Цель урока: Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;
Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;
Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.
2. Воспитательные:
Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;
Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;
Совершенствовать навыки общения.
3. Развивающие:
Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;
Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;
Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.
Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.
Тип урока: Урок – дебаты. Изучение нового материала; первичное закрепление знаний.
Технологии: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.
Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры “Дебаты”.
Урок-дебаты дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.
Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:
Обучающие (закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками)
Развивающие (развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения)
Воспитательные (формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы)
Коммуникативные (учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Наряду с внешними и внутренними факторами дебатов их нельзя рассматривать вне способностей и умений человека. В число таких умений входит способность действовать рационально, т.е. строить свою деятельность, следуя некоторой оптимальной методике или тактике. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и иметь смелость признаваться в своей неправоте.
Преимущества технологии “Дебаты”:
формирование критического мышления учащихся
дифференциация содержания учебного материала
обеспечение индивидуализации учебной деятельности
разнообразие форм и методов обучения
формирование функциональной компетентности учащихся
Дебаты – это эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.)
Ход урока
I. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале «Вокруг света»: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.
Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
/Вирусы/
И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: «Вирусы – таинственная загадка природы!». Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока!
На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.
Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.
Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.
История открытия вирусов.
В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).
Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
С момента его открытия возникло немало вопросов: Вирусы!
– Это существа или вещества?
– Они живые или неживые?
–Они Кто или Что?
Я предлагаю и вам ребята ответить на эти вопросы, но для этого мы должны поставить перед собой ЦЕЛЬ: Изучить строение, классификацию и значение вирусов. /см. приложение 1/
Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся.)
Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.
Строение вирусов.
Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.
Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!
Строение вируса
Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.
Химический состав
В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа
Функция.
Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.
Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.
Предлагаю Вам для закрепления материала ПРОВЕСТИ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ, используя подручные средства, предложенный план строения, смоделировать строение вируса используя технику ОРИГАМИ!
Приложение 2
Это ВИРУС, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.
Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?
Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах Задание №4 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.
Проверяем результаты и делаем вывод!
Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.
Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.
Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку -ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:
Посмотрим, как это происходит.
Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.
Этап 2. Проникновение вируса в клетку.
Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).
Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.
Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.
(Демонстрация интерактивной модели )
Вирусы, поступившие в живую клетку:
управляют клеточным механизмом клетки-хозяина
вносят в клетку только свою генетическую информацию.
Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.
– Где размножается Вирус иммунодефицита человека?
Ответ на этот вопрос нам подготовил Анненков Александр
(Сообщения учащегося.)
Учитель: Вакцины против ВИЧ нет!
В течение последних 100 лет ученые не раз меняли свое представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней.
Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?
Вспомним, что и мы в начале урока поставили перед собой вопрос : Вирусы! – Это существа или вещества? – Они живые или неживые?
Вирусы – это Что или Кто?
ДЕБАТЫ
Ответить на эти вопросы нам поможет интеллектуальная игра «ДЕБАТЫ». Где две команды: “ЗА” (сторонники гипотезы, что вирусы – живые существа) и “ПРОТИВ” (сторонники гипотезы, что вирусы не являются живыми существами) будут отстаивать свое мнение.
Правила игры
В начале дебатов распределяются обязанности между членами команды :
Спикер команды,
Ответственный за информацию из энциклопедии,
Ответственный за информацию из Интернет-ресурсов.
Ответственные за выполнение практической части.
В ходе дебатов спикеры команд поочередно выступают с речью, чтобы продемонстрировать судье - эксперту большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.
Для подготовки к ДЕБАТАМ команды могут использовать данные энциклопедий, учебника и пользоваться Интернет-ресурсами. Так же в течение всей игры проводится мониторинг информационных листов. Для подтверждения своих позиций команда должна сделать: электронный коллаж на заданную тему.
Каждой команде на протяжении дебатов дается время – таймаут на подготовку к выступлению не более 5-ти мин.
Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперт, который вносит свои оценки в протокол.
Эксперту - судье в конце дебатов предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались наиболее доказательными и значимыми.
Экспертом назначается!
Подведение итогов игры.
Выступление команд «За» и «Против». приложение 3
Учитель: Вопрос о том, где находится грань между "живым" и "неживым" до сих пор не определён официальной наукой. С появлением микроскопа, когда учёным удалось увидеть клетку, они посчитали её элементарным живым объектом. Все тела, которые состоят из клеток, стали считаться живыми, а все остальные тела, не имеющие клеточной структуры - неживыми. Но вскоре были открыты вирусы, и это открытие внесло разлад в ряды учёных.
Я предоставляю слово нашему СУДЬЕ –ЭКСПЕРТУ.
Эксперт: Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.
В итоге нам придется отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым. И правят в своем отдельном царстве «ВИРУСЫ».
Учитель: Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.
– Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.
– Вывод: Вирус- Отдельная Биосистема Организменного уровня.
(Запишите вывод в конце информационного листа!)
Итак мы получили ответы на наши вопросы , которые мы поставили перед собой в начале нашего урока !
Но я считаю, что нельзя закончить урок не поговорив о вирусе гриппа и его разновидностях – Свинной горпп, Птичий грипп!!!
Сейчас наступил очень тревожный период когда по стране господствует вирус ГРИППА. До сих пор нет надежной вакцины от гриппа.
Этот вопрос осветит ________________________________.
Учитель: Нельзя не сказать о роли вирусов!
Роль вирусов:
Негативная роль.
Вирусы широко распространены в природе и могут вызывать различные заболевания растений, животных и человека.
Более десяти основных групп вирусов опасны для человека.
Поэтому, чтобы победить врага, превратить его в помощника нужно знать его природу и сущность.
Позитивная роль.
Головокружительные успехи, сделанные при изучении вирусов, не только раскрывают характер вирусных болезней, но и помогают глубже понять природу самой жизни. Сегодня без вирусов невозможно было бы представить бурное развитие науки БИОЛОГИИ. В настоящее время вирусами интересуются биологи разных специальностей — вирусологи, цитологии, бактериологи, эпидемиологи, инфекционисты, биохимики, генетики, иммунологи, зоологи, научные работники медицинских и научно-исследовательских институтов и лабораторий.
Вирусы являются объектом нано – биотехнологий, генной инженерии, а также регулируют численность живых организмов в биосфере.
И в заключение мой СОВЕТ!!!
Ведите правильный образ жизни!
Соблюдайте правила личной гигиены!
Занимайтесь спортом!
Остерегайтесь больных людей !
Следите за своим здоровьем!
И вирусы вас будут нипочем!
С 13.10 в кинотеатрах Москвы и Московской обл. началась премьера фильма БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА ЗАРАЖЕНИЕ – этот фильм предупреждение всем нам:
ВИРУС МОЖЕТ БЫТЬ СМЕРТЕЛЕН!
ВРАЧИ МОГУТ БЫТЬ БЕССИЛЬНЫ!
НО ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, И ЛЕКАРСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДУТ!
Подробно о фильме вы можете познакомиться на сайте , который найдете в рекламных брошюрках! /РАЗДАТЬ/
ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ! ВСЕМ КЛАССОМ!
Д/З
Написать отзывы о фильме – всем!
Провести мини-исследование по вопросу: Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? Оформить результаты исследования в рабочей тетради.
Написать заметку в газету на тему “Вирусы: друзья или враги?” т.е. раскрыть тему «Роль вирусов».
Урок закончен, ОЦЕНКИ!
Приложение 4
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ТЕМА УРОКА: «Вирусы- таинственная загадка природы»
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить строение, классификацию, значение вирусов.
ВОПРОС УРОКА: Вирусы – это Что или Кто?
По ходу урока самостоятельно выполняйте Задания информационного листа!
Задание №1 Заполните таблицу.
Наука, изучающая ВИРУСЫ | |
Ф.И.О. ученого, открывшего ВИРУСЫ | |
ВИРУС (с лат. яз.) | |
ВИРТУАЛЬНАЯ ВИРУСНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Задание №2 Заполните таблицу.
Размеры ВИРУСОВ | |
Форма ВИРУСОВ | |
Группы ВИРУСОВ | | | | |
ВИРУС в состоянии покоя | |
ВИРУСЫ – это внутриклеточные паразиты! |
Части ВИРУСА | | |
Химические свойства | | |
Функция | | |
Задание №4
1.На какие 2 группы делят ВИРУСЫ по составу генетического материала?
2. Как называются ВИРУСЫ, поражающие бактерии ___________________________________
Задание №5 Лабораторная работа .Сравнить строение клетки бактерий, растения и вируса табачной мозаики.
Задание: сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды.
Органоиды | Клетка бактерий | Клетка растения | Вирус табачной мозаики |
Клеточная оболочка | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоли | | | |
Хлоропласты | | | |
ВЫВОД:
Приложение 1
Отличительные признаки вирусов
Отличия вирусов от неживой природы | Отличия вирусов от живой природы |
1.Вирусы способны размножаться | 1.Вирусы не имеют клеточного строения |
2.Обладают наследственностью | 2.Не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизм) |
3. Способны к изменчивости | 3.Существуют как внутриклеточные паразиты |
| 4.Не увеличиваются в размерах (не растут) |
| 5.Имеют особый способ размножения |
| 6.Имеют только одну нуклеиновую кислоту: либо ДНК , либо РНК. |
Команда «ПРОТИВ»
Информация полученная на уроке , выполнение задания информационного листа, данные Энциклопедии, помощь интернета дали возможность нашей команде сделать следующие ВЫВОДЫ!!!
Всем живым организмам свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно.
Элементарной структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка.
Вирус не попадает под определение живого объекта, так как он не состоит из клеток, сам не является клеткой и по размерам намного меньше клетки. Вирус не имеет ничего общего с клеткой, а так как живыми признаны только клеточные тела, то получается, что вирус, это неживой объект.
Вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), упакованной в белковую оболочку. Если судить о вирусах только по этому описанию, то они действительно больше похожи на химические субстанции, чем на живой организм.
Вирусы содержат генетическую информацию, но не могут самостоятельно реализовать ее.
Вирусы могут размножаться только внутри живой клетки.
Вирусы не размножаются на искусственных питательных средах - они чересчур разборчивы в пище. Обычный мясной бульон, который устраивает большинство бактерий, для вирусов не годится.
Поскольку вирусам недостает столь многих функций, присущих живым организмам, а также в связи с тем, что они обладают свойствами, которые мы привыкли встречать только в неживой природе, например, способностью к образованию кристаллов, вирусы нельзя отнести к живым существам.
В итоге наша команда пришла к выводу , что
Вирус — это оборотень. В клетке он ведет себя как существо, размножается, потомки его несут признаки родителей. Вне клетки он не что иное, как вещество, ведет минеральное существование, может превращаться в кристалл.
Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты
Команда «ЗА»
Используя данные урока, энциклопедии, а так же помощь интернет ресурсов наша команда может сказать следующее:
Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов и их совокупность.
Как и другие организмы, вирусы способны к размножению. Вирусы обладают наследственностью.
В природе, носителем генетической информации являются нуклеиновые кислоты. Известно два основных типа нуклеиновых кислот: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). У большинства живых организмов нуклеиновые кислоты содержатся в ядре и цитоплазме (клеточном соке). Вирусы, хоть и являются неклеточными структурами, но также содержат нуклеиновые кислоты. У вирусов, как и у прочих живых организмов, нуклеиновые кислоты играют роль носителя генетической информации. ДНК и РНК вирусов являются материальным субстратом наследственности и изменчивости вирусов – двух основных составляющих в эволюции вирусов в частности и всей живой природы в целом.
Вирусы влияют абсолютно на все формы жизни на Земле, а часто и определяют их судьбу. При этом они тоже эволюционируют. Прямым доказательством служит появление новых вирусов, таких как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД.
Вирусы, бесспорно, обладают свойством, присущим всем живым организмам, - способностью к воспроизведению, хотя и при непременном участии клетки-хозяина. Когда вирус проникает в клетку, он сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь клеточный аппарат, заставляя его синтезировать вирусные ДНК или РНК и вирусные белки. Такая схема заставила многих ученых по-новому взглянуть на вирусы. По словам вирусологов Марка ван Регенмортеля из Страсбургского университета во Франции и Брайана Махи из центров по профилактике заболеваний и контролю за их распространением, такой способ существования можно назвать "жизнью взаймы".
Эволюционное развитие вирусов имеет много общего с эволюцией других патогенных организмов. Для того чтобы сохраниться как вид, ни один паразит не может быть слишком опасным для своего основного хозяина, в котором размножается. В противном случае это привело бы к полному исчезновению хозяина как биологического вида, а вместе с ним и самого возбудителя.
Вирусы, как и любые другие паразиты, стимулируют деятельность защитных сил организмов.
Несмотря на довольно простую органическую структуру, вирусы являются полноправными представителями живой природы. Им присущи основные признаки жизни, такие как: способность к самовоспроизведению, изменчивость, наследственность, способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, подчинение законам эволюции.
Важно помнить, что в природе нет «полезных» и «вредных», а главное нет «лишних» звеньев и каждый организм выполняет свою, только ему свойственную роль в бесконечном спектакле под названием Жизнь.
Эксперт:
Разрешаю начать Дебаты!
Предоставляю слово спикеру команды «ПРОТИВ»
Предоставляю слово спикеру команды «ЗА»
Эксперт делает вывод!
Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.
В итоге нам придется отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым. И правят в своем отдельном царстве «ВИРУСЫ».
Что такое СПИД ?
В 1981 году появилось новое, ранее неизвестное науке, вирусное заболевание, получившее название СПИД.
Аббревиатура СПИД означает:
Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.
Приобретенный – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям.
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека
вызывает заболевание СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита (повреждение системы клеточного иммунитета, организм становится совершенно беззащитным перед микробами)
содержит 2 молекулы РНК
связывается с лейкоцитами, снижая их функциональную активность.
Природа вируса и механизм его действия
ВИЧ - это РНК-содержащий вирус . В отличие от онковирусов он вызывает не рост инфицированных клеток, а их гибель. Вирус, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические клетки, Белок вируса, оставшийся на поверхности клетки, изменяет её так, что она становится мишенью для клеток-убийц. Клетка погибает, а размножившиеся внутри неё вирусы попадают в кровоток, а оттуда в другие лимфоциты, и процесс повторяется снова. Макрофаги, зараженные ВИЧ, не погибают, а становятся местом размножения вируса, его резервуаром.
Перед вами схема действия вируса имунодефицита человека, Зараженная клетка человека
Гипотезы возникновения ВИЧ:
(переливание крови, пересадка органов и другие открытия)
(бактериологическое оружие)
(существование вируса с древних времен)
Фазы эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции
Начальная фаза – распространение ВИЧ идет в основном в среде лиц нетрадиционной ориентации ориентации;
Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется кровяным путем;
Третья фаза – когда в процесс вовлекается все население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путем.
Стадии болезни СПИДа
Заражение инфекцией ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.
Скрытый период: от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.
СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома ), сепсис и другие инфекционные заболевания.
ПОМНИТЕ!
СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.
Приложение 1
Отличительные признаки вирусов
Отличия вирусов от неживой природы | Отличия вирусов от живой природы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |