МОУ « Школа № 22 г. Донецка»
Тараторина Галина Александровна, учитель химии высшей категории
Урок по теме «ОКСИДЫ, ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ» 8 класс
Цели: расширить знания обучающихся об оксидах, научить составлять уравнения химических реакций, которые характеризуют химические свойства оксидов; формировать познавательную деятельность обучающихся; развивать творческие умения выполнять абстрактные и конкретные задания.
Основные понятия и термины: оксиды, основные оксиды, кислотные оксиды, амфотерные оксиды,таблица химических свойств оксидов.
Оборудование: лабораторная посуда, химические реактивы: CaO, CO2, H2O, NaOH, H2SO4 , индикаторы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Активная форма работы «Микрофон»
Учащиеся по очереди быстро отвечают на вопросы :
1. Оксиды.
2. Составление формул оксидов.
3.Названия оксидов.
4. Состав и строение оксидов.
5.Классификация оксидов.
6.Оксиды в природе.
Работа учащихся у доски и рабочих тетрадях (составляют уравнения реакций получения оксидов).
1) Взаимодействие простых веществ с кислородом:
S+O2=SO2
4P+5O2= 2 P2O5
2Ca + O2 = 2CaO
4Ag + O2 = 2Ag2O
2) Разложение сложных веществ:
CaCO3 = CaO + CO2↑
MgCO3 = MgO + CO2↑
3) Горение сложных веществ:
СН4 +2О2 = СО2 + 2Н2О
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2
4) Термическое разложение нерастворимых оснований – получение основных оксидов:
Mg(OH)2 = MgO + H2O
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
5)Дегидратация кислородсодержащих кислот – получение кислотных оксидов:
H2CO3 ↔ CO2 + H2O
2HNO3 = N2O5 + H2O
II.Объявление темы урока и ожидаемых результатов
Тема урока. Химические свойства оксидов.
Ожидаемые обучающие результаты.
После этого урока ученики смогут:
составлять уравнения реакций; анализировать, сравнивать химические свойства основных и кислотных оксидов, работать в малых группах, применять теоретические знания в быту.
III. Усвоение нового материала.
Интерактивная часть. Работа в группах « Обучаясь – учусь»
Инструктаж, объединение учащихся в группы, распределение ролей.
I группа. Химические свойства основных оксидов.
Выполнение задания с использованием стенда «Кружка химика»
Н2О | |
Кислотные оксиды | Основные оксиды |
Основания | Кислоты | м е т а л л ы | |
Соли |
Соседние вещества реагируют друг с другом!
1.Взаимодействуют с кислотными оксидами:
ВаО + SO3 = BaSO4
3К2O + Р2О5 =2 К3РО4
2. Взаимодействуют с кислотами:
ВаО + 2HCI = BaCI2 + H2O
K2O + H2SO4 = K2SO4 + H2O
3.Взаимодействуют с водой: !!! Только оксиды щелочных металлов, а также СаО и ВаО с образованием щелочей:
К2О + Н2О = 2КОН
СаО + Н2О = Са (ОН)2
II группа. Химические свойства кислотных оксидов.
Выполнение задания с использованием стенда «Кружка химика»
Н2О | |
Кислотные оксиды | Основные оксиды |
Основания | Кислоты | м е таллы |
Соли |
Соседние вещества реагируют друг с другом!
1.Взаимодействуют с растворимыми основаниями (щелочами):
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
Ba(OH)2 + SO2 = BaSO3+ Н2О
2. Взаимодействуют с основными оксидами:
Na2O + CO2 = Na2CO3
BаO + SO3 = BaSO4
3. Взаимодействуют с водой, кроме SiO2(песок):
Р2О5 + Н2О = 2 Н3РО4
СО2+ Н2О = Н2СО3
4.Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей:
Na2CO3 + SiO2↓ = Na2SiO3 + CO2↑
III группа. Подготовка к проведению лабораторной работы.
Выдается учителем карточка – инструктаж.
1.На дно пробирки насыпьте оксид кальция, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
2. В пробирку налейте 2-3 мл Са(ОН)2 и пропускайте через стеклянную трубочку углекислый газ. Что наблюдаете?
3. В пробирку с углекислым газом добавьте воды и лакмус (фиолетовый). Что наблюдаете?
IV.Презентация результатов выполненных заданий.
V. Рефлексия результатов учащимися.
Работа в тетрадях и на доске.
Повторение правил поведения в кабинете химии и приемов безопасной работы с оборудованием и веществами.
VI. Решение расчетных задач.
Работа в парах, самопроверка решения задачи на доске. Задания дифференцированы (по желанию учащихся).
1.Определите относительную плотность оксида азота(IV) по водороду.
2. Какой объем (н.у.) будет занимать: а) СО2 массой 4,4 г?
б) SO2 массой 9,6 г?
3.Какую массу будет иметь оксид серы(IV), если при (н, у,) он занимает объем 112 л?
VII.Подведение итогов урока.
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что было интересным на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
VIII. Домашнее задание.