Воспитательные: способствовать утверждению морально – нравственных позиций обучающихся, воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбы своей страны.

Задачи занятия: рассмотреть произведения писателей и поэтов Донетчины,

найти в их творчестве мотивы любви к природе родного края, воспевание его

красоты, уважения к истории народа, выражение высших духовных ценностей, призыв защищать свою Родину.

В ходе занятия используются: сообщения (мини-проекты) учащихся и

технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, с помощью которых демонстрируются видеофайлы и ИКТ-презентация

« Поэты и писатели Донбасса».

Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель: сообщает тему урока цели и задачи, дается установка на плодотворную творческую работу. В ходе собеседования-диалога учащиеся вспоминают, какие темы рассматривались ими в ходе изучения материалов «Донбасс- моя Родина».

Учитель: Отмечается, что выразителем чаяний, идей, ценностей народа в любые времена были творцы слова – писатели и поэты. Земля Донбасса всегда была щедра на литературные таланты. Перечисляются писатели и поэты, прославившие Донбасс в ХХ веке: Павел Иванов (псевдоним –

Беспощадный»), автор знаменитых строк: «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано!»; поэт-песенник, уроженец Енакиево, Михаил Пляцковский. Он – автор стихов, на которые написаны популярнейшие в Советском

Союзе песни : «Мамины глаза», «Лада», «Под крышей дома твоего». Эти песни поют и в наши дни. Иван Сергеевич Костыря создал знаменитые «Думы о Донбассе», где переплелись легенды, шахтерские сказы, были и реальные факты. Поэт и прозаик Виктор Шутов, защитник Ленинграда и почетный гражданин Донецка, создал тексты многих песен о Донецке и Донбассе: «Город синих терриконов», «Шахтерская лирическая», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Он писал о донецких подпольщиках. Этому посвящены книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья». Как вы считаете, о каких духовных ценностях говориться в произведениях всех этих авторов?

К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассказать о всех писателях и поэтах донецкой земли. С книгами некоторых из них вы можете познакомиться в нашей библиотеке, они представлены на выставке. Но об одном советском поэте, уроженце Донбасса, хотелось бы рассказать подробнее. Это человек нелегкой судьбы и большого мужества – Николай Рыбалко. Заслушивается мини – сообщение о биографии Николая Рыбалко и его стихотворение:

КРАЙ ДОНЕЦКИЙ

Край донецкий смуглолицый,

У тебя лучистый взгляд.

Незакатные зарницы

Полыхают, как закат.


Край донецкий смуглолицый —

Звезды вышли на наряд,

И, как солнце, золотится

Твой земной,


твой жаркий клад.

Край донецкий смуглолицый —

Разрумяненная даль.

Из печей твоих струится,

По горячим жилам сталь.

Край донецкий смуглолицый —

В белой кипени сады.

Мне и спится, и не спится

У речной твоей воды.

Край донецкий смуглолицый —

С золотинкою глаза.

Не легко в тебя влюбиться,

Разлюбить тебя нельзя.

Обсуждается стихотворение Николая Рыбалко.

3.Есть прекрасные поэты на донецкой земле и в наши дни. Одна из них – поэтесса

Анна Ревякина. Вашему вниманию предлагается ее краткая биография. АННА РЕВЯКИНА

Город мой

Город мой. Тот, где с детства отсутствует море,

и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём,

словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,

словно юность отца, упакованная в альбом.

Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,

когда трогаешь тёмную землю, что на крови.

Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно

в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.

И до взморья отсюда добраться две сотни гривен

по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь?

Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен,

эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж.

Под обветренной кожей, под веками, в подреберье

море плещется, как живое, – искрит янтарь.

Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег,

оберег твой, твоя история и печаль.

Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно

из окна наблюдать, как морем вскипает степь,

и плывут облака – вон одно, словно ключ скрипичный,

и так хочется каждое облако рассмотреть…

Каждый камень под ярким солнцем играет светом,

преломляет луч, так хлеб преломляешь ты

с самым близким, твоим, проверенным человеком,

с тем, кто знает тебя до точек и запятых…

С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей,

на безморье иные смыслы, иные ветры, иное дно.

Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен.

Мой степной чёрнокаменный Город Донецк.


(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=uQno2B1pyds; после просмотра

видеофрагмента обсуждается содержание стихотворения).

Физкультминутка-тренинг

-Если ты заботишься о чистоте родного города- хлопок в ладоши.

-Если у тебя болит душа о загрязнении природы Донбасса- положи руку на сердце.

-Если ты стараешься многому научиться и принести пользу –погладь себя по голове.

-Если хочешь жить и расти в мире- протяни руки соседу.

Притча о Родине.

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
Просила его душа о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.

Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
  Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
  Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке. Одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке, столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…

Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого, ведь все это - наша Родина!

Просмотр видеоролика «Донецк-моя Родина».

Мозговой штурм «Посланники мира»

Давайте попробуем определить лексическое значение слова МИР (тишина, покой; отсутствие войны; согласие между кем-либо; Вселенная, планета; люди ,населяющие земной шар).

Ты - символ мира и добра,
Мой Голубь белый, вольный!
Напомни людям, что пора
Уже закончить войны!
Взлети ты выше облаков!
Пусть нас услышит каждый:
Лишь мир важнее всех основ -
Всё, без него, не важно... (И.Микулович)


Напишите на символических изображениях голубей ваше пожелания нашей молодой Республике (прикрепить на доску, зачитать)

Живи, Донбасс родной, и процветай,
Ты на планете самый дивный край!!!

Заключительная часть.

Хочется еще раз вас поздравить с первым небольшим юбилеем нашей еще молодой Республики, которая через много прошла и у которой еще все впереди! Будьте достойными гражданами, чтобы следующие поколения с гордостью могли нас вспоминать и ставить в пример! Растите вместе с нашей молодой Республикой! Мира, счастья, здоровья вам!

Список литературы:

1.История России: с древнейших времён до наших дней / А. Н. Боханов, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин, А. Н. Сахаров; под ред. А. Н. Сахарова. — М.: АСТ, 2016. 

2. М. В. Музалевский. Герои Донецкой Народной Республики. — Кавалер, 2015. — Т. 67. — 50 с. — (Историческая библиотека "Кавалеръ").

Интернет-документы:

1.Сборник притчей [Электронный ресурс] .-Режим доступа:

http://javerju.narod.ru/lifelove_50.gif(дата обращения:14.08.19)

2. История Донецкой Народной Республики[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://dnr-online.ru/doneckaya-narodnaya-respublika/(дата обращения:13.08.19).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!