Урок 1.
Что такое общение?
Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи – интенсивное формирование речевой деятельности подростков – вначале преимущественно устной, позже письменной.
ИНТРИГА.
1. Летом многие из нас любят собирать грибы. Попробуем попросить двух грибников рассказать о своих впечатлениях от прогулки в лес. Учитель прочитает два текста.
В лесу грибов много. Ну там сыроежки. Иногда встречаются подберезовики. Больше всего мне попалось маслят. Я их брал. А вот мухоморы портят лес. Такие противные, ядовитые. Набрал я грибов много. Завтра пойду еще.
Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, испустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. …Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка…
1-й рассказчик перечисляет разные виды грибов, разделяя их на съедобные и несъедобные. Рассказ как отчет: грибов много, но не все годятся в суп… После такого рассказа и в лес не захочешь пойти.
2-й рассказчик – поэт, владеющий словом. Его даже мухомор заинтересовал своей праздничной, яркой, веселой одеждой! Почему бы действительно не остановиться и не полюбоваться белыми панталончиками, спускающимися из-под шляпки? И о волнушке – подобранной, мокренькой, умненькой – доброе слово сказано! и т.д.
2. У ч и т е л ь. Мы провели сопоставление двух рассказов грибников о прогулке в лес, и, я думаю, вам захотелось научиться описывать свои впечатления так, как это сделал второй рассказчик, замечательный мастер слова Михаил Михайлович Пришвин.
Древние римляне открыли очень интересную науку – риторику. Запишем это красивое слово и толкование к нему: Риторика – это наука о красноречии.
Законам риторики, т.е. красивой, правильной речи, должен учиться всякий человек. Но наше сопоставление двух рассказов убедило нас в том, что второй рассказчик, умеющий красиво описать свои впечатления, владеет и искусством общения. Он не просто гулял в лесу и собирал грибы, он вглядывался в чудо природы, удивлялся, похваливал прекрасный наряд грибов, разговаривал с каждым, как с одушевленным существом, не отвергая ни красавчика, ни обыкновенного…
Сегодня мы и поговорим о законах общения, столь важных для каждого из нас.
П. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
Вдумаемся в слово общение найдем родственные слова с таким же корнем, запишем: общение, общий, общество, сообща (корень –общ-).
Что означает этот корень? (Вместе, коллективно или с кем-то.)
Общение – это взаимодействие, контакт, цель которого – взаимопонимание.
Послушаем небольшой рассказ Николая Носова и подумаем, какова цель общения двух героев и понимают ли они друг друга.
(Действие происходит в квартире. Слова Барбоса учитель читает важно, напыщенно, горделиво.)
Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.
- А что это у вас за штука на стене висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.
- Это часы, ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?
- Нет, а для чего они?
Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:
- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
- Как ходят? – удивился Бобик – У них ведь ног нету!
- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
- Ого! Они еще и дерутся? – испугался Бобик.
- Да нет! Как они могут драться?!
- Бить – это звонить: бом-бом!
- А, ну так бы и говорил!...
Б е с е д а.
Какова цель общения двух героев? (Цель дворового пса-неуча – узнать от друга о «штуке» на стене, у которой что-то «болтается». Цель образованного пса – важно рассказать о часах, поделиться знаниями.)
Понимают ли они друг друга? (Понимание пока не наступило, так как Барбос толком не знал, зачем часы, что болтающаяся часть часов – маятник, что слова ходить и бить многозначны, и их можно понять буквально.
Удовлетворил ли вас тон «объясняющего» Барбоса? (Бобик спрашивал робко, застенчиво, а Барбос отвечал важно, значительно, напыщенно.)
Что нарушено в общении собеседников? (равенство, простота.)
З а п и с ь.
1-й закон общения – равенство, простота.
3. а) Определите свою з а д а ч у в общении с другом в различных ситуациях. Расскажите о ней (такую задачу называют коммуникативной.) Возможны ли различные задачи в одной ситуации?
Ситуация 1. Вам на день рождения подарили щенка, и вы рассказали об этом в классе.
(Немного хвастались, обильно делились радостью. Заразили друзей интересом к животным. А может быть, хотели вознестись над теми, у кого нет очаровательного щенка?)
Ситуация 2. Вы увидели на улице плачущего малыша. (Ласково успокоили, ободрили или сказали пренебрежительно: «Что нюни распустил?»)
б) Это была маленькая разминка перед показом себя в общении. Конкурс на лучшее исполнение роли. Вызываются два ученика для диалога.
Ситуация 3. Вам приснился сон о летающей корове.
Ситуация 4. Ваш товарищ стал победителем в беге на стометровку.
Какие издержки, недочеты в общении друзей вы обнаружили? Нечуткость? Отсутствие такта? Излишнюю хвастливость? Ненатуральность?
З а п и с ь.
2-й закон общения – чуткость, такт, снисходительность к слабостям другого, вежливость, доброта.
Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.
Запишем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: Общаясь, люди создают друг друга.
Что стоит за этими словами? Д.С.Лихачев хочет, чтобы мы поняли на всю долгую жизнь, что, внимательно и уважительно слушая, мы сообщаем уверенность собеседнику, располагаем его к искренности, правдивости, пробуждаем поэтические наклонности, помогаем ему, если почему-то ему трудно говорить.
Домашнее задание: написать в тетради миниатюру: «Как я общался вчера с мамой (или другом)» с небольшой оценкой общения. Объем работы – 1 -1,5 страницы (описание + оценка). Срок сдачи – к следующему уроку развития речи.