1. Организационный момент 1 мин. | Взаимные приветствия учителя и учащихся. Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку. Организация внимания. Оформление записи в тетради (дата, вид работы, тема урока). | Сообщение дежурных о готовности класса к уроку. Ученики делают записи в тетради. | Настроить детей на учебную деятельность, обеспечить удобство рабочего места. Данный этап играет очень серьезную воспитательную роль. Здесь формируется у учеников умение себя мобилизовать, сосредоточиться. |
2. Постановка учебной задачи. 2 мин. | Сегодня у нас урок обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить об однородных членах, постановке знаков препинания при однородных членах. А особенный, так как мы будем совмещать, слушая музыкально-шумовую историю. | | Вступительное слово учителя создает необходимый эмоциональный настрой. Ребята осознают значимость изучаемого материала, серьезность предстоящей работы. Использование стихотворения Асадова и музыкально-шумовых историй помогают решать следующие задачи: увлечь учеников своим предметом, научить их испытывать наслаждение от интеллектуальной и творческой деятельности, от общения друг с другом, а главное – любить родной язык, чувствовать красоту его звучания. |
3. Подготовка к активной умственной деятельности. 5 мин. | (музыкально-шумовая история) Что вы представили, когда слушали эту музыкально-шумовую историю? Запишите в своих тетрадях несколько связных предложений о том, что вы представили. Каждый из вас представил что-то свое, оригинальное. Мне тоже эта история навеяла некоторые ассоциации. Эта звуковая иллюстрация к стихотворению Эдуарда Асадова «Как загадочные гномики» (Учитель читает стихотворение с наложением данной музыкально-шумовой истории.) Как загадочные гномики, Чуть пробил полночный час, Сели сны на подоконники Вдоль всей улицы у нас. Сели чи..о и торжестве..о Щуря мудрые зрачки И раскланявшись приветственно Пр..подняли колпачки. Попищали, как комарики. И конец, пора за труд, По волшебному фонарику Из карманов достают. Прямо в душу направляется Луч, невидимый для глаз. Сновиденье начинается, То, какое назначается Человеку в этот час. У лучей оттенки разные Светлый темный золотой. Сны веселые и страшные Видят люди в час ночной. В переулок звезды грохнутся Звоном брызнувших монет. Дрогнет сердце, полночь кончится В окна кинется рассвет. Удирай же сон загадочный В реку в обл…ко в тр..ву. Ибо в мире самый радостный Самый песенный и сказочный – Сон пришедший наяву! | Учащиеся работают самостоятельно, далее озвучивают свои варианты. | Учитель развивает в детях способность осознавать свои чувства и представления, выражать это в устной и письменной форме. Одновременно происходит знакомство с лучшими произведениями русской поэзии ХХ века. |
4. Повторение и обобщение изученного 15мин. | Понравилось ли вам стихотворение? Можно ли считать музыкально-шумовую историю иллюстрацией к стихотворению? Выскажите свое мнение. Какие картины, прочитав это стихотворение, вы представили? Какие выразительные средства использует автор, чтобы нарисовать такие яркие, неповторимые картины? Почему автор олицетворяет сны, сравнивая их с загадочными гномиками, использует такое обилие средств. Многие художники, обращаясь к теме сна, создавали удивительные. Сказочные произведения. Любой сон – это сказка, нереальная фантастическая картина. | Да. Темная ночь, старички гномики с фонариками, разноцветные сны и т.д. Эпитеты (загадочные гномики, волшебные фонарики, сон загадочный) Сравнение (сны - гномики) Олицетворения (звезды грохнулись в переулок, сон удирает) Метафоры (в переулок звезды грохнутся звоном брызнувших монет). Ночь – время загадок, тайн сказок. Олицетворения придают волшебную атмосферу сновидений. | В процессе повторения изученного материала осуществляется межпредметная связь, используются технические средства обучения. |
| Обратите внимание на репродукции картин известного художника Сальвадора Дали, посвященных снам. Художник имеет возможность с помощью красок, причудливых образов передать загадочную атмосферу сна. Писатель же или поэт используют для этих же целей выразительные средства. Интересные предложения использует автор стихотворения. Понаблюдайте, какие типы предложений здесь встречаются. 1. По цели высказывания 2. По интонации 3. По количеству грамматических основ. Какие виды сложных предложений встречаются? 4. По характеру основы 5. По наличию второстепенных членов предложения 6. По условиям контекста и речевой ситуации – полные и неполные. Найдите устно примеры 7. Назовите все осложненные предложения, чем осложнены предложения в стихотворении? Какие из осложнений являются самыми распространенными? Однородные члены предложения – тема нашего сегодняшнего урока. Давайте вспомним, какие члены предложения являются однородными, проанализируем предложения из данного стихотворения (Выпишем эти предложения). 1. У лучей оттенки разные Светлый темный золотой. 2. Сели чи..о и торжестве..о Щуря мудрые зрачки. И раскланявшись приветственно Пр… подняли колпачки. 3. Сны веселые и страшные Видят люди в час ночной. 4. Удирай же сон загадочный В реку в обл…ако в тр..ву. 5. Ибо в мире самый радостный Самый песенный и сказочный – Сон пришедший наяву! 1. Вставьте и объясните орфограммы и пунктограммы в выписанных предложениях. 2. Найдите и подчеркните грамматические основы предложений, однородные члены. Подпишите вопросы, на которые отвечают однородные члены предложения, какими частями речи они выражены, к каким словам относятся. | повествовательные 1 побудительное Удирай же сон загадочный В реку, в облако, в траву. Невосклицательные и восклицательные. Простые и сложные Сложноподчиненные предложения, бессоюзные сложные предложения Двусоставные и односоставные; назывные неопределенно-личные, безличные предложения. Сны веселые и страшные Видят люди в час ночной. Попищали, как комарики. (неопределенно-личное) Сон, пришедший наяву! И конец. распространенные и нераспространенное И конец. (нераспространенное). Остальные распространенные. Неполные: И конец. Пора за труд. Остальные полные. Попищали, как комарики. (осложнено сравнительным оборотом) Сон, пришедший наяву! (причастным оборотом) Сели чинно и торжественно, Щуря мудрые зрачки (деепричастным оборотом) Удирай же сон загадочный В реку, в облако, в траву. (однородными обстоятельствами) Предложения, осложненные однородными членами предложения. Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. 1. У лучей оттенки разные: Светлый, темный, золотой. 2. Сели чинно и торжественно, щуря мудрые зрачки. И раскланявшись приветственно, Приподняли колпачки. 3. Сны веселые и страшные Видят люди в час ночной. 4. Удирай же сон загадочный, в реку, в облако, в траву. 5. Ибо в мире самый радостный, самый песенный и сказочный – Сон, пришедший наяву! | Вспомнив характеристику предложения, учащиеся лучше смогут понять значение изучаемых на уроке однородных членов. Учащиеся знакомятся с различной синтаксической ролью однородных членов и различными средствами их выражения. Усвоение предлагаемых знаний осуществляется а процессе практической работы. |
| Вывод. На основе наблюдений выводится определение; однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего (но не всегда) выражаются одной и той же частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов. Однородные члены предложения на письме могут разделяться запятой. Выведите правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения. (обращается внимание на предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Эта тема будет изучаться позже). Какой интонацией в речи выделяются однородные члены предложения? Подготовьте самостоятельно выразительное чтение стихотворения, соблюдая интонацию перечисления там, где это необходимо. | Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая. Также запятая ставится между однородными членами, если они соединены: 1. одиночными противительными союзами, 2. повторяющимися союзами, 3. двойными союзами. (интонацией перечисления) Выразительное чтение стихотворения. | |
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков (самостоятельная работа). 12 мин. | Эдуард Асадов пишет, что «в мире самый радостный, самый песенный и сказочный – Сон, пришедший наяву!». Давайте пофантазируем. Каким может быть этот сон, пришедший наяву? Что имеет ввиду поэт? Прослушайте музыкальную композицию, представьте, что за сон мог прийти наяву. В свои планах-картах ответьте на вопросы после прослушивания музыкальной композиции и запишите небольшой текст в 3-4 предложения на тему: «Сон, пришедший наяву». В своем тексте употребите однородные члены предложения, покажите, к какому слову они относятся и какими частями речи выражены. | | Учащимся предоставляется возможность осмыслить возникающие у них ассоциации. Все это увязывается с основной темой. Учащиеся совершенствуют навык самостоятельной работы с соответствующим материалом. |
Итоги урока 3 мин. | Посмотрите, какие неповторимые, разные получились истории, каждый человек воспринимает этот мир по-своему. Нет ни одного одинакового сна. Рассказывая сны, мы раскрашиваем их словесно, чтобы наш собеседник ярче представил то удивительное приключение, которое с нами произошло во сне, и используем для этого выразительные средства языка, разные типы предложений, конечно же, однородные члены предложения. Творческие работы сдайте. Отметки за урок получит каждый, после проверки работ. | | |