СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных"»



Урок русского языка в 7 классе.

«Правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных»


Место в системе уроков:


По общеобразовательной программе Ладыженской Т.А.на тему «Причастие» отводится 29уроков. На изучение темы: «Правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных» выделяется 2 часа.


Цель урока.

Образовательная: актуализировать знания о правописании Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных» прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных»; выработать алгоритм рассуждения при решении данной орфографической задачи.

Развивающая: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к языку, слову; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, умение сотрудничать.


Методическое обоснование.

Тема урока: «Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных» является сложной, важно научить детей различать краткие отглагольные прилагательные и причастия, особенно в тех случаях, когда они созвучны.

На данную тему в учебнике Ладыженской и Баранова только одно упражнение.

Тип урока – «урок-практикум». Урок-практикум имеет важное значение в системе обучения русскому языку. Его целесообразно проводить для знакомства с орфографической темой и ее закрепления, так как он предполагает решение разного уровня сложности орфографические задачи.

Урок проводится в инновационной форме.

Цель:

  1. Углубить знания.

  2. Совершенствовать умения, отшлифовать новые знания при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Конспект урока на тему: «Правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных».


Цель урока: актуализировать знания о правописании Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных, научить различать краткую форму причастий и отглагольный прилагательных; выработать алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи

Предметные результаты:

  1. Соблюдать на письме орфограмму Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных,

  2. Опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова.

Личностные результаты:

Способность к самооценке.


Метапредметные результаты.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: обобщать понятия, осуществлять отбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач.

Коммуникативные: работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Выполненные вами упражнения мною проверены, ошибки исправлены, замечания сделаны. У воспитанных детей переполненные знаниями головы готовы к работе.


1.1 Актуализация знаний.

Вы слушали меня внимательно. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? Вы их запомнили?

- Назовите краткие причастия. На что надо обратить внимание при написании кратких причастий? Запишите их в тетрадь.

(проверены, исправлены, сделаны)

В каком из слов правописание приставки не зависит от последующего согласного звука?

- Назовите полные причастия. На что надо обратить внимание при написании кратких причастий? Запишите их в тетрадь в столбик.

Выполненные

Переполненные

Воспитанные


Образуйте краткую форму данных причастий, запишите. Объясните орфограмму в суффиксе.

- Обратить внимание на слово «воспитана».


Рассмотрите запись на доске:

Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

.

Объясните различие в написании созвучных слов.


Задача урока - выяснить, когда пишется -Н, когда –НН.

- Чему будем учиться? Нет ли на доске подсказки?

1.2 Формулировка темы и цели урока.

  • Сформулируйте тему урока.

Я уточню, скорректирую тему: «Запишите тему. «Правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных».


  • Сформулируйте вопросы по теме.

Когда пишется -Н? Когда пишется -НН?

  • Что для этого нужно? (Необходимо правило).

Значит, какая будет цель урока?

(Сформулировать правило, научиться применять правило для грамотного письма)

  • Как узнаем, что цель достигнута? Какой будет главный результат урока? (Умение применять правило)

Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

  • Что будем делать для достижения цели? С чего начнем?

  1. Анализировать лексический материал.

  2. Отвечать на вопросы

  3. Делать выводы

  4. Выполнять упражнения

Это задачи урока.

Ваше умение решать поставленные задачи также будет оцениваться. Посмотрите критерии оценки. Как обычно каждый из критериев оценивается в трехбалльной шкале 0-1-2.

- Умение работать в парах - 0-1-2 балла.

- Умение анализировать лингвистический материал - 0-1-2 балла.

- Полнота ответов на вопросы - 0-1-2 балла.

- Умение применять правило - 0-1-2 балла.

- Результативность выполнения заданий - 0-1-2 балла.

Результат урока:

«5» - 9-10 баллов.

«4» - 7-8 баллов.

«3» - 5-6 баллов.

Я же буду оценивать вашу способность к самооценке.


2. Освоение нового знания.

2.1. Начнем действовать для достижения цели. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза?

Когда пишется воспитана, а когда воспитанна?

Учитель сообщает, что причастия могут переходить в прилагательные, теряя прямое значение. В этом случае мы не можем заменить их глаголом в прошедшем времени, а можем подобрать близкое по значению прилагательное. Часто прилагательное-помощник стоит рядом.


2.2. Попробуем доказать эту гипотезу. Предлагаю поработать в парах. Вам предложен материал для исследования.

  • Проанализируйте. На основе анализа лексического материала сформулируйте правило..

- Проверка работы в парах.

Грозовая туча рассеяна ветром. Ты вчера была рассеянна, когда

мы разговаривали.

Внимание спортсмена было сосре- Выражение лица Павла Петро-

доточено на выполнении указаний вича было сосредоточенно и

тренера. угрюмо.

  • Какое правило получили? Сравните свои выводы с записью орфограммы в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное?

  • Обратимся к дополнительным материалам. Найдите подтверждение тому, как легче различить краткое страдательное причастие (можно заменить глаголом в прошедшем времени) и краткое отглагольное прилагательное (можно поставить в полную форму и подобрать синоним-прилагательное). Вывод: в основе краткого причастия лежит действие, в основе краткого прилагательного – признак.

  • - Доказали гипотезу?

- Молодцы, сработали на совесть.

Вместе обсуждали, договаривались по теме урока, получили результат: правило.

- Сможем ли мы включить это правило в уже имеющуюся у вас систему знаний о правописании Н –НН в причастиях и прилагательных?

- Что получилось?


Отглаг.прилаг. причастие


Полн. Н НН


Кр.ф. НН Н


- Итак, правило готово.

  • Какова вторая цель урока? Для чего нам это правило? (Для грамотного письма)

- Как будем учиться применять правило? (Выполнять упражнения)


3. Закрепление изученного материала.

3.1. Первичное закрепление: комментируем у доски (пояснения письменно)

Игра актера была проникновенна и взволнованна. Для рассмотрения различных вопросов образованы специальные комиссии. ЕЕ сыновья грубы и необразованны. Сибиряки обычно всегда сдержанны. Все обещания сдержаны. Сюжеты некоторых произведений сложны и запутанны. Нитки запутаны котенком. Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвинемые были оправданы. Чрезвычайные меры во время шторма были необходимы и вполне оправданны.

(Объясняем известные орфограммы и пунктограммы).

  • Самостоятельная работа. Выполнение упражнения по сборнику Т.Ю.Угроватовой $13 N60.

  • Вставить пропущенные буквы. Найти третье «лишнее слово». Объяснить свой выбор.

1.___________________________________________________

А) девочка взволнова..а

Б) дети избалова..ы

В) проблемы разреше..ы

2.__________________________________________________

А) комиссия образова..а

Б) сотрудники образова..ы

В) приведе..ы факты

3.___________________________________________________

А) воспита..а в детском доме

Б) мальчики вопита..ы

В) увере..а в себе

4.___________________________________________________

А) поведение сдержа..о

Б) девочка рассея..а

В) облака рассея..ы по небу

5.___________________________________________________

А) Освещение зажже..о

Б) были напуга..ы

В) требования необоснова..ы

6.___________________________________________________

А) ответы осмысле..ы

Б) дело сдела..но

В) результаты получе..ы


.

  • Взаимопроверка.

Молодцы, идем к намеченной цели.

3.2. Тренировочные упражнения.

Продолжаем работать в парах.

Постройте предложения по данным схемам:

1. Дети

избаловаНы избаловаННы


  1. Войска Девушка

Рассея.ы рассея.а

(где?) (и какова?)


4. Контроль.

А теперь проверим, как вы научились применять правило.

  • Выполним тест. (Тетрадь с печатной основой Г.А.Богдановой упражнение 90.)

Критерии оценки теста:

2 балла – 1-2 ошибки.

1 балл – 3-5 ошибок.

0 баллов – более 5 ошибок.

Вы должны вставить буквы Р (раздельно) или С (слитно), написать пояснение.

Тест. «Правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных».




Голоса резки и взволнова..ы.

Ягоды подавле..ы в корзине

Люди унылы и подавле..ы

Девочка упряма и избалова..а

Дети избалова..ы родителями

Речь стройна и собра..а

Нужная сумма денег собра..а

Изыска..ы ресурсы

Ее манеры изыска..ы

Девочка растеря..а

Все документы растеря..ы


ВЫВОД:



Итого ошибок:

Тест, в котором уже есть пояснения. Это поможет выполнить тест без ошибок (для слабых учащихся).


Голоса резки и взволнова..ы.

Ягоды подавле..ы в корзине

Люди унылы и подавле..ы

Девочка упряма и избалова..а

Дети избалова..ы родителями

Речь стройна и собра..а

Нужная сумма денег собра..а

Изыска..ы ресурсы

Ее манеры изыска..ы

Девочка растеря..а

Все документы растеря..ы


ВЫВОД:

Резкие и взволнованные

Подавили

Признак________________________

Признак_________________________

Действие________________________

Итого ошибок:

  • Проверка по эталону.


Голоса резки и взволнованны.

Ягоды подавлены в корзине

Люди унылы и подавленны

Девочка упряма и избалованна

Дети избалованы родителями

Речь стройна и собранна

Нужная сумма денег собрана

Изысканы ресурсы

Ее манеры изысканны

Девочка растерянна

Все документы растеряны


ВЫВОД:


Резкие и взволнованные (признак)

Подавили (действие)

Унылые и подавленные (признак)

Упрямая и избалованная (признак)

Детей избаловали (действие)

Стройная и собранная (признак)

Сумму собрали (действие)

Ресурсы изыскали (действие)

Изысканные(=утонченные,изящные)

Беспомощная от волнения (признак)

Потеряли (действие)


краткое страдательное причастие можно заменить глаголом в прошедшем времени,а краткое отглагольное прилагательное можно поставить в полную форму и подобрать синоним-прилагательное. В основе краткого причастия лежит действие, в основе краткого прилагательного – признак.





5. Рефлексия.

- Оцените главный результат своей деятельности – умение применять правило.

- Зафиксируйте результат в листе самооценки.

- Оцените себя по остальным критериям, сосчитайте количество баллов.


Домашнее задание по учебнику – урп.123, выучить правило




Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс – 7

Тема

Правописание НЕ с наречиями на – О, - Е.


Цель

Образовательная: актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на - О, - Е; выработать алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи о правописании НЕ с наречиями на - О, - Е.

Развивающая: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к языку, слову; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, умение сотрудничать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Уметь на письме применять орфограмму «НЕ с наречиями на – О, - Е».

2. Опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: обобщать понятия, осуществлять отбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач.

Коммуникативные: работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.


Способность к самооценке.

Методы обучения

Исследовательский


Формы обучения


Индивидуальная, групповая, работа в парах.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство


Ресурсы:


Учебник, раздаточный материал, толковый словарь, справочник по русскому языку.


Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1. Организационный. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного

восприятия нового материала.

Мотивация к деятельности

Актуализация: выявляет и активирует уровень знаний учащихся, предлагает сформулировать тему и цели урока, предположить главный результат, определить задачи урока. Знакомит с критериями оценивания умения решать поставленные задачи (самооценки).


Учащиеся самостоятельно выделяют информацию, формулируют тему урока, вопросы по теме, цель и задачи урока. Знакомятся с критериями оценивания умения решения поставленных задач (самооценки).

Беседа


Прогнозирование


Коммуникативные УУД формирование проблемы

Личностные УУД мотивация

Регулятивные УУД целеполагание

Познавательные УУД самостоятельное выделение познавательной цели

Этап 2.

Освоение нового материала.

Учебно-познавательная деятельность.




































Создает проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопрос: «Как и почему пишется наречие (не) скучно? ». Предлагает выдвинуть гипотезу по теме урока и доказать ее, анализируя предложенный материал. Организует работу в парах, предлагает учащимся сравнить свои выводы с учебником, обратиться к справочнику за подтверждением тому, что на раздельное написание наречий также оказывают влияние слова-сигналы, оттягивающие приставку.

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают гипотезу, анализируют предложенный учителем лексический материал, формулируют правило слитного и раздельного написания с НЕ, вырабатывают алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи о правописании НЕ с наречиями на – О, - Е. Работают в парах, делают выводы, сравнивают свои выводы с записью орфограммы в учебнике, находят подтверждение в справочнике о словах-сигналах, оттягивающих приставку, доказывают гипотезу.

Организация работы в парах. Работа с учебником и словарем.



































Формулировка орфограммы «Слитное раздельное написание НЕ с наречиями на – О, - Е». Создание алгоритма рассуждения при решении орфографической задачи.




Коммуникативные УУД постановка вопросов, сотрудничество в анализе и поиске решения проблемы; умение точно выражать свои мысли.

Личностные УУД внутренняя позиция

Регулятивные УУД контроль в форме сопоставления результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений, коррекция.

Познавательные УУД выдвижение гипотезы, формулирование проблемы; анализ, выбор критериев для сравнения; установление причинно-следственной связи, построение логической цепи рассуждений.



Этап 3.

Закрепление изученного.

Первичное закрепление.












Тренировочные упражнения.

Устанавливает осознанность ситуации. Предлагает сделать вывод, обобщить изученный материал. Предлагает ответить на вопросы: «Для чего мы изучаем эту тему?», «Как будем учиться применять правило?». Предлагает выполнить упражнение в учебнике; формулирует задание для работы по вариантам, организует взаимопроверку.


Организует работу в парах, предлагает задание творческого характера, ставит задачу. Побуждает к лексической работе со словарем.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Шаг 1. Выполняют упражнение в учебнике, три ученика комментируют задание у доски, поясняют письменно.

Шаг 2. Выполняют задание в тетрадях: выписать по вариантам слова со слитным и раздельным написанием НЕ, пояснить.

Шаг 3. Взаимопроверка.




Шаг 4. Работают в парах; творческая работа (составление текстов, табличек), работа со словарем. Рисуют две небольших картинки «Мир глазами оптимиста» и «Мир глазами пессимиста». На картинках размещают запретительные (разрешительные) таблички (например, «Говори негромко»). Составляют к картинкам небольшой текст, в котором пессимист и оптимист выражают свое отношение к миру. Обращаются за толкованием лексического значения слова «оптимист» и «пессимист» к толковому словарю.


Работа с учебником, комментированная работа у доски; самостоятельная работа учащихся по вариантам, взаимопроверка; работа в парах.


























Умение применять новые знания (орфограмму) на письме.


Коммуникативные УУД

принятие решения и его реализация, сотрудничество.

Личностные УУД

мотивация

Регулятивные УУД коррекция

Познавательные УУД

анализ с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательство; речевое развитие.













Этап 4. Контроль

Организует контроль по применению новых знаний. Предлагает проверочный тест по теме урока. Организует работу со слабыми учащимися (тест с пояснениями, выбрать правильное написание).

Самостоятельно выполняют тест с пояснением, проверяют его по предложенному эталону.

Организация индивидуальной работы.

Умение применять орфограмму, объяснять, доказывать.


Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с нормами русского языка

Личностные УУД внутренняя позиция

Регулятивные УУД контроль, волевая саморегуляция

Познавательные УУД выбор оснований для правильного написания, принятие самостоятельного решения.

Этап 5. Рефлексия.

Предлагает оценить главный результат своей деятельности (умение применять правило) и зафиксировать результат в листе самооценки.

Оценивает способность учащихся к самооценке.

Оценивают свое умение применять правило, фиксируют результат в листе самооценки.

Организация индивидуальнойработы

Самооценка


Коммуникативные УУД принятие решения

Личностные УУД внутренняя позиция

Регулятивные УУД коррекция

Познавательные УУД самооценка процесса

Этап 6. Информирование о домашнем задании.

Предлагает дома начертить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на – О, - Е», заполнить ее примерами, обозначить в них условия выбора слитного и раздельного написания НЕ.

Составить текст, используя случаи раздельного и слитного написания НЕ с разными частями речи.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Организация фронтальной работы.

Умение классифицировать лексический материал.

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД внутренняя позиция

Регулятивные УУД коррекция

Познавательные УУД речевое развитие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!