5 класс.
Тема урока: Многообразие водорослей
Учебник : Пасечник В.В. Биология. 5-6 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление со строением, многообразием и значением многоклеточных водорослей.
Задачи:
* многократное повторение изученного и изучаемого материала в форме упражнений на развитие слуховой памяти, биологического диктанта, упражнение на внимание
* развитие ассоциативного мышления в виде метода погружения.
* Отработка основных ЗУН (умение работать с текстом, сравнивать, описывать предмет, работать с видеоматериалом, обобщать, делать выводы).
* Отработка основных понятий темы (многоклеточность, хроматофор, слоевище, ризоиды, таллом)
* Разобрать значение водорослей в природе и жизни человека.
I. Повторение. Упражнение на слуховую память.
(Используется как орг. момент для концентрации внимания и повторения понятий прошлого урока, развития общей эрудиции).
Учитель читает текст один раз. При этом обговаривается, что разговаривать и отвлекаться во время чтения нельзя.
Водоросли это низшие растения, обитающие преимущественно в воде, а также на сырой почве, камнях и стволах деревьев. Живут они и в воздушном океане, например, зеленую водоросль хлореллу можно найти и в каплях дождя. Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, а представляет собой слоевище или таллом. Общим свойством водорослей является наличие у них хлорофилла, расположенного в хроматофоре.
Дальше предлагается прослушать текст еще раз, только на этот раз он будет прочитан неправильно. Ученики, слушая текст, в тетрадях под цифрами отмечают плюсом или минусом правильность предложений.
1.Водоросли это высшие растения, обитающие только в воде. 1 – (нет)
2.Живут они в воздушном океане, например, зеленую водоросль хламидомонаду можно найти в каплях дождя. 2. - (нет)
3.Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, а представляет собой слоевище или таллом. 3 + (да).
4.Общим свойством водорослей является наличие у них хлорофилла, расположенного в хроматофоре. 4 + (да).
Проверяем задание, ответы написаны на доске. Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок. Поставьте себе плюс на полях. Если ребенок систематически выполняет такие задания плохо, то необходима консультация с психологом, родителями и, соответственно, систематические тренинги на слуховую память.
II Строение многоклеточных водорослей.
Учащимся предлагается составить рассказ о строении водорослей.
Материал учебника стр. 54-56
Текст:
Для многоклеточных водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие настоящих тканей и органов – стеблей, листьев и корней. Тело водоросли называется________________________. У многоклеточных водорослей тело состоит из нескольких клеток. Полость каждой клетки заполнена _________________. В центре находится ___________. Есть органоид, содержащий пигмент, который называется- ______________________. Часто клетки снаружи покрыты ____________. К грунту водоросли прикрепляются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются __________________.
Зачитать полученный текст( для сильного ученика- ответ у доски)
III. Отметить на рисунке части строения многоклеточной водоросли.
IV. Познакомиться с отделами водорослей (зелёные, красные, бурые).
Заслушиваются сообщения учащихся, и составляется таблица.
характеристика | Зелёные водоросли | Красные водоросли | Бурые водоросли |
Место обитания | | | |
Форма тела | | | |
Цвет (пигмент) | | | |
Размеры | | | |
Представители | | | |
V. Применение водорослей.
Посмотреть презентацию «Архангельский водорослевый комбинат»
Просмотреть дополнительную литературу о применении водорослей, учебник стр.62. Написать мини-сочинение «Водоросли в моей жизни»
VI. Закрепление.
Выполнить задание на карточке.
VII. Д.з.§14,15, подобрать интересный материал по теме урока (1-2 предложения)
Маршрутный лист ученика __ класса ____________________________.
Тема урока: _________________________________________________.
УЭ | содержание | ответы | результат |
1. | Под цифрами отметить плюсом или минусом правильность предложений. | 1. 2. 3. 4. | 4+ «5» 3+ «4» 2+ «3» Оценка__ |
2. | Прочитать текст учебника стр.54-56. Выполнить задание на карточке. Вписать в таблицу пропущенные слова. | 1. 2. 3. 4. 5. | 5-«5» 4-«4» 3-«3» Оценка__ |
3. | Подписать части строения многоклеточной зелёной водоросли ______________ (вписать название) | | 5-«5» 4-«4» 3-«3» Оценка__ |
4. | Послушайте сообщения о разных отделах водорослей и заполните таблицу. | характеристика | Зелёные водоросли | Красные водоросли | Бурые водоросли | Место обитания | | | | Форма тела | | | | Цвет (пигмент) | | | | Размеры | | | | Представители | | | | | Сделано всё-«5» Не заполнены 2-3 клетки- «4» Не заполнены 6-7 клеток- «3» |
5. | Написать мини-сочинение на тему «Водоро- сли в нашей жизни» (3-4 предложе- ния) | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
6. | Выполнить задание на закрепление (отдел, название водоросли) | 1. 2. 3. 4. | 4 -«5» 3 - «4» 2 - «3» Оценка__ |
7. | Записать домашнее задание | §14,15, подобрать интересный материал по теме урока (1-2 предложения) | |
| Оценить свою работу на уроке | | |