1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | | Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем уроке! Надеюсь, что он пройдет плодотворно для нас с вами. Перед вами на партах–маршрутные листы, сегодня всю работу вы будете выполнять в них. Подпишите, пожалуйста, их. Внимание на экран. Демонстрирует видеоролик «Отрывок из мультфильма «Бременские музыканты». Сегодня мы с вами проведём урок с элементами игры. Я предлагаю вам решить анаграмму. Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах. Обращает внимание учеников на слайд: - Посмотрите на слайд. Угадайте слово! Расставьте буквы на свои места, и вы сможете узнать ключевое слово нашего урока. Т И Н А Е П И - Правильно! Это слово ПИТАНИЕ и оно будет звучать на нашей уроке. Учитель читает: Чтоб здоровым оставаться Нужно правильно питаться! В пище овощи и фрукты- Очень важные продукты! Белок животный очень нужен: Мясо-в обед и рыбу-в ужин! Молоко,кефир,творог- И хворь не вступит на порог! Супчик кушайте в обед, А в чипсах с колой пользы нет! (на слайдах фотографии ПОЛЕЗНЫХ ПРОДУКТОВ) | Ученики рассаживаются по группам. Групп три. Просматривают видеоролик. Составляют слово, называют ответ ПИТАНИЕ Слушают стихотворение | Познавательные: Находить информация, анализировать ее, устанавливать причинно-следственные связи. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | | - Ребята, давайте узнаем, что означает слово «Питание»! У каждой группы на столе находится словарь. Найдите определение. В руках учителя словарь заимствованных слов, говорит: - А в словаре заимствованных ПИТАНИЕ — ПИТАНИЕ, совокупность процессов, в результате которых растения и животные поглощают и усваивают пищу. Наука о питании включает в себя установление видов продуктов и количества питательных веществ, необходимых для роста и поддержания здоровья. (Учитель демонстрирует видеоролик) Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма. Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться. Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи. Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности. Давайте сформулируем тему нашего урока. Молодцы! Тема нашего урока «Основы рационального питания». Изучение «Основ рационального питания» входит в раздел технологии «Технологии обработки пищевых продуктов», в котором изучается общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Сегодня вы работаете в рабочих листах. Запишите тему нашего урока. На уроке вы узнаете, что такое рациональное питание, режим питания, белки, жиры, витамины, миниральные соли, пирамида питания. | На столе словари. Ученики ищут ответ на вопрос. Называют словарь, читают варианты ответов: Первая группа: в Большой Медицинской Энциклопедии Питание — сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма. Вторая группа: Энциклопедический словарь Питание -поступление в организм растений, животных и человека и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания, как составной части обмена веществ, осуществляется связь организма со средой. Третья группа: ПИТА́НИЕ, совокупность процессов, включающих поступление в организм пищи, переваривание пищевых веществ, их всасывание и усвоение; составная часть обмена веществ. Благодаря П. организмы получают разл. химич. соединения, которые используются для роста, жизнедеятельности и воспроизводства. Слушаю учителя. Анализирую услышанную информацию. Предлагают варианты темы. Оформляют записи в рабочих листах. | |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | | Теперь давайте узнаем, какие вещества содержатся в продуктах? (Учитель демонстрирует видеоролик) Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности. Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ. Белки – незаменимая часть рациона питания человека, потому что каждая клетка организма состоит главным образом из белков. Белки бывают животного происхождения, большое количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и растительного происхождения источниками которых являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты. Белки необходимы для роста и восстановления тканей, обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям, благодаря им сокращаются наши мышцы. Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения. Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях. Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления. Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения. Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи. Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие. Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи. Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание. Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий. Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %. Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов. Ребята, работаем в маршрутных листах. Ваша задача: внимательно прочитать статью учебника стр. 85,написать определения которые раскрывают понятия БЕЛКИ,ЖИРЫ,УГЛЕВОДЫ, и подписать пищевые продукты, которые относятся к этим веществам. | Слушают, записываю определения. Смотрят текст учебника . Фиксируют задание. | Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого. Регулятивные: самостоятельно планируют и осуществляют свою деятельность, работают в группах, используя технологические карты Познавательные: Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников. |
5 | Первичная проверка понимания изученного | | Организует первичную проверку. Учитель дает задание составить определение: Что же такое рациональное питание? Обратите внимание на слайд Вам дано определение, но в нём пропущены главные слова из представленных ниже. Нужно вставить ключевые слова. Прочитайте определение. У вас в маршрутных листах задание под номером 5 написать какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей. - Выполните самопроверку самостоятельной работы по эталону. Слайд с правильными ответами. - Поднимите руку те, у кого совпало 6 ответов (поднимают все) Молодцы! | Ученики составляют определение. | Регулятивные: Определяют цель и проблему деятельности Коммуникативные: постановка вопросов; излагать и корректировать свое мнение Познавательные: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
6 | Закрепление новых знаний и способов действий | | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, используя маршрутные листы. Человек употребляет в пищу различные пищевые продукты, содержащие питательные вещества растительного и животного происхождения. Обратите внимания на слайд Вашему вниманию представлены продукты питания, необходимо распределить по группам продукты животного происхождения, а также растительного. - Выполните самопроверку самостоятельной работы по эталону. Слайд с правильными ответами. - Поднимите руку те, у кого совпало 10 ответов (поднимают все) Молодцы! | Выполняют задания, используя тетради и знания, полученные на уроке. | Познавательные: Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников. |
7 | Применение знаний и способов действий | | Учитель предлагает поверить знания, полученные на уроке. - Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их. И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения. Выдает карточку с заданиями: - Ребята, вам необходимо, распределить продукты в пирамиду питания. Учитывая, что в основании пирамиды должны быть продукты которые должен употреблять человек в большом количестве , а к вершине те продукты ,которые мы должны употреблять в меньшем количестве. Внимание на слайд(на слайде правильная пищевая пирамида) - У кого сколько совпадений? (Ответы учащихся) - Скажите, пожалуйста, на какой уровень вы поставили сладости? (Ответы учащихся) А на каком уровне они находятся в учебнике? (Ответы учащихся) Как вы думаете почему? (Ответы учащихся) Теперь вы знаете, как выглядит правильно пирамида питания. | Слушают учителя. Работаю в группах. | |
8 | Обобщение и систематизация | | Учитель читает отрывок из стихотворения «Если хочешь быть здоровым, Не хандрить и не болеть, Все проблемы в этой жизни, Можно с честью одолеть! Вкусной, правильной едой, Что энергию несет. Она дарит мне здоровье, Силу, бодрость придает! Так давайте впредь ребята, С такой пищей дружить, И тогда проблемы в жизни, будет проще пережить! Метод черный ящик -Предлагаю вам определить продукты к какого они происхождения и какие вещества содержат. предметам, которые находятся в ящике: - молоко (животн, жиры,белки); - яйца (животн,белки); - рыба(животн, жир,белок); - капуста (раст,белок); - помидоры (раст,белок); | Слушают учителя. | Познавательные: Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций Коммуникативные: Излагать свое мнения, аргументируя его. Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников. |
10 | Рефлексия деятельности (итог урока) | 2 | Спасибо, ребята! Я вижу, что тема нашего урока вами усвоена, цели достигнуты. Я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся в жизни! Отметки за урок будут выставлены после проверки рабочих листов. Рефлексия (используются карточки 3-х цветов). - Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи? Для ответа воспользуйтесь одной из карточек. Желтая – разочарование Красная – удовольствие Синяя – чувство неопределенности | Подводят итог. Проводят рефлексию, определят уровень освоения материала, изученного на уроке, экспериментальным способом. | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование, осознавать свои эмоции и оценивать деятельность, выбирать, как поступить и отвечать за свой вывод. Коммуникативные: Излагать свое мнения, аргументируя его. |