УРОК № 3
УЧИМСЯ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
I. Интрига.
Приглашение к разговору.
Просмотрите конспект прошлого урока развития речи. Как мы его назвали. Какие ошибки речи обнаружили?.
напомним примерами:
а) у меня много делов, сегодня все ходят без польт, лягем спать поскорее – это ошибки, связанные с неправильным образованием форм слов;
[ч’то], [Андр’эйэвна], [т’эст], [Ад’эса] - это орфоэпические ошибки, т.е. нарушения правил произношения слов;
ну, значит, это самое, ну как его… забыл – использование в речи слов-пустышек, бедность языка;
осенью идет осенний дождик, автомобилисты гнались на гоночных автомобилях – это повторение однокоренных слов, называемое тавтологией.
Учитель читает текст для редактирования, который желательно ксерокопировать или написать на доске.
Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - сказала рябина. Калина сказала: «Ты горькая». – «Слаще меня нет», - говорит малина. «Сладка, да червива», - говорит калина. «Я самая душистая», - сказала черемуха…
Дети скажут, что в тексте все время повторяются два слова: сказала и говорит, а ведь в любом спое люди кричат, горячатся, возмущаются. Сказала не передает характера, настроения говорящего…
Придумаем вместе и запишем синонимы, передающие различные оттенки в речи говорящих.
Сказала – возмутилась, воскликнула, прошептала, промолвила, вскрикнула, вознегодовала. Теперь прочитаем отредактированный вариант сказки.
Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - промолвила рябина. Калина возразила: «Ты горькая». – «Слаще меня нет», - воскликнула малина. «Сладка, да червива», - съязвила калина. «Я самая душистая», - прошептала черемуха…
Как изменился наш отредактированный текст? (Он стал выразительнее, ярче.)
О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.
II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
1. Чтобы научиться выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «бином фантазии».
Бином, вспомним, обозначает «два». Если мы возьмем два маленьких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое, в речи появятся интересные выражения, метафоры…
На доске перед уроком были написаны пары существительных:
БИНОМЫ ФАНТАЗИИ
запах – солнце лампа – роза
письмо – речка окно – зеркало
рука – береза топор – мысль
(Последние два бинома из домашнего задания.)
Что может быть общего у солнца и запаха? Поэт Константин Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами: сначала он как бы говорит от лица бедно мыслящего человека, потом возражает ему от лица всех поэтов.
Запах солнца? Что за вздор?
Нет не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Все слилось в согласный хор,
Все сплелось в один узор!
У с т н а я р а б о т а. Попробуем «сплести в один узор» два существительных. Начнем с домашнего задания.
Окно – зеркало. В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари.
Топор – мысль. Мысль ученого остра, как топор. неудачная мысль, как топор в зазубринах.
Выслушаем по 3 -3 варианта. Главное, чтобы дети искали образ.
Письмо – речка. В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день.
Рука – береза. Белые, гибкие руки берез… Березовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам.
Лампа – роза. Как роза, кокетлива лампа настольная.
2. Понятие тропа.
У ч и т е л ь. Мы с вами учились сравнивать, искать сходство в предметах.
а) Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.
Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.
Запишем пример:
Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. (Ю. Казаков)
б) Но иногда сравнение бывает скрытым и называется метафорой.
Ель рукавом мне тропинку завесила. (С. Есенин)
Здесь уподобление ветки ели рукаву основано на сходстве формы.
У с т н о. Прослушайте поэтические строки. найдите метафору. Что общего в сравниваемых предметах? Деревья в зимнем серебре. (А.Пушкин): цвет и блеск серебра и деревьев под снежным покровом. Выткался на озере алый цвет зари. (С.Есенин): сходство функций, действия ткачихи, ткущей полотно и зари.
Следует различать метафору и сравнение. В каком из примеров метафора, а в каком – сравнение?
Нежное утро, весеннее, Утро голубем влетело в окно.
как молодой голубок. (Метафора)
(Это сравнение, оба
сравниваемых предмета
названы, есть союз как.)
в) Употребление фраз и выражений в переносном, образном смысле называется тропом. Какой прием выразительности, относящийся тоже к тропам и знакомый вам, есть в следующих строках?
Как шли бесконечные, злые дожди. (К.Симонов)
Всю ночь гремел железный гром. (Ю.Разумовский)
Тихая моя родина. Ивы, река, соловьи… (Н.Рубцов)
Это эпитеты, образные определения.
Итак, сравнения, метафоры, эпитеты – это выразительные краски нашей речи, тропы. Мы читаем художественные произведения, пишем сочинения и не всегда догадываемся, что каждый может стать художником слова.
3. П р а к т и к у м-анализ художественного текста-зарисовки Н.Сладкова «Октябрь».
Прочитайте предложения из текста диктанта (все по порядку), найдите тропы. Какой цели они служат?
1) Листья-ладошки и щечки (метафора, сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей; сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детей).
2) Листья как солнышки (сравнение), багряные, золотые (эпитеты).
3) Налились, отяжелели – и потекли (метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота) и т.д.
Понравился ли вам язык Сладкова? Чем? (Красочностью, образностью, свежестью, нестандартностью, мастерским владением биномом фантазии.)
Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.
У ч и т е л ь. Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди нас много художников, чувствующих красоту слова.
Домашнее задание: придумать новые «биномы»: перец – костер, книга – запятая, борода – самовар; раскрыть смысл сравнения С.Есенина осень – рыжая кобыла.