СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе "Сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет   создать условия для формирования понятия « сложное предложение», познакомит со структурой сложного предложения, с видами сложного предложения.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе "Сложное предложение"»

Тема урока: Сложное предложение.
Цель урока: создать условия для формирования понятие « сложное предложение», познакомить со структурой сложного предложения, с видами сложного предложения.
Задачи урока:
• Способствовать формированию умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи, работать с алгоритмом.
• Содействовать развитию логического мышления учащихся (выполнение операций анализа, синтеза, обобщения, классификации).
• Содействовать воспитанию культуры умственного труда, навыков учебного сотрудничества.

1. Орг.момент. Психологический настрой.
- Какое необходимо нам с вами настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее, рабочее настроение на весь урок. Да, и, пожалуй, на весь день.


2. Чистописание. (п/у на доске)
В учении нельзя останавливаться.
- Обратите внимание на высказывание Древних философов.
- Как вы понимаете данное изречение?
- Объясните написание подчёркнутых орфограмм.
((в) учении – существительное, среднего рода, П.п.; останавливаться – правописание ться, тся в глаголах)
- Запишите число, классная работа и чистописание в тетрадь.

3. Актуализация новых знаний.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? Синтаксис
- Что же изучает синтаксис? (Слово синтаксис - греческое. В переводе обозначает «составление», «построение», «строй». Синтаксис изучает - строй связной речи).
- Как вы думаете, если мы об этом заговорили, чему же мы посвятим наш урок? (Изучению понятия синтаксиса, узнаем, что ещё входит в это понятие, его роль в русском языке. Это и будет наша учебная задача на урок!

- На предыдущем уроке мы завершили изучение темы «Словосочетание». Какие типы словосочетаний вы знаете? ( согласование, управление, примыкание) Приведите примеры словосочетаний с разными типами связи. Словосочетание – это тоже единица синтаксиса.
А сегодня мы приступаем к изучению следующей синтаксической единице речи. Словосочетание строительный материал для чего? (Предложения) Предложение. Чем же отличается словосочетание от предложения? (Словосочетания – это слова с подчинительной связью, а предложение – это несколько слов выражающие законченную мысль)
- Вспомните, пожалуйста, что не является словосочетанием? (Грамматическая основа и сочинительная связь слов)
- Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
Предложение не может существовать:
Без второстепенных членов;
Без однородных членов;
Без грамматической основы.
- А может предложение состоять только из грамматической основы? (Да). Докажите.
- Предложение – это одна из единиц синтаксиса!
4. Объяснение нового материала. (п/у раздать на столы предложения каждому ребёнку)
Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, ..... мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ..... иней посеребрит траву.
- Прочитайте предложения.
- Что не так в записи предложений? (Не хватает союзов)
- Вставьте необходимые союзы. Прочитайте предложения.
- Сколько грамматических основ в каждом предложении? (В первом- 1, во втором и третьем – 2)
-Но ведь грамматическая основа это уже предложение? Значит ли это, что 2 и 3 предложения состоят из 2 – х предложений? (Да)
- Как можно назвать предложение, состоящее из нескольких частей? (Сложное)
- Сформулируйте тему урока? (Сложное предложение)
- Попробуйте сами дать определение сложному предложению. (Предложение называется сложным, если оно состоит из двух или более частей)
- Давайте проверим по учебнику с 141, рубрика «Тайны языка». - Что ещё вы заметили в сложных предложениях? Обязательно есть запятая.
ЗАПОМНИТЕ: Между частями сложного предложения, между двух основ всегда ставиться запятая. Также, части сложного предложения могут соединяться союзами, но при этом запятая сохраняется (обратиться к примерам, которые у детей на листочках).

5. Работа по новой теме в учебнике.

- Давайте потренируемся находить в тексте сложные предложения. О чём нужно пом-нить для того, чтобы не ошибиться.

  • Предложение должно состоять из нескольких частей.

  • В каждой части есть грамматическая основа.

Выполнение упражнения № 2, с. 142 (записать первый абзац, подчеркнуть грамматические основы)

Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.

6. Физическая минутка для глаз. (цветотерапия + запись музыки из кинофильма «Доживём до понедельника»)


Рассмотрите предложения на с.142 в рубрике «Давай подумаем». Прочитайте задание.

Труд человека кормит, а лень портит. Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно. Я заметил, что мои спутники устали. Мы не знали, когда придут друзья.

Попробуйте задать вопрос от одной части предложения к другой. Всегда ли это возможно? В одних сложных предложениях можно задать вопрос от одной части предложения к другой, а в некоторых – нельзя.

Какой можно сделать вывод? Вывод: задать вопрос от одной части предложения к другой получается не всегда.

- То есть сложные предложения бывают разные.
- Как называются такие предложения, узнаем, прочитав правило в учебнике с 143 «Тайны языка».
- Какие же действия нужно вспомнить, чтобы отличить СС от СП ? ( Найти основы, задать ? Если вопрос задать можно – это СП, если нельзя – это СС)
- Алгоритм с 143 (кому сложен материал)
- с 144 упр 4 (работа в парах) Проверка!

Прорастёт семечко, и выглянет маленький росток. (Сложносочинённое)

Дождь совсем прошёл, когда мы добрались до озера. (Сложноподчинённое)

Мальчик не вошёл в комнату, а остановился на пороге. (Простое с однородными ска-зуемыми).

Мы с грустью смотрели, как ветер хозяйничал в опустевшем саду. (Сложноподчинённое)


- Ребята, СП и СС можно обозначать с помощью схем с 129 «Тайны языка» (разобрать виды схем, показ на доске учителем)
7. Творческая работа. (дети объединяются в группы по рядам; на карточках схемы; раздать перед выполнением задания)
- Составьте предложения к данным схемам:
1 ряд [ ], (который)
2 ряд [ ], но [ ]
3 ряд (чтобы), [ ]
- Вопрос на засыпку: Чем отличается простое предложение с однородными членами, от сложного предложения? ( В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и более)
8. Итог урока.
- Какое предложение называется сложным? (Предложения, у которых две и более грамматические основы называются сложными)
- На какие 2 группы делятся сложные предложения? (СС, СП)
9. Рефлексия.
- Какую ставили учебную задачу? (Узнать, что входит в понятие синтаксис)
- Удалось решить? (Да, это словосочетания и предложения)
- Что помогало найти ответы на вопросы? (Учебник, учитель, друзья)
- Нужна ли нам эта тема в дальнейшем? Где будем применять? (При разборе предложений, составлении схем)
10. Домашнее задание.
- Найти и записать 3 пословицы в виде сложного предложения, выделить в них грамматическую основу.

или упр 3. С.144 – 145.



























Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.

Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!