Макушинский многопрофильный филиал Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курганский базовый медицинский колледж»
Рассмотрен на заседании ЦМК Утверждаю: гуманитарных дисциплин Зам. директора поУВР Протокол № от 2023 _____________Кульшманова А.А.
«____» _____________2023г.
Методическая разработка занятия
по дисциплине: « Обществознание»
Тема: «Религия в современном мире»
Специальность «Сестринское дело», I курс
Подготовила преподаватель
Истории и обществознания
Шипилова В.В.
Макушино, 2023 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3-4
План занятия……………………………………………………………..5 - 6
Необходимое оборудование…………………………………………… ..6
Хронометраж занятия……………………………………………………7
Основная часть……………………………………………………………..7-8
Заключение…………………………………………………………………9
Список источников………………………………………………………….11
Приложения
Введение
Методическая разработка темы «Религия в современном мире» предназначена для студентов первого года обучения для получения знаний темы в целях повышения интереса студентов к таким формам духовной культуры как религия и искусство.
Цель методической разработки - раскрыть сущность религии и искусства как части
духовной сферы общества; способствовать развитию новых работ с учебником путем
составления тезисов, работы с заданиями из рабочего листа, расширить кругозор
воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям;
Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальности 34.02.01 сестринское дело по учебной дисциплине «Обществознание».
Развиваемые компетенции:
Умение вести диалог, умение создать презентацию, умение заполнять таблицу по ходу выступления обучающихся, сопоставлять понятия и их определения, умение моделировать ситуации, умение слушать, умение мыслить, анализировать и делать выводы по теме; умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Выбор темы связан с тем, что у студентов медицинских колледжей должны быть сформированы представления о разнообразии культурных традиций; установлена связь представлений о Родине с понятиями «культура», «религия».
Актуальность заключается в том, что материал, используемый на уроке, несет ярко выраженный воспитательный потенциал, урок имеет практическую ценность для студентов медицинского профиля: развитие представлений о значении возрождения духовной культуры нашего народа, воспитание толерантности и веротерпимости.
Новизна разработки обусловлена применением электронных образовательных ресурсов в качестве наглядно-иллюстративного материала, самостоятельной работы студентов по подготовке деловой игры и представление её на уроке, применение и работа с рабочими листами на разных этапах урока, что делает его современным, интересным для студентов и соответственно результативным.
Практическую ценность данное занятие по обществознанию для студентов образовательного учреждения медицинского профиля представляет в понимании того, что религия, являясь одной из форм духовной культуры, помогает развить у современной молодежи представление о ее значении в возрождении духовной культуры, возродить духовные традиции нашего народа, воспитывает толерантность, веротерпимость. А также знания, полученные на уроке, могут быть полезны и интересны для студентов, в социальной практике.
План урока
Дисциплина (общеобразовательная) «Обществознание»
Тема занятия: « Религия в современном мире»
Тип учебного занятия: Урок общеметодологической направленности
Методы обучения: основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные, частично-поисковый, самостоятельной работы в рабочих листах.
.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, деловая игра, индивидуальная, групповая.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, применение
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Место проведения учебного занятия: аудитория.
Цели учебного занятия:
Обучающая: раскрыть сущность и особенности религии как части духовной сферы общества.
Развивающая: Расшить кругозор, способствовать развитию памяти, создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории; совершенствование коммуникативных умений обучающихся.
Воспитательная: формировать уважение к людям разных конфессий, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в микро-группах, в парах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, защита проектов, работа с рабочими листами.
Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, учебник «Обществознание» 10 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал, рабочие листы.
Развиваемые компетенции:
- представить электронную презентацию в MS PowerPoint,
- высказывать свое мнение на заданную тему,
- заполнять таблицы по рассказу обучающегося,
- слушать, анализировать, делать выводы,
- работать с различными источниками, рабочими листами,
- отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Познавательные компетенции:
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач;
- работать с различными источниками информации,
-строить логическое рассуждение.
- сравнивать, анализировать, выделять главное и делать выводы.
Личностные компетенции:
- формировать и развивать познавательный интерес к духовной сфере личности и общества,
- развивать творческие способности через активные формы деятельности
- формировать российскую гражданскую идентичность;
- расширять опыт оценочной деятельности.
Необходимое оборудование
1.ПК, подключенный к сети интернет;
2. Мультимедиа;
3. Презентация Microsoft Office PowerPoint;
4. Доска классная, мел.
5. Учебник.
6. Рабочие листы.
Межпредметные связи: история, литература, музыка, медицина
Структурно – логическая схема занятия
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание и структура учебного занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
| Подготовительный этап | До УЗ | Дано опережающее задание в микро-группах подготовить деловую игру На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал. | По возможности помогают преподавателю, с раздаточным материалом |
| Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. Сегодня на нашем занятие присутствуют гости. Предлагает тренинг «Частичка тепла» | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. Участвуют в тренинге |
| Опрос домашнего задания | 15 мин | Проводит фронтальный опрос домашнего задания по вопросам пройденного материала, - -Что такое наука? -Какие функции выполняет современная наука в жизни общества? -Что такое научное познание? - Назовите основные особенности научного познания. - Какие уровни научного познания вы знаете? -Какие методы научного познания вам известны? -Какие виды наук вам известны, приведите примеры наук. -Дайте определение понятию «образование» - Какие функции выполняет образование? -Назовите ступени образования в РФ. -Какие принципы реализуются в современном образовании? -Назовите общие тенденции в развитии современного образования в РФ. проверяет знание понятий (один обучающийся у доски) решение кроссворда. По вертикали главное слово-религия. | Выполняют задание -решают кроссворд дополняют, корректируют ответы товарищей. |
| Определение темы урока обучающимися | 1 мин | Объявляет тему урока «Религия». Слайд 1. | Скажите, зачем вам будущим медработникам изучать эту тему? |
| Целевая установка (1мин) | 1мин | Слайд 2 преподаватель объясняет цели урока. Преподаватель знакомит студентов с планом урока 1.понятие «Религия». 2. элементы религии 3.функции религии 4. Формы религии. 5. Виды Религий.6. Свобода совести и вероисповедания. | Знакомятся с целями и планом урока (смотрят слайды). |
| Актуализация знаний (1 мин) | 1 мин | Обращает внимание студентов, что по ходу представления темы они должны будут работать в рабочих листах. | Знакомятся с рабочими листами, подписывают листы. |
| Домашнее задание (2 мин) | 2 мин. | Запишите домашнее задание: параграф, с На «3» параграф 10 и подготовить сообщение о любой национальной религии, на «4» составить план развернутого ответа по теме «Роль религии в жизни общества» , на «5» сформулируйте отношение с родителями в семьях мировых религий. | Студенты внимательно слушают, и записывают домашнее задание. |
| Объяснение нового материала (48 мин) Физкультминутка 3 мин | 48 мин 3 мин | 2.слайд -Объяснение нового материала. Работа с термином «Религия» Слайд 3. Называет основные элементы религии Задание: Обратитесь к определениям религии и назовите 2 признака религии. Слайд 4. Признаки религии Слайд 5. Функции религии Проверяют правильность выполнения задания Слайд 6. Формы религии Слайд 7. Ранние виды религий. Проверяют правильность выполнения задания Слайд 8.Национальнеые религии | Выполняют задание в Р.Л. Какие ключевые слова мы можем выделить во всех трех определениях (это чувства, представления, т.е это духовное освоение мира человеком) Сделайте вывод: существуют различные подходы к определению данного понятия, но наиболее общим является…….(вер в сверхъестественное) Дают ответ: -Вера в сверхъестественное - организованное поклонение Выполняют задание в РЛ. Прочитайте текст и определите функции религии. Вместо цифры впишите функцию. Выполняют задание в РЛ. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Слушают, запоминают, отвечают на вопрос « почему их называют национальными?» Отвечают на вопрос: Какие мировые религии |
| | | Слайд 9. Мировые религии Представляет корреспондента, объясняет понятия «религиоведение», «теология». Дает задание по ходу игры заполнить таблицу «Мировые религии» (Слайды с 10-12) Слайд 13 Проверяют правильность выполнения задания Слайд 14.-15. Признаки мировых религий Что на ваш взгляд общего у мировых религий? Слайд 16. Объяснение понятий: свобода совести, вероисповедание , атеист, светское государство. Мы выяснили, что религия является одной из форм духовной культуры. | вы знаете? Деловая игра встреча корреспондента с религиоведами на телепередаче «Религиоведение и теология» По ходу игры заполняют таблицу «Мировые религии» Выполняют задание в РЛ. Заполните таблицу « Роль религии в жизни общества» Отвечают на вопрос ( выходят за рамки одного государства, много последователей) |
|
| | | | |
| Закрепление изученного материала | 15 мин | Обучающиеся решают тесты и выполняют предложенные задания в РЛ. Давайте сформулируем вывод о значении религии в нашей жизни | Работа в парах. Проверяют выполнение тестов и заданий (критерии записаны на доске ). Критерии оценивания ответов «5»16-14; «4» 13-11 «3» 10-7 «2» 6-0 |
| Рефлексия (3 мин) Итого: 90 мин | 3 мин | Выбери 1-2 предложения и закончи их устно или письменно: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми? Вы сегодня были активны. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание. | Отвечают на вопросы. Прощаются с преподавателем. |