СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технологии 5 класс "Основы рационального питания"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расскрывает тему правильного питания.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии 5 класс "Основы рационального питания"»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема: «Основы рационального питания»

Учитель: Рупатко Анастасия Валерьевна

образовательная – ознакомить учащихся с основными правилами питания, познакомить учащихся с понятием «рациональное питание», основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания.
развивающая – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
воспитательная – воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты

Предметные:

В сфере познавательной деятельности:

- владение методами творческой деятельности.

В сфере созидательной деятельности:

- планирование технологического процесса и процесса труда.

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объектов труда.

В сфере мотивационной деятельности:

- готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

- формирование ответственного отношения к качеству процесса и результатом труда.

В сфере эстетической деятельности:

- развитие умения сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности.

В сфере коммуникативной деятельности:

- демонстрация умения выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации;

- формирование навыков участия в рабочей группе с учетом общности интересов;

- развитие способности к коллективному решению творческих задач;

- развитие умения публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии.

Метапредметные:

- проявлять готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

-определять цели обучения, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

-оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-выдвигать версии решения проблемы, предвосхищать конечный результат;

-анализировать информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой информации в символы и схемы.

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- умение планировать образовательную и профессиональную карьеры.

Критерии достижения цели урока

Обучающиеся:

- знают понятие «рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида»

- знают значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека;

- понимают роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ;

- умеют составлять пищевую пирамиду;

- проводят изучение особенностей рационального питания.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: проблемное обучение; технология коллективной мыслительной деятельности; ИКТ.

Оборудование урока:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint;

- рабочие листы;

- дидактический материал для обучающихся;

- карточки с заданиями для групповой работы.



































СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности



Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем уроке! Надеюсь, что он пройдет плодотворно для нас с вами.

Перед вами на партах–маршрутные листы, сегодня всю работу вы будете выполнять в них. Подпишите, пожалуйста, их.

Внимание на экран.


Демонстрирует видеоролик «Отрывок из мультфильма «Бременские музыканты».

Сегодня мы с вами проведём урок с элементами игры. Я предлагаю вам решить анаграмму.

Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Обращает внимание учеников на слайд:

- Посмотрите на слайд. Угадайте слово!

Расставьте буквы на свои места, и вы сможете узнать ключевое слово нашего урока. 



Т И Н А Е П И


- Правильно! Это слово ПИТАНИЕ и оно будет звучать на нашей уроке.



Учитель читает:

Чтоб здоровым оставаться
Нужно правильно питаться!
В пище овощи и фрукты-
Очень важные продукты!
Белок животный очень нужен:
Мясо-в обед и рыбу-в ужин!
Молоко,кефир,творог-
И хворь не вступит на порог!
Супчик кушайте в обед,
А в чипсах с колой пользы нет!

(на слайдах фотографии

ПОЛЕЗНЫХ ПРОДУКТОВ)

Ученики рассаживаются по группам.

Групп три.

Просматривают видеоролик.


Составляют слово, называют ответ

ПИТАНИЕ































Слушают стихотворение

Познавательные:

Находить информация, анализировать ее, устанавливать причинно-следственные связи.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


- Ребята, давайте узнаем, что означает слово «Питание»!





У каждой группы на столе находится словарь. Найдите определение.











































В руках учителя словарь заимствованных слов, говорит:

- А в словаре заимствованных

ПИТАНИЕ — ПИТАНИЕ, совокупность процессов, в результате которых растения и животные поглощают и усваивают пищу. Наука о питании включает в себя установление видов продуктов и количества питательных веществ, необходимых для роста и поддержания здоровья.

(Учитель демонстрирует видеоролик)
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма.

Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться.

Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.

Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.





Давайте сформулируем тему нашего урока.

Молодцы! Тема нашего урока «Основы рационального питания».

Изучение «Основ рационального питания» входит в раздел технологии «Технологии обработки пищевых продуктов», в котором изучается общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи.



Сегодня вы работаете в рабочих листах. Запишите тему нашего урока.



На уроке вы узнаете, что такое рациональное питание, режим питания, белки, жиры, витамины, миниральные соли, пирамида питания.

На столе словари.

Ученики ищут ответ на вопрос.

Называют словарь, читают варианты ответов:

Первая группа: в Большой Медицинской Энциклопедии

Питание — сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма.

Вторая группа: Энциклопедический словарь

Питание -поступление в организм растений, животных и человека и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания, как составной части обмена веществ, осуществляется связь организма со средой.

Третья группа: ПИТА́НИЕ, со­во­куп­ность про­цес­сов, вклю­чаю­щих по­сту­п­ле­ние в ор­га­низм пи­щи, пе­ре­ва­ри­ва­ние пи­ще­вых ве­ществ, их вса­сы­ва­ние и ус­вое­ние; со­став­ная часть об­ме­на ве­ществ. Бла­го­да­ря П. ор­га­низ­мы по­лу­ча­ют разл. хи­мич. со­еди­не­ния, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для рос­та, жиз­не­дея­тель­но­сти и вос­про­из­вод­ст­ва.




Слушаю учителя. Анализирую услышанную информацию.












































Предлагают варианты темы.



















Оформляют записи в рабочих листах.









3

Постановка учебной задачи


Полноценное, правильное питание - важнейший элемент здорового образа жизни. Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом зависит от приёма пищи, которая должна содержать все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества.

Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.

Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществ


Слушают учителя.


4

Усвоение новых знаний и способов действий


Теперь давайте узнаем, какие вещества содержатся в продуктах?

(Учитель демонстрирует видеоролик)

Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.

Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ.

Белки – незаменимая часть рациона питания человека, потому что каждая клетка организма состоит главным образом из белков. Белки бывают животного происхождения, большое количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и растительного происхождения источниками которых являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты. Белки необходимы для роста и восстановления тканей, обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям, благодаря им сокращаются наши мышцы.

Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения.

Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях.

Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления.

Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.

Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи.

Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие.

Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи.

Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание.

Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий.

Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %.

Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов.



Ребята, работаем в маршрутных листах.



Ваша задача: внимательно прочитать статью учебника стр. 85,написать определения которые раскрывают понятия БЕЛКИ,ЖИРЫ,УГЛЕВОДЫ, и подписать пищевые продукты, которые относятся к этим веществам.






Слушают, записываю определения.






































Смотрят текст учебника .

Фиксируют задание.















































Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого.

Регулятивные: самостоятельно планируют и осуществляют свою деятельность, работают

в группах, используя технологические карты

Познавательные:

Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций

Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников.

ФИЗМИНУТКА

Учитель показывает и говорит:

Если хочешь стать маляром – делай так                (красят кистью)
Если будешь ты водитель – делай  так                  (вращают руль)
Если будешь ты сапожник – делай  так                (топают ногами)
Если будешь ты столяр – делай  так                     (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так               (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.

Ученики показывают движения



5

Первичная проверка понимания изученного


Организует первичную проверку.

Учитель дает задание составить определение:

Что же такое рациональное питание?

Обратите внимание на слайд

Вам дано определение, но в нём пропущены главные слова из представленных ниже.

Нужно вставить ключевые слова.


Прочитайте определение.



У вас в маршрутных листах задание под номером 5 написать какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей.


- Выполните самопроверку самостоятельной работы по эталону.


Слайд с правильными ответами.


- Поднимите руку те, у кого совпало 6 ответов (поднимают все)

Молодцы!







Ученики составляют определение.


Регулятивные:

Определяют цель и проблему деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов; излагать и корректировать свое мнение

Познавательные: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

6

Закрепление новых знаний и способов действий


Учитель организует деятельность по применению новых знаний, используя маршрутные листы.

Человек употребляет в пищу различные пищевые продукты, содержащие питательные вещества растительного и животного происхождения.


Обратите внимания на слайд


Вашему вниманию представлены продукты питания, необходимо распределить по группам продукты животного происхождения, а также растительного.



- Выполните самопроверку самостоятельной работы по эталону.

Слайд с правильными ответами.

- Поднимите руку те, у кого совпало 10 ответов (поднимают все)

Молодцы!

Выполняют задания, используя тетради и знания, полученные на уроке.









Познавательные:

Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций


Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников.

7

Применение знаний и способов действий


Учитель предлагает поверить знания, полученные на уроке.

- Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их.

И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения.

Выдает карточку с заданиями:

- Ребята, вам необходимо, распределить продукты в пирамиду питания. Учитывая, что в основании пирамиды должны быть продукты которые должен употреблять человек в большом количестве , а к вершине те продукты ,которые мы должны употреблять в меньшем количестве.

Внимание на слайд(на слайде правильная пищевая пирамида)

- У кого сколько совпадений?

(Ответы учащихся)

- Скажите, пожалуйста, на какой уровень вы поставили сладости? (Ответы учащихся)

  • А на каком уровне они находятся в учебнике? (Ответы учащихся)

  • Как вы думаете почему? (Ответы учащихся)

Теперь вы знаете, как выглядит правильно пирамида питания.


Слушают учителя.


Работаю в группах.






















8

Обобщение и систематизация


Учитель читает отрывок из стихотворения

«Если хочешь быть здоровым,
Не хандрить и не болеть,
Все проблемы в этой жизни,
Можно с честью одолеть!
Вкусной, правильной едой,
Что энергию несет.
Она дарит мне здоровье,
Силу, бодрость придает!
Так давайте впредь ребята,
С такой пищей дружить,
И тогда проблемы в жизни,
будет проще пережить!
Метод черный ящик

-Предлагаю вам определить продукты к какого они происхождения и какие вещества содержат. предметам, которые находятся в ящике:

- молоко (животн, жиры,белки);

- яйца (животн,белки);

- рыба(животн, жир,белок);

- капуста (раст,белок);

- помидоры (раст,белок);




Слушают учителя.






























Познавательные:

Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций

Коммуникативные:

Излагать свое мнения, аргументируя его.

Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников.


9

Подведение итогов занятия

2

- Что такое питание?

- Что значит рациональное питание? - Для чего необходимы питательные вещества?

-Как влияет на организм недостаточная и избыточная калорийность пищи?

- Для чего необходимо знать о пирамиде питания?

Слушаю учителя. Отвечают на вопросы.


10

Рефлексия деятельности

(итог урока)

2

Спасибо, ребята! Я вижу, что тема нашего урока вами усвоена, цели достигнуты. Я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся в жизни!

Отметки за урок будут выставлены после проверки рабочих листов.



Рефлексия (используются карточки 3-х цветов).

- Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи?

Для ответа воспользуйтесь одной из карточек.

Желтая – разочарование

Красная – удовольствие

Синяя – чувство неопределенности

Подводят итог.




Проводят рефлексию, определят уровень освоения материала, изученного на уроке, экспериментальным способом.





Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование, осознавать свои эмоции и оценивать деятельность, выбирать, как поступить и отвечать за свой вывод.

Коммуникативные:

Излагать свое мнения, аргументируя его.

11

Домашнее задание

1

Для всех.

Ответить на вопросы в учебнике № 1,2,3 стр.85 .

Аукцион домашнего задания:

Приготовить сообщение (реферат, презентацию в программе Powerpoint)об истории открытия витаминов.

Выполните рисунок «Мы за ЗОЖ».

Запишите себе в дневник то, что вы выбрали из списка.

Фиксируют задание.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!