развивать и обогащать речь учащихся, интеллектуальные и коммуникативные навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость, развивать умение давать самооценку деятельности;
воспитывать любовь к слову, родному языку, нравственные качества (товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, ответственность, самоконтроль).
1. Предметные
2. Метапредметные
3. Личностные:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация учебной деятельности | Задачи: настроить учащихся на восприятие учебного материала. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Громко прозвенел звонок Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. (слайд 1). Презентация Девиз урока: “Знаешь – говори, не заешь - слушай” - Чему будет посвящен наш урок? “Собери слово” (слайд 2) В словах выделить только указанную морфему. Безрадостный – приставку(без-) Ошибка – корень (- ошиб-) Порядочный – суффикс (-очн-) Сладкая – окончание (-ая) - Такой должна быть наша устная и письменная речь. - Подберите синонимы к составленному вами слову. Что такое синонимы? | Задачи: настроиться на восприятие учебного материала.
Слушают учителя, проговаривают правила поведения на уроке
Проговаривают девиз урока
Отвечают на поставленный вопрос
Систематизируют изученный материал. Самостоятельная работа : составляют слово - безошибочная
Отвечают на вопрос, подбирают синонимы (грамотная, правильная…) | Личностные: позитивный настрой, самоопределение Коммуникативные: сотрудничество с учителем |
Проверка домашнего задания | Задачи: контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке Организует игру “Четвертый лишний”. Раздаточный материал – карточки. Приложение 2 Он, лес, на, большой И, от, дымок, не Веселый, карамель, звонкая, добрый Золотой, веселится, отдыхают, поют
- Какие части речи вам известны? - Как их можно сгруппировать? | Задачи: степень усвоения материала. Слушают учителя, во время самостоятельной работы находят четвертое лишнее: 1) на предлог, служебная часть речи; 2) дымок самостоятельная часть речи; 3) карамель – имя существительное; 4) золотой – имя прилагательное.
Отвечают на вопрос учителя (существительное, прилагательное…) Самостоятельные (существительное, прилагательное…) Служебные (предлог, союз, частица) | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: сотрудничество в коллективе, формулирование собственного мнения, координирование действий. Личностные: применение правила делового сотрудничества, выражение отношения к процессу познания |
Формулирование темы и цели урока | Задачи: формировать умение формулировать тему и цель урока. - Обратимся к строчкам одной известной сказки “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет …” - Из какой сказки эти строки? - Кто автор сказки? (слайд 3, 4) А.С.Пушкин – великий наш поэт. С детства мы любим и знаем его замечательные сказки, стихи. Читая Пушкины, мы учимся добру и красоте. - Обратите внимание на выделенные слова - К какой части речи они относятся? - Как вы это определили?
Мы не случайно обратились к этим словам. Это глаголы. - О чем пойдет речь на уроке? - Попытайтесь сформулировать тему нашего урока - Чему должны научиться на уроке? (слайд 5, 6) - Запишите тему урока в тетрадь | Задачи: учиться формулировать тему и цель урока “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкин Читают строки из сказки
Глагол Отвечают на вопрос “Что делает?”
Отвечают на вопрос
С помощью учителя формулируют тему “Глагол. Что обозначает глагол” Формулируют цель урока: Находить глагол в тексте, определять его роль в предложении Один ученик записывает тему урока на доске, остальные в тетради | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. Коммуникативные: сотрудничество с учителем, с коллективом |
Изучение нового материала
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Физкультминутка | Задачи: формировать умение находить глагол в тексте, определять, что обозначает, роль в предложении - Откройте учебник на стр.194 рубрика “Вспомните”. Работа по вопросам, отвечаем “по цепочке” - Упр.577(устно) совместно с учителем Чтение лингвистического текста (упр.578) - Что нового узнали? - Что обозначает глагол? - Для чего служит глагол? Можем ли мы обойтись без глагола? Какую роль в предложении выполняет глагол? - Скажите, что такое глагол? (Правило стр. 194) Глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления Задачи: смена деятельности учащихся (слайд 7) А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. - Назовите глаголы, которые встретились вам в тексте. Что они обозначают? | Задачи: научиться находить глаголы в тексте, определять, что обозначает, их роль в предложении
Открывают учебник, читают и отвечают на вопросы Выполняют упражнение
Читают текст, отвечают на вопросы учителя
- Оживляют речь, показывают окружающий мир в движении Отвечают на вопросы
Учащиеся читают правило
Выполняют упражнение
Называют глаголы, встретившиеся в тексте, отвечают на вопросы учителя | Предметные: определение глагола, его признаков и роли в предложении Познавательные: извлечение и воспроизведение информации, объяснение языкового явления, построение рассуждения. Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы, укрепление физического здоровья, снятие утомление. Коммуникативные: сотрудничество в коллективе, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения Личностные: принятие социальной роли обучающегося, понимание важности регулярных динамических занятий. . |
Закрепление изученного материала | Задачи: организовать работу по совершенствованию навыков нахождения глаголов в тексте, определения значения и роли в предложении - Перед вами строки из произведений, в которых пропущены глаголы. - Вставьте пропущенные слова, вспомните, откуда эти строки, кто автор (слайд 8, 9) Приложение 3 - Выпишите из предложенных текстов глагольные словосочетания - Какие словосочетания называют глагольными? - Вспомните, какие еще произведения великого поэта вы знаете? - Может кто-то прочитает наизусть какое-нибудь стихотворение? Спишите текст, у глаголов выделите окончания, подчеркните их как члены предложения. (Текст дан на карточках) Приложение 4 Проверка (слайд 10) Упражнение 579 (работа у доски) С одним из глаголов составьте предложение | Задачи: совершенствовать навыки нахождения глаголов в тексте, определение значения и роли в предложении
Работают с отрывками, отвечают на вопросы устно
Отвечают на вопрос, выписывают глагольные словосочетания
Вспоминают произведения А.С.Пушкина
Самостоятельная работа Самопроверка
Один из учащихся работает у доски, остальные в тетрадях | Предметные: определение и нахождение глаголов, определение морфологических признаков и синтаксической роли. Регулятивные: анализ собственной работы, оценивание уровня владения учебным материалом. Коммуникативные: сотрудничество в коллективе. Личностные: принятие социальной роли обучающегося |
Рефлексия Домашнее задание | Организует рефлексию - Вот и подходит к концу наш урок. Вспомните, какие цели мы ставили? - Что узнали нового, интересного? Кто назовёт изученное правило? - Работали вы хорошо, а сейчас оцените себя сами. (На столах листы со смайликами). Приложение 5 Учитель выставляет оценки. - Приклейте выбранные смайлики на лист ватмана, расположенный на доске. Домашнее задание (слайд 11) §71. Творческая работа – придумайте сказку на тему “Глагол” | Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу на уроке, свое настроение | Регулятивные: анализ собственной работы, оценивание уровня владения учебными действиями, корректирование своей деятельности Личностные: выражение отношения к процессу познания, оценивание собственной учебной деятельности |
Задание: вставьте слова, пропущенные в тексте.
… поздно вечерком.
Выпишите глагольные словосочетания.
Задание: спишите текст, глаголы подчеркните как члены предложения.