Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) |
I. Организационный момент Цель : психологически настроить учащихся на учебную деятельность | 2 |
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручка, карандаши. Итак, начнем сегодняшний урок. Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще неопознанного вокруг. Интерес к учебе, возникает тогда, когда человек трудиться сам, т.е. происходит: И - индивидуальная Н - напряженная Т - творческая Е - ежедневная Р - работа Е - естественно С – с юмором.
| Приветствие учителя; проверяют готовность к уроку. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | |
II. Целеполагание и мотивация Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий | 10 |
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям готовы. Нас ждет интересная работа.
Из словаря В.Даля: Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье. Египетская работа - тяжкая и долгая. Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье. Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок. Работа мастера боится Есть работа, есть и хлеб»
А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры? Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека. | Ученики отвечают на вопрос учителя Ученики высказывают свое мнение. В обыденной жизни под словом «работа» мы называем различные действия человека или устройства. Например, мы говорим: работает врач работает продавец работает пылесос работает компьютер работает грузчик работает холодильник, работает «магазин» | Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). | |
А какую работу изучают с точки зрения физики? Под действием каких сил движутся тела? Просмотр анимаций. | Ученики отвечают Поезд движется под действием силы тяги Санки движутся под действием силы мускул При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету Подъёмная сила действует на воздушный шар Во всех этих примерах совершается механическая работа.
| Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К). | |
Постановка цели урока | |
Учитель создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки цели: -. Как объяснить почему совершается механическая работа? Объясните ваши ответы. - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? | Ученики отвечают на вопрос учителя: В физике термин «работа» связан с действием силы и полученным в процессе этого действия перемещением тела. Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока Тема урока «Механическая работа. Единицы работы» Цель: научиться объяснять совершается работа или нет, найти формулу для расчета работы, узнать единицы работы | Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). | |
III. Проблемное объяснение «нового» знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления | 15 |
Учитель организует проведение эксперимента и обсуждение результатов Опыт 1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.
Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируем значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличиваем опыт повторяем. Наблюдаем за показанием динамометра. | Ученики наблюдают эксперимент , проводят собственные опыты, выдвигают гипотезы, проводят их обсуждение, формулируют выводы, проводят коррекцию Вывод1: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. Вывод2: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. | Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения (Л) Умение обобщать, формулировать вывод(П) | |
Учитель вводит физическую величину – «работа»
Механическая работа. Единицы работы (N 205932) Фрагменты 3-6,8 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf | Ученики: записывают определение механической работы, формулу для расчета работы, Выражают с помощью волшебного треугольника величины, записывают единицы работы
Просматривают мультимедийный урок
|
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (Л)Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов (Р) Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; (К) | |
Чтобы определить условия, необходимые для совершения работы проанализируйте ситуации, изображенные на рисунках Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками Учитель предлагает посмотреть фрагменты (7-8) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf, Иллюстрация Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf Учитель предлагает проверить свои знания, ответив на вопросы самоконтроля | Ученики работают в группе с карточками Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы. Фиксируют в тетрадь выводы каждой группы. Вывод 1. Работа совершается только тогда, когда тело, на которое действует сила, перемещается Вывод 2. Сила действует, а тело не перемещается. В этом случае работа равна нулю Вывод 3. Космонавт в открытом космосе отталкивает от себя предмет и предмет удаляется от него, хотя предмет и перемещается, но работу космонавт после толчка не совершает, так как сила, с которой он действует на предмет, равна нулю. Предмет движется по инерции. Работа при этом не совершается Просматривают, анализируют, высказывают свое мнение, фиксируют в тетрадь выводы Составляют опорный конспект
Отвечают на вопросы самоконтроля, проверяют | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К). Рефлексия способов и условий действия (П). Общеучебные (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). Умение выражать мысли (К).
Оценивание усваиваемого содержания (Л). | |
Физкультминутка Супер физкультминутка.exe | 2 |
Учитель дает команды на активизацию мышц рук, головы, глаз. | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | Умение слушать и слышать (К). Саморегуляция (Р). | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции. | 10 |
Задача Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 12 м? Тест, Интерактивное задание Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html | Самостоятельно решают задачу, повторяя, систематизируя изученный материал. Записывают в тетрадь Самопроверка знаний | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).
Оценивание усваиваемого содержания (Л). | |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащихсяся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 6 |
- Какую тему мы изучили на уроке? - Какие два условия необходимы для совершения механической работы? - От каких величин зависит совершенная работа? - Что принимают за единицу работы? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока: удивлён, безразличен, радостно восхищён, встревожен, раздражён, спокоен. Домашнее задание. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: § 53, упражнение 28 с.131 Выполнить задание17 с. 132 письменно в тетрадь Составить и решить задачу на нахождение работы
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке. | Учащиеся дают ответы на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. - Механическая работа совершается в случае, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы - Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. - За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути, равном 1м. Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К). | |