СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Политические режимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Политические режимы" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Политические режимы"»

Тема урока «Политические режимы»


Образовательная цель урока: раскрыть сущность и основные черты политических режимов.

Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к политическим системам.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности политических режимов, прав и свободы личности в различных политических режимах, составление сравнительной таблицы «Типы политических режимов» с помощью кейсов, составление графических изображений политических режимов.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблица для опроса.

Тип урока: урок изучения нового материла


План урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

а) Понятие «политического режима».

б) Типы политических режимов: демократические и антидемократические. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

3. Практическое значение изучаемой подтемы.

4. Домашнее задание.


Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы» (слайд 1).

Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках.


Я предлагаю Вам обратиться к тексту Конституции РФ глава 1 «Основы конституционного строя» статья 1:

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В данной статье указаны три формы государства, какие формы государства Вы можете назвать?(Слайд2)


Что в данной характеристике нашего государства пока нам неизвестно?


Да, мы пока не знаем каким образом понятие «демократический» связано с формами государства.


Учитель задает вопросы:

- Что такое форма государства?

- Какие формы государства мы с Вами изучили? Назовите их.

- Какие разновидности национально-государственного устройства Вам известны? Перечислите их.

- Какие разновидности формы правления Вам известны? Перечислите их.

Предположите, что могло бы означать слово «демократический»?


Учитель корректирует высказывания учеников.

- Какую цель мы могли бы сформулировать?

Учитель корректирует высказывания учеников – цель нашего занятия определить неизвестную форму государства и ее суть, запомнить ее название.


Учитель – Что для этого мы должны сделать?


Ученики – Выяснить, что такое политический режим и как он связан с формой государства?

Ученики – 1)усвоить определение неизвестной формы государства;

2)выяснить ее разновидности ;

3)определить их признаки, т. е. чем они отличаются друг от друга.

(слайд3)


2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

- А теперь вернемся к теме нашего урока.

- Давайте запишем это понятие в тетрадь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня 25 октября . Тема урока «Политические режимы».


Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. Все они имеют общие признаки и единую сущность. Однако мы с Вами уже заметили, что государства могут различаться своими формами. Составные части формы государства позволяют нам ответить на вопросы, на каких территориальных принципах построено государство, как создаются и взаимодействуют органы власти, какими методами устроена власть? Методы осуществления государственной власти и есть политический режим, который и является третьей формой государства.


(слайд4) Учитель дает определение «политический режим – это система методов осуществления государственной власти, соотношение правовых норм с реальной политической жизнью». Записи в тетради, и открывают страницу в учебниках 35 $5

Что определяет политический режим?

  1. Как осуществляется власть?

  2. Как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует?


Позвольте вам рассказать политический анекдот.

Действия анекдота разворачиваются во времена Советского Союза. Тогда наше государство называлось СССР. Его главой долгое время был Л.И.Брежнев. В США менялись президенты, одним из которых был Р.Рейган Как раз в это время встретились американец и русский. Американец говорит: «Знаешь, у нас в Америке я могу выйти к Белому дому и громко прокричать «Долой Рейгана!» и мне за это ничего не будет». Русский ему в ответ: «Подумаешь! У нас в Советском Союзе я тоже могу выйти на Красную площадь и громко, громко прокричать «Долой Рейгана!» и мне за это тоже ничего не будет.

Какую проблему поднимает анекдот?

Какие типы отношений государства и общества, государства и личности мы видим на примере анекдота? Учащиеся отвечают: «В США можно было открыто критиковать свое правительство и главу государства, в СССР можно было открыто критиковать чужое государство, но нельзя свое».

Исходя из этого мы можем назвать основные признаки политич. режима.

  1. Степень участие народа в формирование органов политической власти.

  2. Какие методы и способы используются для осуществ. власти

  3. Реализация основных прав и свобод человека

  4. Степень гласности в обществе

  5. Господства права

  6. Многопартийность

Существует два типа политических режимов. А какие, вам их необходима самим найти и составить схему «Типы политических режимов» слайд5


Учитель объясняет, что существуют несколько основных разновидностей политических режимов и предлагает начать работу с таблицей

Каждый из указанных политических режимов имеет свои характерные признаки.

Учитель обращает внимание учеников на дидактический материал, построенный особым образом. Учитель объясняет признаки только одного политического режима (тоталитарного и объясняет разновидности тоталитаризма), признаки второго ученики находят самостоятельно из дополнительного материала учитель объясняет разновидности авторитаризма, признаки третьего формулируют вместе с учителем по аналогии с предыдущими.


Таблица (слайд 6)



Вопросы

Типы политических режимов

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Кто правит?

правящая партия во главе с вождем

власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь

народ, избранные представители

Каковы взаимоотношения власти и общества?

власть полностью бесконтрольной со стороны общества

права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей

власть подконтрольна обществу

Какие средства используются для осуществления власти?

карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей

армия, церковь, поддерживаются традиции

выборы, референдумы

Примеры стран.

фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея

государства Азии, Африки, Латинской Америки

Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.



(Слайд7)

Работаем с ребятами с документом и текстом учебника стр. 53-54


Первый тип политического режима тоталитаризм . Сейчас изучите источник который уже у вас на партах и ответим на вопросы и начнем заполнять таблицу.

Вопросы:

  1. Что такое тоталитаризм?

  2. Назовите по тексту признаки тоталитарного режима?

  3. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы?



Разделить класс на 2 группы . Одна группа работает с текстом авторитаризм, а другая демократия)


Вопросы для 1 группы:


1.Что такое авторитарный режим?

2.Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

3.Что представляет угрозу для авторитарного режима?

4.Назовите характерные черты авторитаризма?

5.Примеры стран с таким режимам?



Вопросы для 2 группы:


1.Что такое демократия?

2.Основные признаки демократии?

3.Какую роль играет парламент в демократическом государстве?



Итак, политические режимы классифицируются как тоталитарные, авторитарные, демократические.

Демократическая система создает благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан


Закрепление изученного

Фронтальный опрос:

  • Что означает слово «Политический режим»?

  • Каковы основные типы политических режимов?

  • Чем характеризуется тоталитарный режим?

  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.

  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?


Д/З $5 ответить на вопросы1-4, практикум письменно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!