СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Причастие как часть речи"»



Тема урока: «Причастие как часть речи».

Цели:

Образовательные:

  • знать морфологические признаки причастия;

  • дать определение понятию «причастие»;

Развивающие (УУД):

  • развивать умение ставить цели урока, планировать деятельность в соответствии с поставленными целями.

  • развивать умение осуществлять исследовательскую работу;

  • развивать умение представлять информацию в виде таблицы;

  • развивать умение аргументированно высказывать свою точку зрения.

Воспитывающие:

  • Воспитывать культуру работы в сотрудничестве;

  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства о природе.

Задачи:

  • Создание условий для самостоятельного «открытия» нового знания;

  • Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.





Используемые педагогические технологии и методы:

Технология проблемного обучения;

Методы:

наблюдение (над языковыми явлениями);

частично-поисковый;

исследовательский;

Оборудование:

учебная презентация, сигнальные карточки, аудиозапись музыки А.Вивальди «Времена года.Осень».

Ход урока:



I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение изученного по разделу «Морфология». Переход к формулировке темы урока.

- Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Морфология», и я предлагаю вам вспомнить основные понятия этого раздела.

- Что изучается в морфологии?

-Части речи.

Мы будем давать определения частям речи, используя схему: - это ,

которая ( что обозначает?) и ( на какие вопросы отвечает?) (СЛАЙД №1)

1.Игра «Горящий стул».

Один ученик садится на стул спиной к доске, учитель пишет на доске часть речи. Вызываются ученики, готовые дать определение понятию, не называя его. Задача ученика, сидящего на стуле перед классом , правильно назвать часть речи.

2.Работа с таблицей грамматического разбора и сигнальными карточками (СЛАЙД №2)

-Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Некоторые грамматические признаки можно определить по окончанию.

Сейчас я буду называть окончания, а вы –определять морфологические признаки части речи, которая может иметь это окончание.

-ого, -ет, -ую, -ите. ( ученики, опираясь на таблицу, показывают цветные карточки)

3. Работа с текстом.

А теперь прочитаем текст.( СЛАЙД №3 и аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Осень»)

«Тихонько подкрадывается осень. Желтеют листья. В золотой наряд желтеющей листвы одеваются сады и леса. Скоро-скоро желтые листья мягким ковром укроют землю".

- Определите стиль текста. Назовите изобразительные средства, использованные автором для описания картины осени. Найдите однокоренные слова (желтый, желтеют, желтеющие). Какими частями речи они являются?

Создание проблемной ситуации (частеречная принадлежность слова желтеющие вызывает затруднения).

Сравним желтеющий со словом желтый.Можно ли сказать, что у них есть общее значение признака?Одинаково ли это значение?

Ученики выясняют, что в слове желтеющий выражается признак предмета по действию (составляем логическую цепочку).Глагольное значение можно определить по категории времени.

Таким образом, в слове желтеющий проявляются признаки глагола и прилагательного.

Прочитайте высказывание о причастии В.И. Даля : «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу во образе прилагательного» (Слайд №4).

IV. Формулирование темы урока: «Причастие как часть речи».

Постановка целей (слайд №5). Детям даются опорные глаголы и вопросы для формулирования целей:

узнать, изучить, дать определение понятию, научиться, уметь, выяснить, закрепить, обобщить, распознавать, выявить

Опорные вопросы:

Какие знания я должен получить в процессе урока?

Каким умениям я должен обучиться в ходе урока?

Какие умения я должен усовершенствовать?

Примерные цели:

  1. Знать происхождение термина «причастие».

  2. Уметь определять морфологические признаки причастия.

  3. Уметь распознавать причастия.

  4. Дать определение понятию.

Составление плана работы:

-Как мы узнаем происхождение термина?

- выясним, русское оно или заимствованное, подберем родственные слова.

Записываем : 1. Словарная работа.

- Что нужно сделать,чтобы выявить признаки глагола и прилагательного у причастия?

- Нужно провести исследование. Материал для исследования – образцы морфологических разборов глагола и прилагательного.

Записываем: 2.Исследование

В соответствии со следующей целью запишем следующий пункт :

3. Работа с текстом.

4. Устное сообщение (о причастии как части речи).

V.Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний.

1. Словарная работа. Составление ряда однокоренных слов, уточнение значений по словарю (слайд №6).

ПРИЧАСТИЕ. образовано из при + часть; калька лат. Participium.

Причастный – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-либо.

Причастие - символизирующее кровь и тело Христа вино в чаше с кусочками просвиры.

Причащение – христианское таинство принятия причастия.

Причаститься – исполнить обряд причащения.



2.Исследование.Работа в парах. Сначала ученики в паре записывает словосочетание из текста прич.+сущ (желтеющей листвы). Затем один ученик определяет признаки прилагательного, а второй – глагола. Далее составляется таблица ( на листочках) как совместная работа. По окончании работы пары обмениваются листочками, проверяют выполнение, ставят отметки.

Прич.+сущ.

Признаки глагола

Признаки прилагательного



Вид




Время



Возврат-ность



переходность



Род



Число



Падеж



























Подводятся итоги.

3. Работа с текстом(слайды № 7,8). - А теперь нам нужно найти причастия в тексте и записать их признаки в таблицу:

«Бывает, что зима решает отомстить уходящему лету, и в первых числах октября выпадает снег. Его мокрые хлопья облепляют деревья, не успевшие сбросить листву. Под огромной тяжестью почти до земли пригибаются молодые тополя, клены, березы...

Коротки дни золотой осени. Очень скоро приходят северные ветры, моросящие дожди. В осеннее ненастье семь погод на дворе.»

4..Устное сообщение. Дается определение понятию «Причастие».

.VI. Итог урока. Рефлексия.

Вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока.

Обозначим цветом уровни умений (индивидуально), которые указаны в целях урока. В зависимости от результатов выберем упражнения для домашней работы.

Домашнее задание:

Общее.Подготовить вопросы по теме «Причастие».

По выбору:

1.упр. № 451

2.Выписать 4-5 предложений, в которых употреблены причастия, из текста художественной литературы, определить морфологические признаки глагола и прилагательного у причастий.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!