СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. "Образование деепричастий совершенного вида"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. "Образование деепричастий совершенного вида" (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. "Образование деепричастий совершенного вида"»

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
"Образование деепричастий совершенного вида"

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: ознакомление со способом образования деепричастий совершенного вида.

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий совершенного вида, знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные и регулятивные УУД);

  • формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные УУД);

  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения к книге через высказывания великих писателей, УНТ.

Оборудование: учебник по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской, презентация, раздаточный материл.

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой (слайд №1)


(Читаю притчу)

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять «ложку» и черпать ею знания из книги, учиться применять их на практике, чтобы жизнь наша стала радостнее.

- Отгадайте загадку!

Загадку эту отгадать совсем не сложно!

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;

Я по значению похоже на глагол.

- О какой части речи загадка? Что будем продолжать изучать?

Сегодня на уроке продолжим изучение темы «Деепричастие».

- Запишите число, классная работа (слайд №2).



2. Этап проверки домашнего задания.



Эпиграфом нашего урока станет высказывание К. Г. Паустовского (слайд №3): «Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».

- Как вы понимаете это высказывание? О чём говорит автор? (Человек, который много читает, получает полезную информацию из книг, новые знания, которые сможет применить на практике. Он узнаёт о мире, событиях, явлениях, предметах. Чтобы правильно понять содержание книги, вникнуть в смысл, запомнить, а всё полезное, по возможности, применить на практике, необходимо её читать медленно и вдумчиво, представить себя в гуще событий).

- Все, нами полученные знания, прямым образом связаны с книгой. Дома вам необходимо было медленно и вдумчиво прочитать параграфы, чтобы запомнить всё, что мы уже изучили о деепричастии. Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для их открытия.

Раздаю карточки на местах, вызываю к доске (на местах: сильный – Шайдарова, слабый – Петрова; у доски: сильный - Попова, слабый – Вырупаев)

- Для проверки ваших знаний вначале используем игру «Закончи фразу» при помощи данного текста.

- Найдите в тексте деепричастия, выпишите их.

- Какие вы выписали слова? (запоминая, обдумывая, представляя, делая). (слайд №4)

- Расскажите об этих деепричастиях по плану. Закончите фразы (слайд №5). – Кто желает попробовать? (вызываю учащегося, даю карточку с планом)

Деепричастие – это … неизменяемая форма глагола.

Деепричастия обозначают … незаконченные добавочные действия и поясняет… глагол-сказуемое (читать).

Деепричастия образуются от … основы неопределённой формы глаголов (запоминать, обдумывать, представлять, делать).

В деепричастиях совмещены признаки… глагола и наречия.

Деепричастия имеют глагольные признаки: … невозвратные, несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос… «что делая?»

Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса …

Деепричастия в предложении являются …обстоятельствами.

Карточка 1 (на месте) – сильный учащийся.

Расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложения. Укажите вид деепричастия. Выделите морфему.

Тяжелые волны шурша накатывались на песок.

Карточка 2 (на месте) – слабый учащийся.

Спишите пословицы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые; укажите деепричастия и деепричастные обороты. Укажите вид деепричастия.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) работая сыт (не) будешь.



Карточка №1 (у доски) – сильный учащийся.

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастный оборот. Укажите вид деепричастия.

Ветер играя листвой смешал молодые берёзки.



Карточка №2 (у доски) – средний учащийся.

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Расставьте знаки препинания. Определите вид деепричастия

Светились и отражались в реке звезды.

  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.


- Книги всегда чему-то учат! И не только… Может быть, кто-то замечал, что когда прочтёшь книгу и находишь в ней ответ на свои вопросы, нас волнующие, сразу становится легче, мы чувствуем себя более счастливыми и удачливыми людьми! И это действительно так!

– Прочтём следующее высказывание (слайд №6)


Читать книги – юность питать, старость увеселять, счастье украшать, в несчастье утешать, дома радовать, вне дома (не) мешать, на грубость не (не)годовать. Книга способна изменить жизнь, подарить тебе откровения мудрости (Марк Тулий Цицерон).

- Чувствовали вы когда-нибудь такое волнение при прочтении книги? Конечно. Но мы и сейчас испытываем такое волнение. С помощью учебного материала, мы находим ответы на волнующие нас вопросы.

- Образуйте деепричастия несовершенного вида от выделенных глаголов неопределённой формы, выделите морфемы, раскройте скобки. Сразу записывайте деепричастия (работа в парах).



(Пока дети пишут, собираю карточки, проверка учащихся у доски)



Читая, питая, увеселяя, украшая, утешая, радуя, не мешая, не негодуя, изменить - ?, подарить - ?

- Прокомментируйте вашу работу (читают 1 учащийся, 2 слова вызывают затруднения у детей).

- Какими правилами правописания «не» со словами вы пользовались? (правописание не- с деепричастиями)

- Сформулируйте вывод, какое действие обозначают деепричастия несовершённого вида и как образуются? («Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершённого вида путём прибавления суффиксов -а, -я, обозначают незаконченное добавочное действие, отвечают на вопрос – что делая?).

Выявление места и причины затруднения

- Обратимся к словам, которые вызвали затруднения? (изменить, подарить). Почему от этих слов не смогли образовать деепричастия несовершенного вида? (это глаголы совершенного вида, пока не знаем правила, как образуются деепричастия от глаголов совершённого вида).

- Какова цель вашей деятельности? (открыть новое знание, изучение правила о способе образования деепричастий совершенного вида, что они обозначают, развивать умения и навыки образовывать деепричастия сов.вида).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?! Сформулируйте (учащиеся формулируют тему)

- Итак, тема нашего урока – «Образование деепричастий совершенного вида» (учащиеся записывают тему урока) (слайд № 7)


4. Этап изучения новых знаний.


- По какому плану мы должны действовать? Мы ещё стали только учиться действовать по такому плану (установить закономерность, сделать вывод, создать эталон). (слайд № 8)

- Попробуйте сами установить закономерность по образцу: как определить вид деепричастия? (работа в парах). - Перед вами таблица по теме урока (работа по карточкам).

Деепричастие (таблица и вывод на слайде) (слайды 9,10)

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в, –вши, -ши, -а (-я)

глядят - глядя

выскочить – выскочив, выскочивши

кричат - крича

замахнутьсязамахнувшись

улыбаются - улыбаясь

испечьиспёкши


прочтут - прочтя





- Первую колонку мы заполнили с вами на прошлом уроке. Вторую колонку вы заполните самостоятельно аналогично первой, используя параграф учебника. В соответствии с вашими наблюдениями сформулируйте вывод в устной форме («Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глаголов совершённого вида путём прибавления суффиксов –в, -вши, -ши, от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -а, -я, обозначают законченное добавочное действие, отвечают на вопрос – что сделав?).

-Устали?! Проведём физкультминутку!

5. Физкультминутка (слайд № 11)



Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: «Поработать нужно!»



6. Этап первичной проверки понимания изученного (запись на доске)

– Однако на пути к познанию мы встречаемся с трудностями. И снова книга нас выручает! С мудростью народов разных стран приходят к нам знания об их традициях и нравах. А получаем мы их из книг. Сколько пословиц и поговорок включают такие слова, которые мы ещё не знаем, как писать, но учимся! Обратимся к записи на доске:



Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать (айзербаджанская пословица).



-Образуйте от выделенного глагола деепричастие совершённого вида. 

Увидеть – увидев, увидевши

- Какая гласная пишется в деепричастии?

– Почему в деепричастии пишется гласная Е?

- Сделайте вывод:

– От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед - ТЬ)

Групповая работа (слайд №12)

- Напомните правила работы в группах.



- Выполните аналогичное задание в группах. Запишем возможные деепричастия от следующих глаголов, выделим морфемы.

1 группа. Лучше увидеть лицо, чем услышать имя (китайс.) – услышав, услышавши 

2 группа. Если внутри пусто, снаружи не приклеить (башкирс.) – подклеив, поклеивши

3 группа. Понадеяться на бога – остаться голодным – понадеявшись

4 группа. Добротой можно все уладить (немец.) – уладев, уладивши

5 группа. Не шути с благородным, так как он сможет возненавидеть тебя (арабс.). – возненавидев, возненавидевши


7. Этап закрепления изученного (слайд №13)


- Для чего нам нужны книги? Какое они имеют значение для нас?


- Я хочу ответить цитатными вариантами:


«Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев» (Жорж Санд).


«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания…» (Александр Герцен).


«Правда, странно, что если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще? (Корнелия Функе).


«И наконец, школа должна научить не тому, что читать, а тому – как! Особенно – сегодня, когда 21 век предложил соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев (Александр Генис «Уроки чтения»)


-Мы сейчас вспомним, как правильно нужно относиться к книге, читать её!


Каждая группа в карточках имеет своё задание. Найдите предложения с деепричастиями. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.


1 группа - совершенного вида (слайд №14)

2 группа – несовершенного вида (слайд №15)


Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?


-Об этике и нормах морали мы тоже узнаём из книг. Некоторые из них!

3 группа (слайд №16)

Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы (на каждого по одной карточке.)

(Встречаться ) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.

4 группа (слайд №17)

Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы. Вставьте пропущенные буквы (на каждого по одной карточке.)

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.


8. Этап подведения итогов урока.

5 группа (слайд №18)

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершенного вида.


Вывод: («Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершённого вида путём прибавления суффиксов -а, -я, обозначают незаконченное добавочное действие, отвечают на вопрос – что делая?).

(«Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глаголов совершённого вида путём прибавления суффиксов –в, -вши, -ши, от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -а, -я, обозначают законченное добавочное действие, отвечают на вопрос – что сделав?).

9. Этап рефлексии. Хлопком в ладоши покажите своё согласие, если:

- Я усвоил материал (Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока. Было трудно… (для тех, кто не хлопнул)

- Я доволен своей работой на уроке. Я приобрел… Я научился… У меня получилось…

- Мне понравилось работать группе. Почему?

- Я могу себе поставить оценку…. Какую? Почему? (так как у меня получилось…я выполнял задания…)


- Сегодня на уроке мы открыли для себя новые знания при помощи книги.

(слайд №19) «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, 
но и до конца верный спутник». Эрнест Миллер Хемингуэй

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству» (М. Горький)
Любая книга — умный друг: 
Чуть утомит, она смолкает; 
Она безмолвно поучает, 
С ней назидателен досуг (Лопе да Вега)

 










Карточка №1 (на месте) – Шайдарова Алина.

Расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложения. Укажите вид деепричастия. Выделите морфему.

Тяжелые волны шурша накатывались на песок.




Карточка №2 (на месте) – Петрова Мария.

Спишите пословицы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые; укажите деепричастия и деепричастные обороты. Укажите вид деепричастия.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) работая сыт (не) будешь.





Карточка №1 (у доски) – Попова Мария.

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастный оборот. Укажите вид деепричастия.

Ветер играя листвой смешал молодые берёзки.





Карточка №2 (у доски) – Вырупаев Родион.

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Расставьте знаки препинания. Определите вид деепричастия

Светились и отражались в реке звезды.

















План ответа

Деепричастие – это …

Деепричастия обозначает … и поясняет…

Деепричастия образуются от …

В деепричастиях совмещены признаки…

Деепричастия имеют глагольные признаки: …

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос…

Деепричастия несовершенного вида образуются путём прибавления суффикса …

Деепричастия в предложении являются …



Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?


-а (я), -учи


глядят - глядя


кричат - крича


улыбаются - улыбаясь




Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?


-а (я), -учи


глядят - глядя


кричат - крича


улыбаются - улыбаясь




Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?


-а (я), -учи


глядят - глядя


кричат - крича


улыбаются - улыбаясь




Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?


-а (я), -учи


глядят - глядя


кричат - крича


улыбаются - улыбаясь




Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?


-а (я), -учи


глядят - глядя


кричат - крича


улыбаются - улыбаясь








  1. группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

  1. группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

  1. группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

  1. группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?



2 группа: Найдите предложения с деепричастиями несовершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

  1. группа: Найдите предложения с деепричастиями несовершённого вида. Выделите морфемы Сформулируйте ответ (устно).

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?



3 группа

Замените глаголы в скобках деепричастиями, запишите их в пропусках, укажите вид деепричастий, выделите морфемы

(Встречаться/ ) со взрослыми или (входить/ ) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться/ ) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять/ ) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.



3 группа

Замените глаголы в скобках деепричастиями, запишите их в пропусках, укажите вид деепричастий, выделите морфемы

(Встречаться/ ) со взрослыми или (входить/ ) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться/ ) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять/ ) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.


4 группа.

Замените глаголы в скобках деепричастиями, запишите их в пропусках, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.

(Подавать/ ) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться/ . ), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться/ ) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.


4 группа.

Замените глаголы в скобках деепричастиями, запишите их в пропусках, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.

(Подавать/ ) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться/ . ), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться/ ) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.


5 группа: Подведите итог. Подготовьте устные ответы. Сформулируйте вывод.

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершенного вида.


5 группа:

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершенного вида.




5 группа:

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершенного вида.




























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!