Тема урока «Политические режимы»
Образовательная цель урока: раскрыть сущность и основные черты политических режимов.
Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к политическим системам.
Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности политических режимов, прав и свободы личности в различных политических режимах, составление сравнительной таблицы «Типы политических режимов» с помощью кейсов, составление графических изображений политических режимов.
Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.
Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблица для опроса.
Тип урока: урок изучения нового материла
План урока.
1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.
2. Изучение основных идей и понятий подтемы.
а) Понятие «политического режима».
б) Типы политических режимов: демократические и антидемократические. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
3. Практическое значение изучаемой подтемы.
4. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.
Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы» (слайд 1).
Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках.
Я предлагаю Вам обратиться к тексту Конституции РФ глава 1 «Основы конституционного строя» статья 1:
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В данной статье указаны три формы государства, какие формы государства Вы можете назвать?(Слайд2)
Что в данной характеристике нашего государства пока нам неизвестно?
Да, мы пока не знаем каким образом понятие «демократический» связано с формами государства.
Учитель задает вопросы:
- Что такое форма государства?
- Какие формы государства мы с Вами изучили? Назовите их.
- Какие разновидности национально-государственного устройства Вам известны? Перечислите их.
- Какие разновидности формы правления Вам известны? Перечислите их.
Предположите, что могло бы означать слово «демократический»?
Учитель корректирует высказывания учеников.
- Какую цель мы могли бы сформулировать?
Учитель корректирует высказывания учеников – цель нашего занятия определить неизвестную форму государства и ее суть, запомнить ее название.
Учитель – Что для этого мы должны сделать?
Ученики – Выяснить, что такое политический режим и как он связан с формой государства?
Ученики – 1)усвоить определение неизвестной формы государства;
2)выяснить ее разновидности ;
3)определить их признаки, т. е. чем они отличаются друг от друга.
(слайд3)
2. Изучение основных идей и понятий подтемы.
- А теперь вернемся к теме нашего урока.
- Давайте запишем это понятие в тетрадь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня 25 октября . Тема урока «Политические режимы».
Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. Все они имеют общие признаки и единую сущность. Однако мы с Вами уже заметили, что государства могут различаться своими формами. Составные части формы государства позволяют нам ответить на вопросы, на каких территориальных принципах построено государство, как создаются и взаимодействуют органы власти, какими методами устроена власть? Методы осуществления государственной власти и есть политический режим, который и является третьей формой государства.
(слайд4) Учитель дает определение «политический режим – это система методов осуществления государственной власти, соотношение правовых норм с реальной политической жизнью». Записи в тетради, и открывают страницу в учебниках 35 $5
Что определяет политический режим?
Как осуществляется власть?
Как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует?
Позвольте вам рассказать политический анекдот.
Действия анекдота разворачиваются во времена Советского Союза. Тогда наше государство называлось СССР. Его главой долгое время был Л.И.Брежнев. В США менялись президенты, одним из которых был Р.Рейган Как раз в это время встретились американец и русский. Американец говорит: «Знаешь, у нас в Америке я могу выйти к Белому дому и громко прокричать «Долой Рейгана!» и мне за это ничего не будет». Русский ему в ответ: «Подумаешь! У нас в Советском Союзе я тоже могу выйти на Красную площадь и громко, громко прокричать «Долой Рейгана!» и мне за это тоже ничего не будет.
Какую проблему поднимает анекдот?
Какие типы отношений государства и общества, государства и личности мы видим на примере анекдота? Учащиеся отвечают: «В США можно было открыто критиковать свое правительство и главу государства, в СССР можно было открыто критиковать чужое государство, но нельзя свое».
Исходя из этого мы можем назвать основные признаки политич. режима.
Степень участие народа в формирование органов политической власти.
Какие методы и способы используются для осуществ. власти
Реализация основных прав и свобод человека
Степень гласности в обществе
Господства права
Многопартийность
Существует два типа политических режимов. А какие, вам их необходима самим найти и составить схему «Типы политических режимов» слайд5
Учитель объясняет, что существуют несколько основных разновидностей политических режимов и предлагает начать работу с таблицей
Каждый из указанных политических режимов имеет свои характерные признаки.
Учитель обращает внимание учеников на дидактический материал, построенный особым образом. Учитель объясняет признаки только одного политического режима (тоталитарного и объясняет разновидности тоталитаризма), признаки второго ученики находят самостоятельно из дополнительного материала учитель объясняет разновидности авторитаризма, признаки третьего формулируют вместе с учителем по аналогии с предыдущими.
Таблица (слайд 6)
Вопросы | Типы политических режимов |
тоталитаризм | авторитаризм | демократия |
Кто правит? | правящая партия во главе с вождем | власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь | народ, избранные представители |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | власть полностью бесконтрольной со стороны общества | права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей | власть подконтрольна обществу |
Какие средства используются для осуществления власти? | карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей | армия, церковь, поддерживаются традиции | выборы, референдумы |
Примеры стран. | фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея | государства Азии, Африки, Латинской Америки | Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки. |
(Слайд7)
Работаем с ребятами с документом и текстом учебника стр. 53-54
Первый тип политического режима тоталитаризм . Сейчас изучите источник который уже у вас на партах и ответим на вопросы и начнем заполнять таблицу.
Вопросы:
Что такое тоталитаризм?
Назовите по тексту признаки тоталитарного режима?
Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы?
Разделить класс на 2 группы . Одна группа работает с текстом авторитаризм, а другая демократия)
Вопросы для 1 группы:
1.Что такое авторитарный режим?
2.Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?
3.Что представляет угрозу для авторитарного режима?
4.Назовите характерные черты авторитаризма?
5.Примеры стран с таким режимам?
Вопросы для 2 группы:
1.Что такое демократия?
2.Основные признаки демократии?
3.Какую роль играет парламент в демократическом государстве?
Итак, политические режимы классифицируются как тоталитарные, авторитарные, демократические.
Демократическая система создает благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан
Закрепление изученного
Фронтальный опрос:
Что означает слово «Политический режим»?
Каковы основные типы политических режимов?
Чем характеризуется тоталитарный режим?
Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Д/З $5 ответить на вопросы1-4, практикум письменно