Изучение нового материала. | 17 мин. | Запишите тему урока «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» (слайд 1). Вам известно, что запахи ощущаются на довольно большом расстоянии от источника запаха. Происходит это от того, что молекулы постоянно движутся и перемещаются в пространстве. Рассмотрим опыт, связанный с раствором медного купороса в воде. Этот опыт также указывает на возможность молекул разного сорта перемешиваться между собой. Если в раствор купороса аккуратно налить воды (слайд 2), то между двумя слоями образуется четкая граница раздела. Но через пару граница станет не такой резкой, а через 2-3 недели она вообще исчезнет и жидкость в сосуде приобретёт однородный цвет. (слайд 3). Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузия. Так как молекулы движутся не только в газах и жидкостях, но и в твердых телах, то в этих веществах так же возможно диффузия (слайд 4). Если положить слиток золота на свинец, то через пять лет, между ними будет прослойка шириной 1 мм., состоящая из смеси молекул золота и свинца. | Делают записи в тетрадях. |
Демонстрация опыта | 7 мин. | Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. Таким образом, явление диффузии протекает по-разному при разной температуре: чем выше температура вещества, тем быстрее диффузия. Покажем это проведя опыт: в два одинаковых стакана нальем воду, в один горячую, в другой холодную. Опустим в каждый из стаканов по одному пакетику чая и пронаблюдаем за результатом. | Наблюдают за опытом, делают записи |
Закрепление изученного. | 10 мин. | В качестве закрепления материала предлагаю вам провести физический диктант, отвечайте на вопросы «да» или «нет» (слайд 6). Теперь обменяемся тетрадями в парах и проверим диктант (слайд 7). | Решают задания. Проводят контроль одноклассников |