-изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата;
-сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек.
-уметь определять водоразделы и бассейны рек.
-воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, экологическую культуру;
- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивив, потребностей;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
- формировать действия целеполагания ( в том числе преобразование практической задачи в познавательную);
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий;
- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- знать определения понятий « река», «исток», «устье», «русло», «речная система», «водораздел», «речной бассейн»;
- определять по картам разные виды источников и устьев рек.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели;- проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | 1.Настрой- - установка. – Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное. – Здравствуйте! Скажем мы новому дню! – Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! – Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок! Все готовы – все готовы Все в порядке – все в порядке.
| Подготовка учащихся к уроку | Слайд № 1 | Получают положительный настрой на урок | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний (3 мин) | Предлагает выполнить тест Самопроверка результатов | Выполняют входной тест Самопроверка по ключу Самооценка | Входной тест: (приложение 1) | Знать: -определения понятий залив, пролив, остров; Определять: самый большой океан, пролив, залив, остров, соленой море | Давать определения понятиям, самостоятельно выбирать правильность ответов |
ФФормулирование темы урока, постановка цели (5 мин). Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | 1.Предлагает послушать притчу о ручейке. Вопрос: - О чем говорится в притче? - Какую тему будем изучать на уроке. 3. Вы уже поняли, что тема урока … (Реки) Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки. – Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река? –Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.). –Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам –Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты. Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках , легенд. Алтайский народ всегда бережно относился к воде, обожествлял, считал святыней. Творческое задание: назовите обычаи и традиции связанные с рекой.
| 1.Формулируют тему урока, цели и задачи урока 2.Заполняют таблицу ЗХУ 2.Рассказывают легеды или стихотворения о реке. 3.Рассказывают о обычаи алтайского народа: - не выбрасывали мусор, не плевать в реку; -после заката не брали воду с реки, а если была необходимость, то прежде чем набрать воды в ведро бросали камушки, чтобы разбудить духа воды и т.д. | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Физическая карта мира | - знать определения понятий « река», «исток», «устье», «русло», «речная система», «водораздел», «речной бассейн»; - знать части реки; -понимать различия между речной системой и бассейном реки; - знать источники питания рек; - называть и показывать на карте крупнейшие реки мира, России, своего края; - определять по картам разные виды источников и устьев рек. | Познавательные: Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание. |
ИИзучение нового материала (15 мин) Цель: -изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата - познакомить с крупнейшими реками России, мира. -сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек. | Делит класс на группы Раздает карточки самостоятельной работы Заслушивает ответы учащихся | Работают в парах Защита работ – дают определение терминам и показывают их на карте Заполняют контурную карту | Слайд № 6 Приложение 2, 3 Слайды № 7, 8, 9, 10 | - знать определения понятий « река», «исток», «устье», «русло», «речная система», «водораздел», «речной бассейн»; - знать части реки; -понимать различия между речной системой и бассейном реки; - знать источники питания рек; - называть и показывать на карте крупнейшие реки мира, России, своего края; - определять по картам разные виды источников и устьев рек. | Познавательные:- давать определения понятиям; Коммуникативные: - преобразовывать схемы (модели) для решения задач; - формировать действия целеполагания ( в том числе преобразование практической задачи в познавательную); Регулятивные: - планировать пути достижения цели; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; - адекватно использовать речевые средства для объснения содержания совершаемых дейстий; - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. |
ЗЗакрепление пройденного (5 мин) Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Задание: Найти и показать на карте исток, устье реки Волги, Оби, бассейн реки Амазонка, водораздел реки Енисей. Вопрос: - Какое значение имеют реки для человека? Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об особенностях строения речной системы и долины, частей реки. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Работают у карты | Слайды № 11 Приложение 4 | Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание. |
ФФизминутка (5 мин) | | | Слайд №12 | | |
ККонтролирующие задания (5 мин) Цель: - осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Контролирует выполнение работы. Осуществляет контроль; выборочный контроль. Организует взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения задания; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. | Осуществляют: самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку. | Контрольный тест Приложение 5 | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: - самоопределение. |
РРефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Просит заполнить таблицу ЗХУ Опрос учащихся о достигнутых целях и задачах Оценить свою деятельность Оцените свое настроение «ладошки» | Заполнение таблицы ЗХУ Заполняют листки достижений Самооценка Оценка настроения по ладошкам красный- отличное Синий – удовлетворительное Желтый - плохое | Лист достижений. Приложение 6 Заполните третью колонку «Узнал». – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогал справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? | 1. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 2. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |
ДДомашнее задание и итог урока (2 мин) | Задает домашнее задание, выставляет оценки | Выбирают и записывают в дневниках. | Слайд № 13 П. 35 прочитать, выучить определения. Задания по выбору Описать реку по плану на стр.154 Написать сообщение о реках Составить кроссворд Написать стихотворение или рассказ о реках. | | |