СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Части слова Корень» с использованием мультимедийной презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Части слова Корень» с использованием мультимедийной презентации»



Урок по теме «Части слова Корень» с использованием мультимедийной презентации и заданий с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов( http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/)

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель:развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

1.Формирвоание представлений о составе слова, понятии корень слова.

2.Развитие универсальных учебных действия по умению планировать свою деятельностью устанавливать взаимосвязи, делать выводы и умозаключения.

3.Воспитание культуры взаимодействия в межличностном общении.





Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)


– Какое ещё значение слова кореньвам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя– внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова кореньнесколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова кореньнам больше всего интересно? (Корень слова.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.


– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.


1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова:сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

- А что такое корень? Используем карточку единой коллекции цифровых ресурсов-

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

-Как Вы думаете, кто из героев прав? Используем карточку единой коллекции цифровых образовательных ресурсов- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком. Но вначале вспомним, как правильно выделить корень. Используем карточку из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Покажите, как значение корня стол«присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик– маленький стол, настольный– стоящий (находящийся) на столе, столовый– нужный для стола, застолье– еда на столе.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами(словообразовательными гнёздами.)

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

– Что для вас было новым? Непонятным?

2. Работа по учебнику.

Упр. 116развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его в

словах.

3. Работа в Рабочей тетради.

Задание № 2, тема 9.

– Назовите проверочное слово к слову л…пить.

– Какую букву нужно написать в этом слове?

– Какие слова являются проверочными для слова?

– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV.Итог урока.


– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?



Регулятивные УУД

1. Развиваем умение анализировать свою деятельность, соотносить с образцами

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


V. Домашнее задание.


1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

П.Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

3.Проверьте свои знания используя карточку из коллекции единых образовательных ресурсов:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf


Приложение

Скриншоты слайдов мультимедийной презентации к уроку по теме: «Части слова. Корень»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!