СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Правописание корней с чередующейся гласной"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание корней с чередующимися гласными"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Правописание корней с чередующейся гласной"»

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»

  • Предмет: русский язык

  • Класс: 5

  • Автор УМК: Разумовская М.М., 2020 г.

  • Тема урока: Правописание корня -КАС — -КОС-

  • Тип урока: изучение нового материала


I . Цели и задачи занятия

Цель:

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам.

Задачи:

1. Научить(ся) анализировать случаи написания О/А в корнях с чередованием

2. Научить(ся) распознавать слова с гласными О/А в корнях с чередованием, обосновывать выбор гласных

3. Научить(ся) синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных случаях применения гласных О/А в корне с чередованием, отличать эти корни от корней с проверяемой или непроверяемой орфограммой.

4. Научить(ся) применять изученное правило, составлять тексты со словами, имеющими О/А в корнях с чередованием.


II. Планируемые результаты урока

Личностные:

- проявление интереса к познанию русского языка, ценностное отношение к русскому языку.

- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Предметные результаты

Морфемика и словообразование

- применение знаний по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания О/А в корне с чередованием. Соблюдать нормы правописания.

Текст

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

- характеризовать словосочетание с точки зрения его принадлежности к стилю речи.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Эмоциональный интеллект:

- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

- проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

I. Мотивационно-целевой этап

1.Учим(-ся) наблюдать

Составьте словосочетания со словами КОСНУТЬСЯ и КАСАТЬСЯ. Что обозначают данные глаголы? (Слегка дотронуться, дотрагиваться, задевать и даже относиться).Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания. Какие из них вызывают приятные ассоциации? (Коснуться щеки, нежное прикосновение и т.д.) В каком стиле речи мы их используем? Какие из данных слов и словосочетаний мы используем в деловом или научном стилях речи? Что вы думаете о словосочетании КОСНУТЬСЯ ТЕМЫ? Можно ли сегодня на уроке сказать, что мы коснемся темы правописания корней КАС-КОС? Почему?

Какую учебную задачу мы поставим перед собой? А для этого мы понаблюдаем за этими словами.


Попробуйте сформулировать вывод, когда пишется буква А, когда буква О в корнях с чередованием КАС и КОС.

Сопоставьте своё предположение с правилом.



II. Изучение нового материала

  1. Учим(ся) анализировать. Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях). Задание: Выписать слова только с чередующимися гласными. (Индивидуальная работа).

  • Какую закономерность вы увидели? Почему мы не выписали некоторые слова?

Самооценка от 1 до 5
2. Учим (-ся) соотносить слово с изученной орфограммой абота в парах с самопроверкой)

Отгадайте загадки, спишите, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках условия выбора орфограммы.

 1) Гладит всё, чего к...сается (...), а дотронешься - при прик...сновении (...) кусается.

 2) Красная девица сидит в темнице, а к...са (...) на улице.

КОСА -КОСЫ

Самооценка от 1 до 5

  1. Учим(-ся) синтезировать и обобщать: не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного в корне слова.




  1. – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/А в корне с чередованием? Почему?
    – Чем отличаются эти слова? (Выбор написания – О или А, но в некоторых словах безударное положение гласного, омонимия)
    – Как определить, перед вами чередующаяся гласная в корне или проверяемая безударная гласная?

Самооценка от 1 до 5

  1. Составление алгоритма в парах

- Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании гласной? Выделите 3 основных пункта (1 – выделить корень слова, 2 – определить значение корня (соответствует ли значение чередующемуся корню; 3 – определить, есть ли в слове с чередующейся гласной суффикс А.

Применяя полученные знания и составленный алгоритм, выполните тест.

 1. Правописание корней -КАС- и -КОС- зависит…

  1) от ударения, которое падает или не падает на корень

  2) от наличия или отсутствия за корнем суффикса -А-

  3) от смысла, который заключён в каждом из этих корней

2. В каком слове пишется буква А?

  1) прик...сновение

  2) прик.. .саться

  3) к...снуться

3. В каком слове пишется О?

  1) к...сательная

  2) к...саешься

  3) прик...снёшься

4. Какое слово написано с ошибкой?

  1) косаться

  2) коснуться

  3) прикоснуться

5. Какое слово написано с ошибкой?

  1) докасаемся

  2) прикасновение

  3) касательная (линия)

Самооценка от 1 до 5
III. Рефлексия

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Корень с чередованием, значение корня, лексическое значение. Омонимичные корни)
IV. Домашнее задание

Учимся составлять, редактировать монологическое письменное высказывание (развитие письменной речи)

Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).

Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ .

Слова для справок:

К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься

Самооценка от 1 до 5

Критерии самооценки:

1 – не смог справиться с работой

2 – справился с работой, допустив 4 ошибки и более

3 – справился с работой, но допустил 2-3 ошибки

4 – справился с работой самостоятельно, допустив 1 ошибку, или справился с подсказкой

5 – справился с работой самостоятельно, не допустив ошибок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!