СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан вместе с презентацией "Вирусы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Вирусы"»

Цель урока: Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.


Задачи урока:


1. Образовательные:

Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;

Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;

Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.


2. Воспитательные:

Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;

Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;

Совершенствовать навыки общения.


3. Развивающие:

Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;

Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;

Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.


Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.


Тип урока: Урок – дебаты. Изучение нового материала; первичное закрепление знаний.


Технологии: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.


Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.


Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры “Дебаты”.


Урок-дебаты дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.


Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:

Обучающие (закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками)

Развивающие (развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения)

Воспитательные (формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы)

Коммуникативные (учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.


Наряду с внешними и внутренними факторами дебатов их нельзя рассматривать вне способностей и умений человека. В число таких умений входит способность действовать рационально, т.е. строить свою деятельность, следуя некоторой оптимальной методике или тактике. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и иметь смелость признаваться в своей неправоте.


Преимущества технологии “Дебаты”:

формирование критического мышления учащихся

дифференциация содержания учебного материала

обеспечение индивидуализации учебной деятельности

разнообразие форм и методов обучения

формирование функциональной компетентности учащихся


Дебаты – это эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.)


Ход урока


I. Мотивация.


Вступительное слово учителя. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале «Вокруг света»: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.


Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?


/Вирусы/


И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: «Вирусы – таинственная загадка природы!». Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока!


На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.


Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.


Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.


История открытия вирусов.


В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).


Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.


Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.


С момента его открытия возникло немало вопросов: Вирусы!


– Это существа или вещества?


– Они живые или неживые?


–Они Кто или Что?


Я предлагаю и вам ребята ответить на эти вопросы, но для этого мы должны поставить перед собой ЦЕЛЬ: Изучить строение, классификацию и значение вирусов. /см. приложение 1/


Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся.)


Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.


Строение вирусов.


Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!


Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.


В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).


Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.


Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.


Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!


Строение вируса


Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.


Химический состав


В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .


Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа


Функция.


Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.


Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.


Предлагаю Вам для закрепления материала ПРОВЕСТИ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ, используя подручные средства, предложенный план строения, смоделировать строение вируса используя технику ОРИГАМИ!


Приложение 2


Это ВИРУС, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.


Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?


Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах Задание №4 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.


Проверяем результаты и делаем вывод!




Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.


Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.


Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку -ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:


Посмотрим, как это происходит.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.

Этап 2. Проникновение вируса в клетку.


Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).


Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.


Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.


(Демонстрация интерактивной модели )


Вирусы, поступившие в живую клетку:

управляют клеточным механизмом клетки-хозяина

вносят в клетку только свою генетическую информацию.


Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.


– Где размножается Вирус иммунодефицита человека?


Ответ на этот вопрос нам подготовил Анненков Александр


(Сообщения учащегося.)


Учитель: Вакцины против ВИЧ нет!


В течение последних 100 лет ученые не раз меняли свое представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней.


Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?


Вспомним, что и мы в начале урока поставили перед собой вопрос : Вирусы! – Это существа или вещества? – Они живые или неживые?


Вирусы – это Что или Кто?


ДЕБАТЫ


Ответить на эти вопросы нам поможет интеллектуальная игра «ДЕБАТЫ». Где две команды: “ЗА” (сторонники гипотезы, что вирусы – живые существа) и “ПРОТИВ” (сторонники гипотезы, что вирусы не являются живыми существами) будут отстаивать свое мнение.


Правила игры


В начале дебатов распределяются обязанности между членами команды :

Спикер команды,

Ответственный за информацию из энциклопедии,

Ответственный за информацию из Интернет-ресурсов.

Ответственные за выполнение практической части.


В ходе дебатов спикеры команд поочередно выступают с речью, чтобы продемонстрировать судье - эксперту большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.


Для подготовки к ДЕБАТАМ команды могут использовать данные энциклопедий, учебника и пользоваться Интернет-ресурсами. Так же в течение всей игры проводится мониторинг информационных листов. Для подтверждения своих позиций команда должна сделать: электронный коллаж на заданную тему.


Каждой команде на протяжении дебатов дается время – таймаут на подготовку к выступлению не более 5-ти мин.


Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперт, который вносит свои оценки в протокол.


Эксперту - судье в конце дебатов предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались наиболее доказательными и значимыми.


Экспертом назначается!


Подведение итогов игры.


Выступление команд «За» и «Против». приложение 3


Учитель: Вопрос о том, где находится грань между "живым" и "неживым" до сих пор не определён официальной наукой. С появлением микроскопа, когда учёным удалось увидеть клетку, они посчитали её элементарным живым объектом. Все тела, которые состоят из клеток, стали считаться живыми, а все остальные тела, не имеющие клеточной структуры - неживыми. Но вскоре были открыты вирусы, и это открытие внесло разлад в ряды учёных.


Я предоставляю слово нашему СУДЬЕ –ЭКСПЕРТУ.


Эксперт: Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.


В итоге нам придется отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым. И правят в своем отдельном царстве «ВИРУСЫ».


Учитель: Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.


– Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.


– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.


– Вывод: Вирус- Отдельная Биосистема Организменного уровня.


(Запишите вывод в конце информационного листа!)


Итак мы получили ответы на наши вопросы , которые мы поставили перед собой в начале нашего урока !


Но я считаю, что нельзя закончить урок не поговорив о вирусе гриппа и его разновидностях – Свинной горпп, Птичий грипп!!!


Сейчас наступил очень тревожный период когда по стране господствует вирус ГРИППА. До сих пор нет надежной вакцины от гриппа.


Этот вопрос осветит ________________________________.


Учитель: Нельзя не сказать о роли вирусов!


Роль вирусов:


Негативная роль.


Вирусы широко распространены в природе и могут вызывать различные заболевания растений, животных и человека.


Более десяти основных групп вирусов опасны для человека.


Поэтому, чтобы победить врага, превратить его в помощника нужно знать его природу и сущность.


Позитивная роль.


Головокружительные успехи, сделанные при изучении вирусов, не только раскрывают характер вирусных болезней, но и помогают глубже понять природу самой жизни. Сегодня без вирусов невозможно было бы представить бурное развитие науки БИОЛОГИИ. В настоящее время вирусами интересуются биологи разных специальностей — вирусологи, цитологии, бактериологи, эпидемиологи, инфекционисты, биохимики, генетики, иммунологи, зоологи, научные работники медицинских и научно-исследовательских институтов и лабораторий.


Вирусы являются объектом нано – биотехнологий, генной инженерии, а также регулируют численность живых организмов в биосфере.


И в заключение мой СОВЕТ!!!

Ведите правильный образ жизни!

Соблюдайте правила личной гигиены!

Занимайтесь спортом!

Остерегайтесь больных людей !

Следите за своим здоровьем!


И вирусы вас будут нипочем!


С 13.10 в кинотеатрах Москвы и Московской обл. началась премьера фильма БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА ЗАРАЖЕНИЕ – этот фильм предупреждение всем нам:


ВИРУС МОЖЕТ БЫТЬ СМЕРТЕЛЕН!


ВРАЧИ МОГУТ БЫТЬ БЕССИЛЬНЫ!


НО ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, И ЛЕКАРСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДУТ!


Подробно о фильме вы можете познакомиться на сайте , который найдете в рекламных брошюрках! /РАЗДАТЬ/


ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ! ВСЕМ КЛАССОМ!


Д/З

Написать отзывы о фильме – всем!

Провести мини-исследование по вопросу: Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? Оформить результаты исследования в рабочей тетради.

Написать заметку в газету на тему “Вирусы: друзья или враги?” т.е. раскрыть тему «Роль вирусов».


Урок закончен, ОЦЕНКИ!


Приложение 4
























ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА




ТЕМА УРОКА: «Вирусы- таинственная загадка природы»

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить строение, классификацию, значение вирусов.

ВОПРОС УРОКА: Вирусы – это Что или Кто?


По ходу урока самостоятельно выполняйте Задания информационного листа!


Задание №1 Заполните таблицу.

Наука, изучающая ВИРУСЫ


Ф.И.О. ученого, открывшего ВИРУСЫ


ВИРУС (с лат. яз.)



ВИРТУАЛЬНАЯ ВИРУСНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Задание №2 Заполните таблицу.

Размеры ВИРУСОВ


Форма ВИРУСОВ


Группы ВИРУСОВ




ВИРУС в состоянии покоя


ВИРУСЫ – это внутриклеточные паразиты!

Части ВИРУСА




Химические свойства




Функция





Задание №4

1.На какие 2 группы делят ВИРУСЫ по составу генетического материала?




2. Как называются ВИРУСЫ, поражающие бактерии ___________________________________


Задание №5 Лабораторная работа .Сравнить строение клетки бактерий, растения и вируса табачной мозаики.

Задание: сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды.


Органоиды


Клетка

бактерий


Клетка

растения


Вирус табачной мозаики

Клеточная оболочка



Цитоплазма




Ядро




Вакуоли




Хлоропласты





ВЫВОД:







Приложение 1

Отличительные признаки вирусов


Отличия вирусов от неживой природы

Отличия вирусов от живой природы

1.Вирусы способны размножаться

1.Вирусы не имеют клеточного строения

2.Обладают наследственностью


2.Не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизм)

3. Способны к изменчивости

3.Существуют как внутриклеточные паразиты


4.Не увеличиваются в размерах (не растут)


5.Имеют особый способ размножения


6.Имеют только одну нуклеиновую кислоту: либо ДНК , либо РНК.













































Команда «ПРОТИВ»

Информация полученная на уроке , выполнение задания информационного листа, данные Энциклопедии, помощь интернета дали возможность нашей команде сделать следующие ВЫВОДЫ!!!

  • Всем живым организмам свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно.

  • Элементарной структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка.

Вирус не попадает под определение живого объекта, так как он не состоит из клеток, сам не является клеткой и по размерам намного меньше клетки. Вирус не имеет ничего общего с клеткой, а так как живыми признаны только клеточные тела, то получается, что вирус, это неживой объект.

  • Вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), упакованной в белковую оболочку. Если судить о вирусах только по этому описанию, то они действительно больше похожи на химические субстанции, чем на живой организм.

  • Вирусы содержат генетическую информацию, но не могут самостоятельно реализовать ее.

  • Вирусы  могут размножаться только внутри живой клетки.

  • Вирусы не размножаются на искусственных питательных средах - они чересчур разборчивы в пище. Обычный мясной бульон, который устраивает большинство бактерий, для вирусов не годится.

  • Поскольку вирусам недостает столь многих функций, присущих живым организмам, а также в связи с тем, что они обладают свойствами, которые мы привыкли встречать только в неживой природе, например, способностью к образованию кристаллов, вирусы нельзя отнести к живым существам.

В итоге наша команда пришла к выводу , что

Вирус — это оборотень. В клетке он ведет себя как существо, размножается, потомки его несут признаки родителей. Вне клетки он не что иное, как вещество, ведет минеральное существование, может превращаться в кристалл.

Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты

Команда «ЗА»

Используя данные урока, энциклопедии, а так же помощь интернет ресурсов наша команда может сказать следующее:

  • Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов и их совокупность.

  • Как и другие организмы, вирусы способны к размножению. Вирусы обладают наследственностью.

  • В природе, носителем генетической информации являются нуклеиновые кислоты. Известно два основных типа нуклеиновых кислот: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). У большинства живых организмов нуклеиновые кислоты содержатся в ядре и цитоплазме (клеточном соке). Вирусы, хоть и являются неклеточными структурами, но также содержат нуклеиновые кислоты. У вирусов, как и у прочих живых организмов, нуклеиновые кислоты играют роль носителя генетической информации. ДНК и РНК вирусов являются материальным субстратом наследственности и изменчивости вирусов – двух основных составляющих в эволюции вирусов в частности и всей живой природы в целом.

  • Вирусы влияют абсолютно на все формы жизни на Земле, а часто и определяют их судьбу. При этом они тоже эволюционируют. Прямым доказательством служит появление новых вирусов, таких как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД.

  • Вирусы, бесспорно, обладают свойством, присущим всем живым организмам, - способностью к воспроизведению, хотя и при непременном участии клетки-хозяина. Когда вирус проникает в клетку, он сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь клеточный аппарат, заставляя его синтезировать вирусные ДНК или РНК и вирусные белки. Такая схема заставила многих ученых по-новому взглянуть на вирусы. По словам вирусологов Марка ван Регенмортеля из Страсбургского университета во Франции и Брайана Махи из центров по профилактике заболеваний и контролю за их распространением, такой способ существования можно назвать "жизнью взаймы".

  • Эволюционное развитие вирусов имеет много общего с эволюцией других патогенных организмов. Для того чтобы сохраниться как вид, ни один паразит не может быть слишком опасным для своего основного хозяина, в котором размножается. В противном случае это привело бы к полному исчезновению хозяина как биологического вида, а вместе с ним и самого возбудителя.

  • Вирусы, как и любые другие паразиты, стимулируют деятельность защитных сил организмов.

  • Несмотря на довольно простую органическую структуру, вирусы являются полноправными представителями живой природы. Им присущи основные признаки жизни, такие как: способность к самовоспроизведению, изменчивость, наследственность, способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, подчинение законам эволюции.

  • Важно помнить, что в природе нет «полезных» и «вредных», а главное нет «лишних» звеньев и каждый организм выполняет свою, только ему свойственную роль в бесконечном спектакле под названием Жизнь.





Эксперт:


Разрешаю начать Дебаты!


Предоставляю слово спикеру команды «ПРОТИВ»


Предоставляю слово спикеру команды «ЗА»


Эксперт делает вывод!


Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.

В итоге нам придется отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым. И правят в своем отдельном царстве «ВИРУСЫ».








Что такое СПИД ?

В 1981 году появилось новое, ранее неизвестное науке, вирусное заболевание, получившее название СПИД.

Аббревиатура СПИД означает:

Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека

  • вызывает заболевание СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита (повреждение системы клеточного иммунитета, организм становится совершенно беззащитным перед микробами)

  • содержит 2 молекулы РНК

  • связывается с лейкоцитами, снижая их функциональную активность.

Природа вируса и механизм его действия

  • ВИЧ - это РНК-содержащий вирус . В отличие от онковирусов он вызывает не рост инфицированных клеток, а их гибель. Вирус, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические клетки, Белок вируса, оставшийся на поверхности клетки, изменяет её так, что она становится мишенью для клеток-убийц. Клетка погибает, а размножившиеся внутри неё вирусы попадают в кровоток, а оттуда в другие лимфоциты, и процесс повторяется снова. Макрофаги, зараженные ВИЧ, не погибают, а становятся местом размножения вируса, его резервуаром.

Перед вами схема действия вируса имунодефицита человека, Зараженная клетка человека

Гипотезы возникновения ВИЧ:

  • Африканская гипотеза (близкородственные вирусы приматов)

  • Широкое использование научных достижений ХХ века

(переливание крови, пересадка органов и другие открытия)

  • Искусственное возникновение вируса

(бактериологическое оружие)

  • Модификация вируса

(существование вируса с древних времен)


Фазы эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции

  • Начальная фаза – распространение ВИЧ идет в основном в среде лиц нетрадиционной ориентации ориентации;

  • Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется кровяным путем;

  • Третья фаза – когда в процесс вовлекается все население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путем.

Стадии болезни СПИДа

  • Заражение инфекцией ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.

  • Скрытый период: от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.

  • СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома ), сепсис и другие инфекционные заболевания.

ПОМНИТЕ!

  • СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.

  • СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

























































Приложение 1

Отличительные признаки вирусов


Отличия вирусов от неживой природы

Отличия вирусов от живой природы

1.


1.


2.



2.


3.


3.



4.



5.



6.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!