СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи. Тема:"УЧИМСЯ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приглашение детей к разговору.

Просмотрите конспект прошлого урока развития речи. Как мы его назвали. Какие ошибки речи обнаружили?.

напомним примерами:

а) у меня много делов, сегодня все ходят без польт, лягем спать поскорее – это ошибки, связанные с неправильным образованием форм слов;

  1. [ч’то], [Андр’эйэвна], [т’эст], [Ад’эса] - это орфоэпические ошибки, т.е. нарушения правил произношения слов;

  2. ну, значит, это самое, ну как его… забыл – использование в речи слов-пустышек, бедность языка;

  3. осенью идет осенний дождик, автомобилисты гнались на гоночных автомобилях – это повторение однокоренных слов, называемое тавтологией.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи. Тема:"УЧИМСЯ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО"»

УРОК № 3

УЧИМСЯ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

I. Интрига.

Приглашение к разговору.

Просмотрите конспект прошлого урока развития речи. Как мы его назвали. Какие ошибки речи обнаружили?.

напомним примерами:

а) у меня много делов, сегодня все ходят без польт, лягем спать поскорее – это ошибки, связанные с неправильным образованием форм слов;

  1. [ч’то], [Андр’эйэвна], [т’эст], [Ад’эса] - это орфоэпические ошибки, т.е. нарушения правил произношения слов;

  2. ну, значит, это самое, ну как его… забыл – использование в речи слов-пустышек, бедность языка;

  3. осенью идет осенний дождик, автомобилисты гнались на гоночных автомобилях – это повторение однокоренных слов, называемое тавтологией.

    • Какие слова в тексте вы хотели бы заменить? Какую цель вы при этом преследуете?

Учитель читает текст для редактирования, который желательно ксерокопировать или написать на доске.

Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - сказала рябина. Калина сказала: «Ты горькая». – «Слаще меня нет», - говорит малина. «Сладка, да червива», - говорит калина. «Я самая душистая», - сказала черемуха…

Дети скажут, что в тексте все время повторяются два слова: сказала и говорит, а ведь в любом спое люди кричат, горячатся, возмущаются. Сказала не передает характера, настроения говорящего…

Придумаем вместе и запишем синонимы, передающие различные оттенки в речи говорящих.

Сказала – возмутилась, воскликнула, прошептала, промолвила, вскрикнула, вознегодовала. Теперь прочитаем отредактированный вариант сказки.

Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - промолвила рябина. Калина возразила: «Ты горькая». – «Слаще меня нет», - воскликнула малина. «Сладка, да червива», - съязвила калина. «Я самая душистая», - прошептала черемуха…

  • Как изменился наш отредактированный текст? (Он стал выразительнее, ярче.)

О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Чтобы научиться выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «бином фантазии».

Бином, вспомним, обозначает «два». Если мы возьмем два маленьких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое, в речи появятся интересные выражения, метафоры…

На доске перед уроком были написаны пары существительных:

БИНОМЫ ФАНТАЗИИ

запах – солнце лампа – роза

письмо – речка окно – зеркало

рука – береза топор – мысль

(Последние два бинома из домашнего задания.)

Что может быть общего у солнца и запаха? Поэт Константин Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами: сначала он как бы говорит от лица бедно мыслящего человека, потом возражает ему от лица всех поэтов.

Запах солнца? Что за вздор?

Нет не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы –

Все слилось в согласный хор,

Все сплелось в один узор!

У с т н а я р а б о т а. Попробуем «сплести в один узор» два существительных. Начнем с домашнего задания.


Окно – зеркало. В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари.

Топор – мысль. Мысль ученого остра, как топор. неудачная мысль, как топор в зазубринах.


Выслушаем по 3 -3 варианта. Главное, чтобы дети искали образ.


Письмо – речка. В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день.

Рука – береза. Белые, гибкие руки берез… Березовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам.

Лампа – роза. Как роза, кокетлива лампа настольная.


2. Понятие тропа.

У ч и т е л ь. Мы с вами учились сравнивать, искать сходство в предметах.

а) Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.

Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

Запишем пример:

Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. (Ю. Казаков)


б) Но иногда сравнение бывает скрытым и называется метафорой.


Ель рукавом мне тропинку завесила. (С. Есенин)

Здесь уподобление ветки ели рукаву основано на сходстве формы.

У с т н о. Прослушайте поэтические строки. найдите метафору. Что общего в сравниваемых предметах? Деревья в зимнем серебре. (А.Пушкин): цвет и блеск серебра и деревьев под снежным покровом. Выткался на озере алый цвет зари. (С.Есенин): сходство функций, действия ткачихи, ткущей полотно и зари.

Следует различать метафору и сравнение. В каком из примеров метафора, а в каком – сравнение?

Нежное утро, весеннее, Утро голубем влетело в окно.

как молодой голубок. (Метафора)

(Это сравнение, оба

сравниваемых предмета

названы, есть союз как.)

в) Употребление фраз и выражений в переносном, образном смысле называется тропом. Какой прием выразительности, относящийся тоже к тропам и знакомый вам, есть в следующих строках?


Как шли бесконечные, злые дожди. (К.Симонов)

Всю ночь гремел железный гром. (Ю.Разумовский)

Тихая моя родина. Ивы, река, соловьи… (Н.Рубцов)

Это эпитеты, образные определения.

Итак, сравнения, метафоры, эпитеты – это выразительные краски нашей речи, тропы. Мы читаем художественные произведения, пишем сочинения и не всегда догадываемся, что каждый может стать художником слова.

3. П р а к т и к у м-анализ художественного текста-зарисовки Н.Сладкова «Октябрь».

Прочитайте предложения из текста диктанта (все по порядку), найдите тропы. Какой цели они служат?

1) Листья-ладошки и щечки (метафора, сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей; сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детей).

2) Листья как солнышки (сравнение), багряные, золотые (эпитеты).

3) Налились, отяжелели – и потекли (метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота) и т.д.

  • Понравился ли вам язык Сладкова? Чем? (Красочностью, образностью, свежестью, нестандартностью, мастерским владением биномом фантазии.)

Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

У ч и т е л ь. Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди нас много художников, чувствующих красоту слова.

Домашнее задание: придумать новые «биномы»: перец – костер, книга – запятая, борода – самовар; раскрыть смысл сравнения С.Есенина осень – рыжая кобыла.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!