СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Решение задач с экологическим содержанием"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии по теме "Решение задач с экологическим содержанием" разработан в соответствие с ФГОС, целью урока является организовать деятельность учащихся по  формированию знаний, умений и навыков решения задач экологического содержания, с использованием понятий «доля», «процентная концентрация».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Решение задач с экологическим содержанием"»

Лабкова Ирина Васильевна, учитель химии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска


Решение задач с экологическим содержанием. 8 класс.

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию знаний, умений и навыков решения задач экологического содержания, с использованием понятий «доля», «процентная концентрация».

Задачи:

  • образовательные: формирование универсального расчетного понятия «массовая доля» и практических навыков и умений проведения экологических исследований компонентов окружающей среды,

  • развивающие: развитие способности к самостоятельному выбору метода решения задач; умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся,

  • воспитательные: формирование экологической культуры учащихся, научного мировоззрения, возможностей применения научных знаний для объяснения процессов, происходящих в природе, быту.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты.

• Предметные.

Научится:

  • оперировать понятиями раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задач;

  • доказывать и опровергать с помощью конкретных примеров утверждения;

  • углубить и развить представления о решении задач на растворы;

  • исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

• Метапредметные.

  • Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснов ание; умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам; поиск и выделение необходимой информации.

  • Регулятивные: коррекция, целеполагание, развитие умений анализировать экологические ситуации.

  • Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

  • Личностные: развитие логического мышления, внимания, интереса к предмету, формирование умений и навыков экологически целесообразного поведения.

Решаемые учебные проблемы

Осмысленное решение химических задач. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни, задачи экологии, взаимосвязь химии и экологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, построение логической цепочки рассуждений, сопоставление полученного результата с условием задачи.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Активизация познавательного процесса на уроке

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний (подготовка к учебно-познавательной деятельности)

Рейтинговое оценивание (по 5-бальной системе за каждое задание)

Химическая разминка (устный фронтальный опрос)

1. В каких темах мы применяем понятие “доля”, «процентная концентрация»?(Ответ: при определении массовой доли элемента в соединении и решении задач на смеси).

2. А что такое смеси? ( Ответ: смеси - это системы, состоящие из двух и более компонентов)

3. Какие бывают смеси? Приведите примеры.

(Смеси бывают неоднородными – это такие смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь (например, мутная речная вода ) и однородными, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, образующих смесь.

Среди однородных (гомогенных) смесей можно выделить:

1.Жидкие ( растворы кислот, щелочей, солей);

2.Газообразные ( смеси газов);

3.Твердые ( сплавы). )

4. Какими формулами мы пользуемся при расчете массовой доли? Химический тренажер


Обозначение

Формула для расчета

Массовая доля химического элемента

W

W(Э)% = Ar(Э) ∙ 100%

Mr вещества

Массовая доля растворенного вещества

W

W% = m в-ва ∙ 100%

m (раствора)

Масса раствора

m р-ра

m р-ра= m(в-ва) + m (растворителя)

Масса растворенного вещества

m в-ва

m в-ва = m р-ра ∙ W

Подведение итогов по воспроизведению знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте сформулируем тему, цель и задачи нашего сегодняшнего урока.

Задача № 1. Все соли кадмия сильно токсичны. Вычислите и сравните между собой массовые доли этого элемента в следующих солях: нитрате кадмия, сульфате кадмия, хлориде кадмия и бромиде кадмия. Какая соль кадмия самая ядовитая?

Информационный проект «Источники кадмия и опасность» (приложение 1)

Задача №2. В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, шоколада, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из неё веществ в чистом виде – дело очень трудоёмкое и дорогое.

Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующий «мусор», а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.

Составьте алгоритм разделения смеси, используя технологическую карту, и проведите опыт.

Технологическая карта задачи 2

Задание. Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующих мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси.

Оборудование и реактивы: колба, химический стакан, фильтр бумажный, воронка, спиртовка, спички, фарфоровая чашечка, весы разновесы, стеклянная палочка

Направления поиска.

1 этап – планирование работы

Составьте план разделения смеси

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2 этап - экспериментальный

Выполнение лабораторной работы группами по разделению смеси.

Техника безопасности.

Во время работы в кабинете химии соблюдайте чистоту, порядок на рабочем месте. Опыты производите только над столом. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

3 этап - презентация работ

Задача № 3. А знаете ли вы, что в почве при избытке азотных удобрений в плодах, ягодах и корнеплодах могут, накапливаются вредные для здоровья соли – нитраты. Попадая в пищеварительную систему человека, они восстанавливаются до нитритов, а это грозит отравлением: нитриты окисляют гемоглобин крови, лишая его способности к переносу кислорода.

Определите массовую долю калийной селитры в растворе, полученном при сливании 160г 5%-го и 140г 20%-го растворов данной соли. При решении этой задачи вам поможет схема:

Вычисление массовой доли раствора после сливания двух растворов

w1 + w2→ w3 ?

m2р-ра


m1р-ра

m1в-ва = m1р-ра ∙ w1

m2в-ва = m2р-ра ∙ w2

m3р- ра = m2р-ра + m1р-ра

m3р-ра


Задача №4. Помимо основных элементов питания, таких как азот, фосфор, калий, растения нуждаются и в микроэлементах, без которых они не могут нормально развиваться. Например, при полном отсутствии в почве соединений меди плодовое дерево становится больше похоже на куст. Картофель и помидоры при нехватке меди заболевают фитофторой. Обычно в почве бывает достаточно меди, особенно в тех местах, где применялись в качестве ядохимикатов бордосская смесь. Однако на осушенных болотах и торфяниках этого микроэлемента может оказаться слишком мало; его недостаток восполняют, опрыскивая растения раствором медного купороса - кристаллогидрата сульфата меди (II) состава CuSO4 . 5H2O (4 г на 10 л воды).

Если растения (например, помидоры) в теплице были поражены фитофторозом, то рекомендуется после сбора урожая и удаления ботвы с грядок обработать землю 1,5%-ным (в расчете на безводную соль) раствором сульфата меди. Какая масса кристаллогидрата состава CuSO4 . 5H2O (кр) требуется для приготовления 10 л такого раствора? Плотность 1,5%-ного раствора CuSO4 равна 1014 г/л.

Задача №5. Для засола огурцов используют 7%-ный водный раствор поваренной соли (хлорида натрия). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли, и объем воды необходимый для приготовления 100 г 7% раствора соли. Используя инструктивную карточку и соответствующее оборудование, приготовьте данный раствор соли.

Инструктивная карточка.

Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

Запрещается пробовать вещества на вкус (а), брать вещества руками (б), оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами (г); работу проводить только над столом (д)

План выполнения работы.

1. Произведите расчеты.

2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в колбу на 200 мл. Помните! К соли приливают воду!

Взвешивание

Технохимические весы:
1 – стойка; 2 – стремена; 3 – коромысло;
4 – чашка; 5 – стрелка; 6 – ручка арретира
  • Отрегулируйте арретиром весы.

  • Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, а разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, а на левую – разновесы.)
    Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.

  • После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.

  • По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают!

3. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой.

4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Приведите рабочее место в порядок

Задача №6. Допустим, по улице Ленина в городе Курске за одни сутки проходит 1050 автомобилей. Каждый автомобиль за 1 час выделяет 6г выхлопных газов, массовая доля оксида углерода(II) в которых 1%. Какая масса оксида углерода (II) попадает в воздух в районе этой улицы за сутки?

Информационный проект учащегося «Угарный газ» (Приложение 2)

IV. Выводы

V. Домашнее задание

1. Споровые грибы (боровики, подосиновики и подберёзовики) накапливают бром. Массовая доля брома в этих грибах примерно 0,0014%. Рассчитайте, какая масса брома содержится в 1т грибов.

2. Сообщение: физиологическое действие брома. (индивидуально)

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я научился…

• Мне было интересно...

• Мне было трудно…

• Я понял, что…

• Я почувствовал, что…

• Больше всего мне понравилось…

• Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому

VII. Подведение итогов урока

Список литературы:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия [Текст] / Л. Ю. Аликберова . – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 559 с.

2. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе №3, 2000. С.59-61.

3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс[Текст] / О. С. Габриелян – М.: Блик и КО, 2001.–397с.

4. Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе №5, 2007

5. Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе№7, 2007

6. Медведева М.В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Среднее профессиональное образование№6, 2009 – с.25

7. Назаренко В.М. Контролирующие задания с экологическим содержанием. Химия в школе№1, 1993- с. 7-9.

8. Химия, 8 класс [Текст]: учебник для образовательных учебных заведений/ О.С. Габриелян В.П.– 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Дрофа, 2015 – 208 с.

Приложение 1

Кадмий – это тяжелый металл, который получают при выплавке других металлов, таких как медь, цинк или свинец. Кадмий широко используется в производстве никель-кадмиевых аккумуляторов, а также содержится в сигаретном дыме. Непрерывное воздействие кадмия приводит к очень серьезным последствиям для здоровья человека, включая тяжелые заболевания почек и легких. С наибольшим риском отравления кадмием связана деятельность металлургов, сварщиков и работников, занятых в производстве аккумуляторов, в электронной и текстильной промышленности. Никель-кадмиевые заряжаемые аккумуляторы есть у каждого из нас – они используются в мобильных телефонах и многих других электронных устройствах. Кадмий применяется в производстве некоторых красок, пластика, металлических покрытий. Некоторые удобряемые почвы также могут содержать большое количество этого токсичного металла. Ежедневно вдыхая сигаретный дым, мы подвергаем себя воздействию кадмия.

Уже давно не секрет, что сигареты содержат следы кадмия, и курильщик вдыхает частицы этого металла вместе с дымом. В среднем в организм курильщика поступает вдвое больше кадмия, чем в организм некурящего человека. Пассивное курение также несет угрозу.

Эффекты кадмия на организм сильно зависят от пути введения и полученной дозы этого вещества, длительности воздействия и состояния здоровья человека. Как только кадмий попадает в наш организм, он начинает накапливаться в почках и печени, а затем очень медленно выводится из организма с мочой.

Вдыхание через легкие – это основной путь, по которому кадмий проникает в организм работников, занятых в промышленности. Для профилактики воздействия кадмия нужно соблюдать строгие меры предосторожности. На многих предприятиях контролируется содержание кадмия в воздухе, используются эффективные средства защиты работников. Пренебрежение к правилам со стороны руководства предприятий и самих работников приводит к печальным последствиям. Длительное вдыхание кадмия начинает проявляться симптомами, похожими на простуду: повышение температуры, озноб, боли в мышцах. Позднее развивается повреждение легких: одышка, боль в груди, кашель. В тяжелых случаях повреждение легких приводит к смерти больного. Вдыхание воздуха, содержащего небольшое количество кадмия, постепенно ведет к заболеваниям почек и остеопорозу. Повышается вероятность рака легких.

Употребление воды и продуктов, загрязненных кадмием, иногда вызывает раздражение желудка, боль в животе, тошноту, рвоту и диарею. Также могут возникать симптомы, напоминающие грипп; отек гортани и покалывание в руках. После приема зараженной пищи в организме остается только небольшое количество кадмия. Но если вы употребляете такую пищу длительное время, это может привести к нарушению работы почек и ослаблению костной ткани. Длительный прием кадмия в больших дозах вызывает поражение почек, печени, сердца, а в тяжелых случаях приводит к смерти.

Для лечения отравления кадмием не существует специфических средств. Больным назначается поддерживающее лечение. Важнейшим шагом в лечении таких больных является снижение риска воздействия кадмия в будущем.

Предложения по снижению риска могут включать:

• перемена места работы и отказ от опасных хобби, таких как пайка.

• обязательное использование средств защиты и медосмотры. Если ваша работа или хобби предполагает контакт с кадмием, регулярно проверяйтесь у врача.

• здоровое, сбалансированное питание с ограниченным содержанием моллюсков, морской рыбы, печени и почек животных.

• отказ от курения. Сигареты содержат кадмий, поэтому курение вредит организму, даже если это пассивное курение. Немного о кадмиевых батарейках Обыкновенные щелочные батарейки не содержат кадмий. Но никель-кадмиевые (Ni-Cd) перезаряжаемые аккумуляторы могут быть потенциально опасными. Эти батарейки должны использоваться в строгом соответствии с инструкцией производителя и правильно утилизироваться. Не позволяйте детям играть с этими изделиями. Берегите свое здоровье

Приложение 2

Монооксид углерода (угарный газ, оксид углерода (II)) – опасный загрязнитель атмосферы. Образуется он при сжигании углерода в свободном виде или в виде соединений (кокс, уголь, бензин) при температурах выше 10000С и при недостатке кислорода. Угарный газ присутствует также в табачном дыме, отходящих газах печей при плохой тяге. При попадании в организм человека он снижает работоспособность гемоглобина крови к переносу кислорода, вызывает болезни сердечнососудистой системы, снижает активность работы мозга. Этот яд вдвойне опасен оттого, что не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Он легче воздуха, плохо растворяется в воде. Признаки отравления малыми дозами: кровь необычно яркой окраски, сильная головная боль, иногда потеря сознания. Смертельная доза в воздухе составляет 0,2%. Определить наличие СО в воздухе можно с помощью бумажки, смоченной раствором хлорида палладия. Это безотказный сигнализатор: едва содержание СО в воздухе превысит допустимую норму (0,02 мг на литр), бумажка чернеет.

Приложение 3

Лист оценивания.

Ф.И.______________________



Балл


Критерии оценивания

1

Повторение


Если ответил на вопрос :

- правильно - 2 балла

- была 1 ошибка - 1 балл

- неправильно -0 баллов

2

Задача 1


Если решал задачу:

- у доски (объяснял решение)- 2б

- в тетради - 1 балл

- неправильно - 0 баллов

3

Задача 2



4

Задача 3



5

Задача 4



6

Задача 5



7

Задача 6




итого




оценка



Критерии оценивания:

9 и более баллов- "5"

6-8 баллов - "4"

4-5 баллов - "3"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!